Рабочая программа по предмету «Развитие речи» для 5, 6, 7 классов коррекционной школы I вида
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

Бондаренко Светлана Алексеевна

Материал может быть полезен учителям русского  языка и литературы, преподающим развитие речи в коррекционной школе I вида.

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» для 5, 6, 7 классов I вида основного общего образования разработана на основе  программы «Язык и литература»  для специальных (коррекционных)  образовательных учреждений I вида (для глухих детей)  (IV – VII классы, автор Л.П. Носкова. - Москва: «Просвещение», 2005)

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» для 5, 6, 7 классов

(I вид) основного общего образования разработана на основе  программы «Язык и литература»  для специальных (коррекционных)  образовательных учреждений I вида (для глухих детей)  (IV – VII классы, автор Л.П. Носкова. - Москва: «Просвещение», 2005).

При обучении языку в рамках предмета «Развитие речи» в средних классах школы глухих ставятся две цели:

- во-первых, школьники должны постоянно получать оформленную языковыми средствами новую и актуальную для них информацию об окружающем, новые знания из разных образовательных областей, к которым школа имеет отношение;

- во-вторых, изучая язык не как застывшую систему, а в режиме его употребления, школьники должны развивать свою языковую способность совершенствовать все виды речевой деятельности, получать первоначальные знания о системном устройстве языка и применять их в речи.

При этом фонетические, лексические и грамматические значения следует отрабатывать в единстве, т. е. в структуре целого речевого высказывания, в тех речевых конструкциях, которые используются в речи, а не путем запоминания терминов.

В обучении языку детей с нарушениями слуха и речи  предусматривается постепенный переход к такой работе по речевому развитию, при которой наряду с практическим усвоением речевых средств и действий они будут приближаться к анализу и осознанию языковых явлений, к обобщениям, что требует усиления внимания к самой материи языка, к его формам и значениям.

Новый уровень обогащения речи и овладения языком на данном этапе обучения определяется не простым увеличением количества разного рода упражнений по развитию диалогической и монологической речи, а соединением усилий, направленных как на запоминание речевых средств в условиях общения, так и на осознание их смыслового содержания и структурного оформления. Школьники учатся не только употреблять определенные высказывания в соответствии с задачей коммуникации и накапливать запас речевых средств применительно к различным ситуациям-общения, но и конструировать новые высказывания для более точного выражения мысли. Такая работа над языком требует не только значительного запаса готовых речевых средств, но и знаний о строении основной коммуникативной единицы — о структуре предложения и его соотношениях с другими языковыми единицами (словом, словосочетанием, текстом).

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

Содержанием уроков развития речи является обучение связной монологической, а также диалогической речи.

В диалогах на актуальные для детей этого возраста темы уделяется внимание не только правильному построению и чередованию вопросительных и повествовательных предложений, но и умению вносить уточнения в сообщения собеседников, выражать согласие или несогласие с мнением одноклассника, ставить дополнительные уточняющие вопросы, получать адекватные ответы, предлагать продолжить или завершить беседу, перейти на другую тему, объяснить свою точку зрения, доказать высказанное положение и т. д.

Значительную часть подобных диалогов приходится связывать непосредственно с предстоящей или с выполненной письменной работой, с деятельностью учащихся на уроках и внеклассных занятиях, однако этим тематика диалогов не ограничивается. Содержанием диалогов может быть любая, спонтанно возникшая тема, связанная с интересами детей. Для этого в программе даются наборы готовых для введения в речь детей высказываний, которые многократно повторяются и закрепляются в сходных ситуациях.

В число письменных работ по развитию речи входят описания (явлений, объектов, событий, поступков), сочинения (по картине, на заданную тему, по прочитанным произведениям), изложения (прочитанных или прослушанных текстов). На эти виды работ отводится половина учебного времени  V классе и две трети — в VI — VII классах.

