Мастер-класс на тему «Секреты быстрого запоминания, или как выучить стихотворение за пять минут».
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Аскалепова Светлана Николаевна

Каждый учитель сталкивается с определёнными трудностями, когда предлагает детям выучить наизусть стихотворный или прозаический текст: не каждому ребёнку даётся легко такое задание – всё зависит от степени развития памяти ученика, его образного мышления. Но что же делать, если память слабо развита, и образы в воображении школьника не возникают? Ответ ясен: память надо развивать и тренировать. Как?  Острота детской памяти  значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает.

Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.

   Подмена мысли памятью – большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.

 

Поэтому я хочу вам представить  методы, которыми я пользуюсь -  “Заучивания наизусть”. Эти  методы формируют воображение, понимание того, что читаешь; способность сохранять в памяти поступившую информацию, развивает память, образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

И  целью становится не объём информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией, изображать услышанное, читать рисунки.

Принцип обучения: коммуникативно-деятельный, личностно-ориентированный.

Режим занятий: интерактивный, диалоговый, партнёрские отношения между педагогом и обучаемым.

Предмет обучения и изучения: поэтический текст.

         Один из способов  запоминания основан   на методе МНЕМОТЕХНИКИ

(от греч. mnēmē — память и téchnē — искусство, мастерство).

   Мнемотехника - специально разработанные

 приёмы и способы, облегчающие процесс запоминания.

 Способ «рисования стихотворений» намного

 эффективнее и  привлекательнее для

ребёнка, так как организован в форме игры.

   Суть этого способа состоит в том, что

разучивая стихотворение, нужно рисовать

вместе с ребёнком к каждому слову, фразе

или  строчке простой рисунок-символ,

рисунок-ассоциацию, рисунок - схему.

   Если в стихотворении очень много непонятных для ребёнка слов, необходимо разъяснить их смысл и сделать опорные картинки.

Мнемотаблицы

    Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения.    В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

Актуальность этого метода я: быстрое заучивание поэтических текстов, анализ прозаических произведений, подготовка к ЕГЭ. Происходит развитие ребёнка, его творческих способностей.

Достижения: практика показывает, что большинство учеников в классе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память учеников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. В дальнейшем практически каждому ребёнку достаточно 10-12 минут для заучивания стихотворения из трёх-четырёх строф. Дети хорошо пишут изложения, свободные диктанты, умело подробно или сжато пересказывают текст, т.е. легче выполняют те виды работ, где требуется что-либо запомнить или восстановить по памяти. Так как за окнами скоро наступит зима, в качестве примера я взяла стихотворение, связанное с зимней тематикой. Называется это стихотворение «Одуванчик из снежинок» ( Татьяны Шорыгиной) . Загадочно? Не правда ли? Мне тоже понравилось это название.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mneioteh_mas.docx175.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему «Секреты быстрого запоминания, или как выучить стихотворение за пять минут».


«Единственное сокровище человека – это его память. Лишь в ней – его богатство или бедность».

Адам Смит


- Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте познакомимся.  А поможет нам в этом вот эта ваза с конфетами. Берите конфетку и называйте свое имя и качество  характера, которое начинается на первую букву вашего имени.

-Начнём с меня – Светлана (Светлая)...( Я прохожу и всем подаю вазочку)

-Спасибо!

-А сейчас для дальнейшей работы нам нужно разделиться на 2 группы. В первой группе будут работать коллеги, которые  взяли синюю конфету. Во вторую группу  проходят коллеги с красной конфетой.

Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
                   Конфуций
 

Каждый учитель сталкивается с определёнными трудностями, когда предлагает детям выучить наизусть стихотворный или прозаический текст: не каждому ребёнку даётся легко такое задание – всё зависит от степени развития памяти ученика, его образного мышления. Но что же делать, если память слабо развита, и образы в воображении школьника не возникают? Ответ ясен: память надо развивать и тренировать. Как?  Острота детской памяти  значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает.

Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.

   Подмена мысли памятью – большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.

Поэтому я хочу вам представить  методы, которыми я пользуюсь -  “Заучивания наизусть”. Эти  методы формируют воображение, понимание того, что читаешь; способность сохранять в памяти поступившую информацию, развивает память, образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

И  целью становится не объём информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией, изображать услышанное, читать рисунки.

Принцип обучения: коммуникативно-деятельный, личностно-ориентированный.

Режим занятий: интерактивный, диалоговый, партнёрские отношения между педагогом и обучаемым.

Предмет обучения и изучения: поэтический текст.

         Один из способов  запоминания основан   на методе МНЕМОТЕХНИКИ

(от греч. mnēmē — память и téchnē — искусство, мастерство).

