Тексты диктантов по русскому языку. 5 класс VIII вид
материал (5 класс) на тему

Сборник диктантов по русскому языку  для 5 класса VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktanty_5_klass.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

ДИКТАНТЫ 5 КЛАСС

 

по теме : «Предложение»

Вариант №1.

Зимой в лесу.

Утром я вышел из лесной избушки. Погода стояла прекрасная. Небо было синее. Вот я на опушке леса. Там снежная поляна. За ней лес и овраг. Всё покрыто пушистым снегом. В зимнем уборе красиво выделялись деревья на светлом прозрачном воздухе. Сверкал иней на берёзах и елях. Как красиво! Долго я любовался красивым видом видом в глухом лесу.

Задание:

  1. Во втором предложении подчеркнуть подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения.

Вариант №2.

 Прогулка.

Осенью ребята ходили в рощу. Пожелтели берёзки. Покраснели осинки. На рябине созрели гроздья ягод. По лесной тропе дети вышли на поляну. Кругом рос пушистый ельник. Зеленели молодые ёлочки. Из лесной чащи слышались весёлые песни птиц. Девочки собрали сучья и шишки. Мальчики зажгли на берегу ручья костёр. Тихо было в лесу. Дети сели  к огню и достали припасы. Серёжа стал читать интересный рассказ. По дороге домой ребята пели песни. Весёлые они вернулись с прогулки.

Задание:

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения.

ДИКТАНТ

по теме : «Звуки и буквы»

Вариант №1.

Осень.

Редко светит солнышко. Дует холодный  резкий ветер. Небо хмурое. Идёт мелкий дождь. На улице грязь и лужи. Облетели с деревьев листья. На голых ветках рябины видны краснее ягоды. Не поют больше чижи. Не летают стрижи. В пруду не резвятся ерши и щуки. Скоро начнутся заморозки. Замелькают в воздухе белые пушистые снежинки. Наступит зима.

Задание:

  1. Второе предложение разобрать по членам предложения с указанием частей речи.
  2. Сосчитать, сколько звуков и букв в словах: солнышко, дождь, грязь.
  3. О каких приметах осени говорится в тексте?

Вариант №2.

В мае Саша принёс домой ежа. Ёжик сразу залез под комод. Ночью он стал бродить по дому. Ёж ловил мышей.

Осенью с деревьев опали листья. Саша отнёс ежа в рощу. Хоть и хорошо ему жить дома, но на свободе лучше.

Задание:

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения.
  2. Сосчитать, сколько звуков и букв в словах: ёж, жить, свобода.
  3. Письменно ответить на вопрос: «Почему Саша отнёс ежа в рощу?»

ДИКТАНТ

по теме : «Состав слова»

Вариант №1.

Вот такая птичка!

Ноябрь! Тускло светит солнышко. Уже сильный мороз. Реки и пруды затянуты льдом. Только прорубь чернеет. Вдруг я увидел птичку у воды. Я шагнул. Птичка шмыгнула в воду и скрылась. Опасно! Но вот она бежит по дну реки. У птички острые когти. Это водяной воробей. Водяные воробьи живут около рек.

Задание:

  1. Последнее предложение разобрать по членам предложения.
  2. Разобрать по составу слова: перелески, берёзонька, проезд, птичка.
  3. О чём ты узнал из этого текста?

Вариант № 2.

Белка.

Сидит белка на ветке да шишки грызёт. Захотелось ей грибков поесть. Перепрыгнула белочка с дерева на землю. Зверёк ест рыжики, подосиновики, грузди, белые грибы. Только не ешь, белочка, красный гриб в белых пятнах. Это ядовитый мухомор.

Задание:

  1. Третье предложение разобрать по членам предложения.
  2. Разобрать по составу слова: грибки, подарок, белочка.
  3. Во 2-м и 4-м предложениях найти слова с приставками, приставки обозначить.

Вариант № 3

На стройке.

Около нашей школы стройка. Тут строят спортивный комплекс. На стройке работает подъёмный кран. Интересно наблюдать за его работой. Быстро и ловко он переносит груз. На кране работает Пётр Ильин. Он – бригадир. За хорошую работу ему объявили благодарность. Скоро мы пойдём в новый спортзал. Там будем заниматься физкультурой.