Описания и сочинения проводятся как на базе предварительного обсуждения и коллективно составленного плана, так и самостоятельно на знакомые темы. Изложения в V классе носят преимущественно обучающий характер. Учащиеся постепенно подводятся к пониманию основного требования к изложению: не стремиться заучивать текст и передавать его дословно. При обучении изложению проводится работа по композиционному перестроению излагаемого текста при сохранении его содержания и .мошки, а также в плане вариативной передачи одного и того же смысла в разных типах фраз. Школьниками отбираются разные варианты фразеологического материала из ранее отработанного объема речевых средств, а учителем дополнительно вводятся новые типы высказываний.

Другим видом работ по развитию речи выступают письма, записки, заявления, объявления, анкеты, автобиографии, отчеты. Для каждого из видов деловых бумаг даются образцы, или заданные формы и показывается мера творчества, допустимая при их составлении. Не рекомендуется просто упражняться в составлении деловых бумаг без их практического использования. Составление их должно быть мотивированным и связанным с реальной жизненной потребностью. Некоторая часть этих работ может быть выполнена на уроках предметно-практического обучения или в связи с ними.

Особое внимание на уроках развития речи уделяется обучению планированию (план урока, экскурсии, вечера, сочинения, изложения, рассказа и т. п.). Следует уделять внимание не столько отдельным этапам выполненной работы или пунктам плана произведения, сколько плану в целом. К частям или этапам деятельности целесообразно подходить от целого и к нему же возвращаться в заключение.

Сущность работы по развитию речи заключается в развитии способа общения, в воспитании речевого поведения, в формировании речевой деятельности.

Ведущей формой общения педагога  с учениками является устная речь и слухо-зрительное ее восприятие учащимися. Дактильная форма речи  используется учителем как вспомогательное средство.

На уроках развития речи работа над связным высказываниями углубляется, расширяется.  Основными видами работ являются   такие, которые имеют коммуникативную направленность.  В   основе  высказываний о виденном, пережитом лежит потребность узнать что-то новое, поделиться впечатлениями, рассказать о себе. При выборе тем, на основе которых формируются умения, учитывается интерес к ним у детей данного класса, развивающий потенциал учебного материала. Темы для уроков развития речи связываются с наблюдениями детей,  их впечатлениями, действиями, событиями,  происшедшими с ними или с их товарищами.

В этих условиях формируются умения, характерные для целостного монологического высказывания  и его задач, планирование высказывания, выделение мысли, отбор речевых средств, контроль и корректировка высказывания. Созданная учителем мотивация высказывания повышает интерес учащихся к работе, понимание ее необходимости, желание выполнять задание, что активизирует их деятельность и способствует сознательному овладению монологической речью.

В процессе обучения  у детей    формируются    общие   для    разных   высказываний умения: представлять и раскрывать тему, выделять основную мысль высказывания, систематизировать материал (отбирать его, группировать по отделам, устанавливать связи между частями, определять и соблюдать логику изложения мыслей, планировать высказывание), выражать мысли правильно, точно, ясно.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Распределение  учебных часов по классам

Количество часов в неделю по классам

5 класс

6 класс

7 класс

4

4

3

4. Содержание учебного предмета, курса

5 класс

Умение начать, продолжить, закончить беседу или изменить ее тему: Я хочу сообщить (узнать, выяснить, добавить, уточнить, возразить, поговорить о другом...); Я хочу рассказать о...; Я хочу спросить о... .

Умение выразить согласие, несогласие с высказыванием собеседника: Я думаю так же (иначе, по-другому); Ты прав (неправ, ошибаешься); Докажи, что...; Я (не) согласен с тобой (с Вовой, с вами).

Умение ответить на вопрос кратко или развернуто с учетом ситуации или всего контекста диалога.

Умение выразить понимание или непонимание в ходе беседы: Я понимаю (не понимаю, мне непонятно), что это значит; Повторите, пожалуйста; Объясните, что значит...; Как сказать по-другому; Приведи(-те) примеры.

Умение выразить оценку, отношение к сказанному собеседником (внятность, грамотность, полнота, доказательность, точность вопроса, ответа, сообщения).

