Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащихся 6 классов коррекционных школ VIII вида
рабочая программа (6 класс) по теме

Карась Елена Анатольевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащихся коррекционных школ VIII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №3

РАССМОТРЕНО

на заседании М.О.

учителей старших классов

Руководитель:

____________ Е.Л. Кухтина

Протокол

№______от_______2013г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________Н.Д. Топчий

«_______»____________2013г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГКСКОУ СКОШ

VIII вида №3

________________И.И. Малых

«_______»____________2013г.

Рабочая программа

по чтению и развитию речи

6 класс

                                               

                                     Составитель:

                                                               учитель  высшей категории

                                               Половинкина Е.А.

г. Комсомольск-на-Амуре

2013г.



Предварительный просмотр:

Половинкина Елена Анатольевна 2013-2014 уч. год

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. Учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.: ил.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

В процессе изучения чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья  в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Задачи преподавания чтения и развития речи:

  • отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
  • социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Основные направления коррекционной работы:

  • Корригировать артикуляционный аппарат.
  • Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
  • Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
  • Развивать речь, владение техникой речи;
  • Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
  • Развивать познавательные процессы.
  • Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном к ней отношении, о знаменательных событиях в жизни страны.

Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение про «себя».

Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражениях, характеризующих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.  

Пересказ прочитанного текста по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника внеклассного чтения по данной учителем форме.

Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.

Урок внеклассного чтения проводится 1-2 раза в месяц.

Литература для внеклассного чтения

  1. Сказки народов мира.
  2. А.П. Гайдар «Тимур и его команда».
  3. Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
  4. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий».
  5. М.М. Пришвин «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».
  6. К.Г. Паустовский «Золотой ясень», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
  7. В.В Бианки «Голубые лягушки».
  8. Е.А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки».

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

Структура курса

Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 137 часов, 4 часа в неделю.

Таблица основных тем по четвертям.

Тема раздела

четверти

Итого:

1

2

3

4

1

Моя Родина

29ч.

1ч.

30ч.

2

Отечество, Верность, Братство.

20ч.

20ч.

3

Краски природы

4ч.

25ч.

29ч.

4

Спешите делать добро

10ч.

31ч.

41ч

5

Внеклассное чтение

3ч.

6ч.

5ч.

3ч.

17ч.

Итого:

32ч.

31ч.

40ч.

34ч.

137ч.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

по чтению и развитию речи

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;

- читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- определять основные черты характера действующих лиц;

- пересказывать текст по плану полно и выборочно.

 Учащиеся должны знать:

- наизусть 8-10 стихотворений.

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя.

- пересказывать текст с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 4-6 стихотворений.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4»  ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно  исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Литература:

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

  1. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. Учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд.  – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.: ил.

  1. Р.И. Лалаева  Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное  издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

  1. Л.Н. Ефименкова  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).


Чтение и развитие речи (137ч.)

п/п

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

Стр.

Коррекционная работа

1 четверть

«Учитесь видеть красоту

В лучах разбуженного солнца

И, воплощая в жизнь мечту,

Испейте всю её до донца…»

                                                Д. Фёдорова

1

1

Отечество. По В. Пескову

3-4

Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками.

2

1

Россия. М. Ножкин

4

Развивать память, внимание, мышление.

3

1

Моя Родина. (Из воспоминаний детства.) М. Пришвин

5-6

Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно.

4

1

Сентябрь. В. Бианки

6-7

Развивать память, внимание, мышление.

5

1

«Лес, точно терем расписной…». И. Бунин

8-9

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

6

1

Грабитель. Ю. Качаев

9-11

Корригировать навык чтения целыми

словами, без ошибок,  выразительно.

7

3

Белый домик. Б. Житков

11-14

14-15

11-15 (пересказ)

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

8

1

Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Лесной хозяин»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

9

4

Звонкие ключи. А. Белорусец

15-17

17-19

19-23

15-23 (пересказ)

Развивать умения  пересказывать отрывки из текста.

10

4

Заячьи лапы. К. Паустовский

23- 25

25-27

27-29

23-29 (пересказ)

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

11

1

Осенний день в берёзовой роще. (Отрывок из рассказа «Свидание».) И. Тургенев

30

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

12

1

Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Наш сад»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

13

3

Хитрюга. Е. Носов

31-33

33-35

31-35 (пересказ)

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

14

1

Октябрь. В. Бианки

35-36

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями  на материале художественных текстов.

15

1

Будь человеком. С. Михалков

37-38

16

1

Петя мечтает. Б. Заходер

38-39

Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно.

17

1

Слон и муравей. (Сказка.) По Д. Биссету

39-41

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

18

1

Кузнечик Денди. (Сказка.) По Д. Биссету

41-44

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

19

1

Внеклассное чтение. Сказки народов мира

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

20

1

Как один мальчик играл с палкой. Дж. Родари

44-46

Развивать умения  пересказывать отрывки из текста.