   Мнемотехника - специально разработанные

 приёмы и способы, облегчающие процесс запоминания.

 Способ «рисования стихотворений» намного

 эффективнее и  привлекательнее для

ребёнка, так как организован в форме игры.

   Суть этого способа состоит в том, что

разучивая стихотворение, нужно рисовать

вместе с ребёнком к каждому слову, фразе

или  строчке простой рисунок-символ,

рисунок-ассоциацию, рисунок - схему.

   Если в стихотворении очень много непонятных для ребёнка слов, необходимо разъяснить их смысл и сделать опорные картинки.

Мнемотаблицы

    Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения.    В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

Актуальность этого метода я: быстрое заучивание поэтических текстов, анализ прозаических произведений, подготовка к ЕГЭ. Происходит развитие ребёнка, его творческих способностей.

Достижения: практика показывает, что большинство учеников в классе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память учеников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. В дальнейшем практически каждому ребёнку достаточно 10-12 минут для заучивания стихотворения из трёх-четырёх строф. Дети хорошо пишут изложения, свободные диктанты, умело подробно или сжато пересказывают текст, т.е. легче выполняют те виды работ, где требуется что-либо запомнить или восстановить по памяти. Так как за окнами скоро наступит зима, в качестве примера я взяла стихотворение, связанное с зимней тематикой. Называется это стихотворение «Одуванчик из снежинок» ( Татьяны Шорыгиной) . Загадочно? Не правда ли? Мне тоже понравилось это название.

Одуванчик из снежинок

Поднесёт к губам Зима,

Только дунет – и пушинок

Разлетятся семена.

Одуванчик облетает,

В окнах теплится огонь,

Зимний вечер подставляет

Белым звёздочкам ладонь.

Мне нужна фокус-группа из 5-ти человек. У каждого из вас в раздаточных материалах будет данное стихотворение, а также в них вы найдете подробную инструкцию, как использовать тот или иной метод. По окончанию работы мы должны увидеть результат труда – выученное наизусть стихотворение.


Способ 1: «Начало есть»


Одуванчик из снежинок

Поднесёт к губам Зима,

Только дунет – и пушинок

Разлетятся семена.


Одуванчик облетает,

В окнах теплится огонь,

Зимний вечер подставляет

Белым звёздочкам ладонь.


1.Прочитать первый раз внимательно стихотворение, вдумываясь с содержание.

2.В стихотворении, в каждой строке нужно оставить несколько первых символов (слов), остальные убрать. Можно оставить все нечетные предложения (т.е первое, третье и т.д., обращая внимание на рифму и логику изложения)

3.Повтори стихотворение, используя записанные вами подсказки - начало строк.

4.Попробуй повторить стихотворение без подсказок, выяви пробелы, сделай акцент на них.

5.Расскажи наизусть все стихотворение.

Способ 2: «Вообрази картину и нарисуй»


Одуванчик из снежинок

Поднесёт к губам Зима,

Только дунет – и пушинок

Разлетятся семена.

Одуванчик облетает,

В окнах теплится огонь,

Зимний вечер подставляет

Белым звёздочкам ладонь.


1.Чтобы представить картину, изображённую поэтом, нужно каждую строчку вдумчиво прочитать, создать воображаемые образы.

2.Затем все эти образы соединить в одну целостную картину, отображающую содержание стихотворения.

3.Самое главное, что ученики должны сами, основываясь на своих ассоциациях, нарисовать картину, учитель не должен навязывать свои ассоциации, иначе в памяти данные слова не отложатся.

4.Можно представленную картину нарисовать на отдельном листе. Выйти отвечать стихотворение к доске с ней, это хорошая моральная поддержка, многие дети стесняются выступать, на публике, а здесь их мысли будут отвлечены и заняты защитой своего творчества. А еще это дополнительный бонус к оценке, думаю, любой учитель оценит креативность.

5.Более того, можно подключить интерактивную доску, где один из учеников будет рисовать эту картину, особо смелый…

Способ 3: «Пишите на бумаге»


Одуванчик из снежинок

Поднесёт к губам Зима,

Только дунет – и пушинок

Разлетятся семена.


Одуванчик облетает,

В окнах теплится огонь,

Зимний вечер подставляет

Белым звёздочкам ладонь.


1.Перепишите стихотворение. Чтобы активизировать механическую память, стоит переписать стихотворение из книжки в тетрадь, тем самым, ещё пропустив стихотворение через себя. Запомните главное правило: учите стих лишь с листа, на который вы его переписывали.

Прочитайте первую строчку, затем повторите её вслух (не подглядывая в текст). Постепенно переходите на следующую строчку, потом дальше и дальше, пока не дойдёте до победного конца. Объёмное стихотворение следует разбивать на части.