Умение использовать в устной или письменной форме речевые обороты: Главное заключается в том, что...; Из всего следует, что...; Основная мысль состоит в том, что...; Все это означает, что...; Из всего можно сделать вывод, что... .

Умение выражать в речи смысловые отношения, используя простые и сложные предложения: Я приготовил (-а) ужин. В это время пришла с работы мама. Когда я приготовил (-а) ужин, с работы пришла мама. Он пропустил урок по болезни. Он пропустил урок потому, что был болен. Он был болен, поэтому пропустил урок. Если будешь на уроке невнимателен, то домашнее задание будет трудно выполнить. На уроке будешь невнимателен, значит, домашнее задание будет трудно выполнить. Бабушка живет в большом городе. Он находится в Сибири. Бабушка живет в большом городе, который находится в Сибири. Я занимаюсь спортом для здоровья. Я занимаюсь спортом, чтобы быть здоровым.

Умение строить и использовать в речи структуры с опорными словами: не только..., но и...; чем больше (чаще, лучше)..., тем...; у него... (что-либо негативное), зато... (что-то позитивное).

Умение объединять последовательно описываемые события в связное синтаксическое целое, используя различные связки: вдруг, неожиданно, а затем, одновременно, точно так же, после всего, несмотря на..., как только...

Умение использовать в речи глаголы совершенного и несовершенного вида с учетом продолжительности, законченности или повторяемости действия.

Умение заменять в связном тексте повторяющиеся существительные личными местоимениями.

Умение описывать отдельные события, явления, предметы или сравнивать их между собой.

Умение составлять рассказы о выполненных действиях, по картине, на-заданную тему.

Умение написать изложение проработанного с учителем текста по коллективно составленному плану, используя по выбору синонимические замены к отдельным предложениям, распространяя или сокращая объем прочитанного рассказа с сохранением сюжетной линии.

Умение составлять тексты записок, поздравительных открыток, вести записную книжку.

Примерные темы по развитию речи

I четверть. Воспоминания о летних каникулах. Интересный случай. Школьная перемена. Ход урока. Семья. Новый друг (подруга). Осенняя природа. Любимое занятие.

II четверть. Осенние каникулы. Интересный кинофильм. Школьный праздник. Дежурство в классе (в столовой, в мастерской). Мой дом. Зимняя природа. Из жизни животных.

III четверть. Зимние каникулы. Любимая книга. Моя улица. Выходной день. Посещение магазина. Городской транспорт. Соседи. Описание животного.

IV четверть. Весенняя природа. Увлечения. Праздники. Любимый учебный предмет. Интересное событие. Правильный поступок. Мой город. Интересная экскурсия. Планы на лето.

6 класс

Умение предложить тему для коллективного обсуждения, аргументировать свои высказывания, выразить отношение к словам собеседника, продолжить или прервать беседу: Давайте поговорим о...; Я хотел(-а) бы рассказать о... (послушать о..., узнать твое мнение о...); Мне кажется, что это важно (нужно, интересно...), потому что...; Я считаю, что надо поговорить о... (закончить беседу, вспомнить о...).

Умение использовать в беседе реплики, объединяющие высказывание и вопрос: Мне это нравится, а тебе? Я видел этот фильм, а ты? У меня много друзей, а у тебя? Я считаю, что надо сделать так, а как ты считаешь?

Умение выяснить что-либо, задав вопрос или сформулировав поручение: Какая столица этой страны? Назови столицу этой страны. Каких ты знаешь зимующих птиц? Перечисли зимующих птиц. Какая здесь связь слов? Определи связь слов. Где ты живешь? Скажи свой домашний адрес.

Умение использовать в устной или письменной форме речевые обороты: Даже зимой бывает теплая погода. Даже в пустыне цветут цветы. Даже после объяснения учителя он допустил ошибку.