Задания:

  1. Выписать и разобрать по членам предложения: На стройке работает подъёмный кран.
  2. Разобрать по составу слова: школа, стройка, подъём.
  3. Подобрать по одному однокоренному слову к словам: груз, дом, труд, мир, кран.
  4. Проверить безударную гласную в корне, написать проверочное слово к словам: дома, цветы, плоды, река, страна, вода.

ДИКТАНТ

по теме : «Правописание гласных в корне слова»

На горе.

Трещат морозы. Иней запушил деревья. Затянуты реки и пруды крепким льдом. Начался сильный снегопад. Белый ковёр покрыл холодную землю. За нашим двором есть большая гора. Каждый день бегут туда ребятишки с салазками. С утра до вечера стоит на горе шум. Страшно ехать только первый раз. Вот мальчики сели в санки и летят стрелой. А Костя едет на коньках. Шалунья Катя свалилась в сугроб. Много на горе шума и веселья.

Задание:

  1. Второе предложение разобрать по членам предложения.
  2. Из предложения «За нашим двором есть большая гора»  выписать слова с безударной гласной в корне, подобрать и написать проверочное слово.

ДИКТАНТ

по теме : «Правописание согласных в корне слова».

Каток.

Мы живём  в селе Морозки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мягкий снежок. Ребята с радостью расчистили площадку. Они залили её водой. Ночью лёд окреп. Утром дети уже катались по гладкому льду. Легко бежали коньки по скользкой дорожке. Хороший каток! У всех детей было праздничное настроение.

Задание:

  1. Разобрать по составу слова: Снежок, площадка, гладкий, дорога, побег, окреп.
  2. К словам : гладкий, скользкая, легко, погодка, мягкий, дорожка подобрать проверочное слово.
  3. Первое предложение разобрать по членам предложения.

ДИКТАНТ

по теме « Правописание приставок и предлогов».

Зима.

Прошла осень. Наступила зима. С каждым днём всё холоднее. Лужи на улицах покрыты тонким ледком. И пруд уже замерз. В перемену мальчики и девочки бегут на пруд. Лопатами чистят они снег. Метлой подметают лёд. Хорошо будет кататься по льду на коньках! Облетели листья с деревьев. А на ветвях рябинки видны красные гроздья ягод. Хохлатые птицы клюют их.

Задание:

  1. Последнее предложение разобрать по ленам предложения.
  2. В первых четырёх предложениях обозначить приставки и предлоги.
  3. Списать словосочетания, раскрыть скобки:

(С)ъхал (с) горы, (в)ъезд (во)двор, (по)шёл (по) дороге, (на) листе (на)рисовал.

ДИКТАНТ

по теме : «Части речи»

На улицах города.

Зимой убирают снег. Вот машина с железным скребком и круглой щёткой. Она одна очищает скребком снег. А щётка всё подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит другая машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами. Снег пополз в грузовик. Один за другим подъезжают грузовики и увозят снег. Скоро снега нигде не осталось. Будто в городе и зимы не было.

Задание:

  1. В предложении «Подходит другая машина» подчеркнуть члены предложения и пописать части речи.
  2. Записать слова, определить части речи: машина, железный, грузовик, зима, город, снежная, заработала, пополз, увозят.
  3. Составь и запиши предложение из слов: По, свежий, ветерок, лесу, разносил, запахи ,весенние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к ведению тетрадей по русскому языку. Объем текстов диктантов для 5-9 классов.

Требования к соблюдению орфографического режима в тетрадях по русскому языку. Методические рекомендации по оценке устных ответов и письменных работ учащихся....

Сборник диктантов по русскому языку. 7 класс VIII вид

Сборник диктантов по русскому языку для 7 класса VIII  вида...

Тексты диктантов по русскому языку. 8 класс VIII вид

Тексты диктантов по русскому языку для 8 класса VIII вида...

Тексты диктантов по русскому языку. 9 класс VIII вид

Тексты диктантов по русскому языку для 9 класса VIII вида....

Тексты диктантов по русскому языку для 8 класса.

Диктанты распределены по основным темам программы....