2.Прочитайте стихотворение несколько раз и попробуйте записать еще раз только, что запомнили. Так вам сразу станет понятно, в каких местах у вас возникают трудности и что нужно перечитать ещё раз. Кроме того, работа руками подключает двигательную память.

3.Если в это время вы будете проговаривать текст вслух, то у вас одновременно будут работать три вида памяти: зрительная, двигательная и слуховая, а значит, запоминать будет намного легче.

Способ 4: Мнемотехника

Одуванчик из снежинок

Поднесёт к губам Зима,

Только дунет – и пушинок

Разлетятся семена.

Одуванчик облетает,

В окнах теплится огонь,

Зимний вечер подставляет

Белым звёздочкам ладонь.

Для мнемотехники необходима мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово в строке или на всю строку придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

В мнемотехнике можно использовать рисунки ребенка, распечатать или вырезать из журнала готовые картинки. Но, почти уже в каждом доме есть незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и компьютерные программы. Одна из них Microsoft Power Point, в которой можно создавать мнемотаблицы.

Можно пойти от противного, наоборот дать сначала мнемотаблицу, которая заранее готовится по изучаемому стихотворению, попросить учащихся написать слова, описать образы, которые они видят на таблице. Своего рода отгадать загадку. А затем познакомить с самим стихотворением, т.е данная работа идет на опережение.

Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки. Этот приём в дальнейшем поможет учащимся при написании изложений и сочинений, при составлении и решении задач, на уроках географии и истории.

Образец:

hello_html_m81fb545.png

Космонавт

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

В. Степанов

Способ 5: интерактивный сервис byfart.com и сервис LearnPoem – самые популярные среди детей.

Сегодня наших «компьютерных» детей невозможно представить себе без современных телефонов и гаджитов. Поэтому данные интерактивные методы однозначно заинтересуют поколение 21 века, окунувшись в мир всемирной паутины, они, играя, с легкостью выучат любое стихотворение.


Сервис byfart.com (хватит зубрить)подходит как для взрослых людей, так и для детей школьного возраста. Процесс заучивания стихов превращается в увлекательную игру "пазлы". Достаточно откопировать нужное стихотворение и вставить его в соответствующее поле. После этого Вам будет предложено "собрать" стихотворение из разрозненных строк. Если ошибаетесь, вам предлагается пройти это задание еще раз, только после этого вам будет разрешено перейти на другой уровень. Во время прохождения шести уровней этой "игры" Вы не только весело проведёте время, но и сможете быстро выучить стихи.

В Приложения в Google Play – Учить Стихи есть сервис LearnPoem – это приложение, которое позволяет быстро и эффективно заучивать любые стихотворения наизусть. Основная идея приложения научить вас запоминать ключевые моменты текста постепенно, скрывая случайные части стихотворений.

1.Вы находите в интернете необходимое стихотворение и копируете его в буфер обмена, далее возвращаетесь в приложение и вставляете текст в него.

2.В начальном мануале описано, что сначала нужно прочитать произведение, после чего нажать на кнопку далее. Маркером удаляются некоторые слова и вам необходимо повторить стих, но уже используя свои воспоминания о нем, пусть даже небольшие. И так шаг за шагом, пока маркером не будет зачеркнуто все произведение. Если слово или фразу не были запомнены, то нужно нажать на другой маркер, который воспроизведет текст заново.

В заключении хочу сказать, что быстрое заучивание стихотворения зависит не от уровня развития памяти, а от того, как мы подходим к самому процессу. Не следует забывать о ведущем канале восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по химии тема "Самодельные индикаторы"

С данным мастер - классом я участвовала в районном конкурсе "Мастер - класс" в номинации "Оптимизация образовательного процесса". Заняла 2 место....

Выступление на занятии "мастер - класс" № 1 по теме Критерии личностного роста учителя

Методическая разработка: презентация для проведения "Мастер - класс". Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии,  обогащении своих духовных потре...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта.

Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта....

Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта

Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта...

Мастер-класс для родителей " Простые секреты учителя-логопеда "Формируем звуки вместе!"

Простые секреты учителя-логопеда "Формируем звуки вместе"...

Мастер – класс для родителей "Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе" (старшая группа)

Мастер – классдля родителей«Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе»(старшая группа)...

Информационное письмо о проведении мастер-класса среди учащихся школ "СекреТЫ ПРОФессиИ"

Профориентационный мастер-класс «СекреТЫ ПРОФессиИ» разработан и проводится  в рамках реализации инновационного проекта-грантообладателя  «Студия графического дизайна &laqu...