Умение строить вопросительные предложения и отвечать на них при отсутствии вопросительного слова: Ты самостоятельно решил задачу? Да, самостоятельно. Ты провел каникулы на даче? Да, на даче. Ты ходил в театр с родителями? Нет, с товарищем. Ты. любишь собирать марки? Я раньше собирал марки, а теперь увлекаюсь фотографией. У тебя есть сестра? У меня есть не только сестра, но и брат. Ты умеешь кататься на лыжах? Да, умею. И на коньках тоже.

Умение использовать в речи глаголы совершенного и несовершенного вида при построении сложных предложений.

Умение использовать в речи вариативные высказывания с одним и тем же содержанием: Я выполнил задание без ошибок. Я не допустил ошибок при выполнении задания. Я выполнил задание правильно, безошибочно. У меня нет ошибок. Это задание легкое. Это задание нетрудное. Это задание не вызвало у меня затруднений. Я не затруднялся при выполнении этого задания. Я без труда выполнил это задание. Ученик опоздал в школу. Ученик пришел в школу с опозданием. Ученик пришел в школу не вовремя. Он отнесся к работе несерьезно. Он легкомысленно отнесся к работе. Он отнесся к работе без внимания. Автор этого произведения Пушкин. Это произведение написано Пушкиным. Пушкин написал произведение ... . Это произведение принадлежит перу Пушкина.

Умение написать письмо друзьям и родным. Умение написать объявление   о   предстоящей   экскурсии,   родительском   собрании, спортивном соревновании.

Умение написать сочинение с элементами рассуждения. Умение написать изложение самостоятельно прочитанного рассказа после коллективного анализа содержания и выбора вариативных способов выражения смысла текста.

Примерные темы по развитию речи

I четверть. Первый день в школе. Интересные встречи в летние каникулы. Наблюдения за природой. События школьной жизни. Интересная книга. Новые увлечения. Из жизни животных. Смелый поступок. Интересные профессии.

II четверть. Занятия в свободное время. Посещение выставки. Новый кинофильм. Поведение в транспорте. Интересная экскурсия. Подготовка к празднику. Газетная информация.

III четверть. Занятия в зимние каникулы. Зимняя природа. Занятия спортом. Помощь родителям. Наблюдения за животными. События из жизни великих людей. Интересные телепередачи. События в стране и за рубежом.

IV четверть. Весенняя природа. События в школе. Интересные занятия. Люди искусства (артисты, художники). Школьный праздник. Работа в школьной мастерской. Явления природы.

4. Тематическое планирование

Таблица тематического распределения количества часов, 5 класс:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Первый день в школе

4

2

Интересные встречи в летние каникулы

5

3

Наблюдения за природой

6

4

События школьной жизни

4

5

Интересная книга

3

6

Новые увлечения

2

7

Из жизни животных

5

8

Смелый поступок

3

9

Интересные профессии

4

10

Занятия в свободное время

4

11

Посещение выставки

4

12

Новый кинофильм

5

13

Поведение в транспорте

3

14

Интересная экскурсия

5

15

Подготовка к празднику

5

16

Газетная информация

2

17

Занятия в зимние каникулы

6

18

Зимняя природа

6

19

Занятия спортом

4

20

Помощь родителям

6

21

Наблюдение за животными

9

22

События из жизни великих людей

6

23

Интересные телепередачи

2

24

События в стране и за рубежом

1

25

Весенняя природа

9

26

События в школе

3

27

Интересные занятия

5

28

Люди искусства (артисты, художники)

6

29

Школьный праздник

3

30

Работа в школьной мастерской

3

31

Явления природы

3

Таблица тематического распределения часов, 6 класс:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Интересные события прошедшего лета

3

2

Отношение к учебным предметам

2

3

Оценка собственной деятельности на уроках

2

4

События в стране и за рубежом

2

5

Природные явления

4

6

Произведения искусства

6

7

Осеннняя природа

17

8

Новости кино и спорта

3

9

Героические поступки

6

10

Полезные советы

7

11

Любимая книга

1

12

Встречи с друзьями

3

13

Из жизни животных

8

14

Зимняя природа

14

15

Из прошлого нашей Родины.

12

16

Интересная профессия

10

17

Поведение в гостях

3

18

События в городе и стране

1

19

Весенняя природа

11

20

События в классе

8

21

Посещение выставки, театра, библиотеки и т.д.

10

22

Полезные советы

1

23

Планы на летние каникулы

2

Таблица тематического распределения количества часов, 7 класс:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Летняя и осенняя природа

11

2

События школьной жизни

2

3

Бытовые приборы и инструменты, облегчающие труд человека

2

4

Полезные советы

5

5

Интересные профессии

4

6

Благородные поступки

2

7

Новые книги, кинофильмы.

1

8

События в стране и за рубежом.

1

9

Занятия и увлечения

5

10

Из жизни писателей, художников, ученых

5

11

Праздники, дни рождения, встречи с друзьями и родными

10

12

Из жизни животных

11

13

Труд в мастерских

3

14

Занятия родителей

2

15

Зима и весна

3

16

Зимние и весенние каникулы

4

17

Полезные дела

1

18

Спортивные соревнования

2

19

Внешний вид товарища ( подруги)

2

20

Неприятный случай

2

21

Весенняя и летняя природа

11

22

Из жизни великих людей

4

23

Любимые школьные предметы

4

24

Мечты о будущем

3

25

Новые книги и кинофильмы

2

6. Материально-техническое обеспечение

  1. Зикеев А.Г.  Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебное пособие в 4-х частях для работы с учащимися 4-7 классов специальных( коррекционных) образовательных учреждений. М.; «Владос».
  2. Русский язык 5 класс. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида. Авторы: А.Г. Зикеев, К.Г. Коровина Владос, 2011.
  3. Русский язык 6 класс. Грамматика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида. Автор: И.А. Шаповал.- М.: Владос, 2011.
  4.  Зикеев  А.Г.Читай! Размышляй! Пиши! Пособие по развитию речи для 3-6 классов    специальных (коррекционных) образовательных учреждений I,II вида в 3х частях. – М.: Владос, 2005г.

7. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Учащиеся должны знать, что:

- одно и  то же смысловое содержание может оформляться разными речевыми средствами;

-различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыслу содержание;

-запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением обогащает речь;

-для развития общения с окружающими, понимания словесной информации полезно постоянно не только накапливать речевые средства (слова, словосочетания, фразы), но и упражняться в разных видах речевой деятельности;

-употребление регулярно вводимых в общение речевых средств в новых контекстах и речевых ситуациях уточняет значение слов и фраз и ускоряет их запоминание;

Учащиеся должны уметь:

-строить новые высказывания и тексты с учетом вида работы над речевым материалом (диалог, рассказ, описание, рассуждение);

-применять усвоенные в обучающих и тренировочных упражнениях способы работы над речью в аналогичных заданиях и условиях;

-использовать в сочинениях и изложениях языковой материал из прочитанных художественных произведений в соответствии с темой и логикой продуцируемого текста.

СОГЛАСОВАНО

Прокол заседания МО

учителей русского языка и литературы

ГБС(К)ОУ ШИI-IIвида г.Тихорецка

от_______________№1

____________Н.Н. Шрамченко

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________Е.Е.Романова

«________»______________2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку развития речи в 4-5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Яварь"

В данной презентации расказывается о январе.Объясняется название месяца,даются его древнерусские названия, включены приметы,пословицы и поговорки.Много красочных иллюстраций январской природы....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащихся 5 классов коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 5 класс для учителей коррекционных школ Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Програм...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи для учащихся 5 классов коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 5 класс для учителей коррекционных школ.Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы сп...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи для учащихся 6 классов коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащихся 6 классов коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащихся коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи 5, 6, 7 классы коррекционной школы VIII вида

Данные программы составлены по программе В. В. Воронковой   для учащихся 5, 6, 7 классов...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащихся 7 классов коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа с разработкой календарно-тематического планирования по чтению и развитию речи для учащихся 7 классов коррекционных школ VIII вида...