21

3

Пуговкин домик. Дж. Родари

46-49

49-51

46-51 (пересказ)

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

2 четверть

«В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство.

А есть ещё: Совесть, Честь…»

                                                         А. Яшин

1

1

Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины.)

52-53

Соблюдение пунктуации.

2

1

Москва. (В сокращении.) Ф. Глинка

53-54

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

3

1

Ноябрь. В. Бианки

55

Развивать связную речь.

4

1

Без Нарвы не видать моря. По С. Алексееву

55-57

Расширять словарный запас.

5

1

На берегу Невы. По С. Алексееву

57-60

Соблюдение пунктуации.

6

2

Внеклассное чтение.  П. Гайдар «Тимур и его команда»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

7

2

Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву

60-62 (по ролям)

62-65 (по ролям)

Развивать познавательную деятельность

8

4

Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой

65-66

66-67 (пересказ)

67-68 (пересказ)

69-70

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

9

1

Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову

70-74

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

10

2

Внеклассное чтение.  Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

11

1

Тайна цены. (Сказка.) Е. Пермяк

75-78

Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно.

12

1

Здравствуйте! (В сокращении.) Перевод с польского Д. Гальпериной

79-81

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями  на материале художественных текстов.

13

1

Декабрь. В. Бианки

81

14

1

Новогодние загадки. Е. Благинина

81

Расширять словарный запас. Заучивать загадки.

15

1

Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Птицы под снегом»

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

16

1

Встреча зимы. (В сокращении.) А. Никитин

81-83

Развивать познавательную деятельность

17

1

Тёплый снег. А. Дорохов

84

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

18

1

«Вот север, тучи нагоняя…». А Пушкин

85

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

19

1

Пушкин. Д. Хармс

85-89

Соблюдение пунктуации.

20

1

Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Лесной доктор»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

«Морозы – декабрю, метели – февралю,

Капели первые – задумчивому марту.

А я б сказать не мог, что больше я люблю»

                                                                                              Н. Рыленков

1

1

Январь. В. Бианки

90

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

2

3

Ель. (Сказка.) Х.-К. Андерсен

91-97

97-101 (по ролям)

91-101 (пересказ)

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

3 четверть

3

2

Ванька. А. Чехов

101-105

101-105 (пересказ)

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

4

1

«Весело сияет месяц над селом…». (Отрывок.) И. Никитин

105 (наизусть)

5

1

«Белый снег пушистый в воздухе кружится…». (Отрывок.) И. Суриков

106 (наизусть)

Развивать познавательную деятельность

6

1

Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Золотой ясень»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

7

2

Лёля и Минька. М. Зощенко

107-111 (по ролям)

107-111 (пересказ)

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

8

2

Пурга. Ю. Рытхэу

111-114

111-114 (пересказ)

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

9

2

Таинственный ночной гость. Ю. Дмитриев

114-117 (пересказ)

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

10

1

Февраль. В. Бианки

117-118

Развивать познавательную деятельность

11

1

Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

12

3

Двенадцать месяцев. (Отрывки.) С. Маршак

118-122

122-130

118-130 (пересказ)

Развивать связную речь через пересказ.

13

8

Снежная королева. (Сказка.) По Х.-К. Андерсену

130-131

131-132

132-133

133-135

136-139

139-142

142-145

146-147

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями  на материале художественных текстов.

14

1

Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Барсук»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

15

1

Первые приметы. С. Смирнов

148 (наизусть)

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

16

1

Март. В. Бианки

149-150

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

17

1

Весна идёт. По В. Пескову

150-151

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

«Самая большая радость в мире –

Это делать счастье для других»

                                                        М. Дудин

1

1

Жаркий час. М. Пришвин

152-153

Развивать связную речь через пересказ.

2

2

Весенняя песня. (Сказка.) Г. Скребицкий

153-155

156-157 (по ролям)

Развивать познавательную деятельность

3

1

Внеклассное чтение. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

4

1

Жаворонок. В. Жуковский

158 (наизусть)

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

5

2

Детство Никиты. (Отрывок.) А. Толстой

158-160

158-160 (пересказ)

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

6

1

«Как после мартовских метелей…». А.

Твардовский

161 (наизусть)

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий.

7

1

«И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…». А. Плещеев

161

Совершенствовать словесную систему мышления.

8

2

Апрель. В. Бианки

162-163

(рассказ по картине)

Развивать связную речь через заучивание.

9

1

Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Прощание с летом»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

4 четверть

10

3

Стальное колечко. (Сказка.) К. Паустовский

163-165 (по ролям)

165-167 (пересказ)

167-170

Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.

11

2

Злодейка. По В. Астафьеву

170-173

170-173 (пересказ)

12

2

Рассказы про зверей. По Е. Барониной

174-175

176-178

Развивать познавательную деятельность

13

1

Внеклассное чтение. Е.А. Пермяк «Волшебные истории»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

14

2

Кот в сапогах. В. Драгунский

178-183 (по ролям)

178-183 (пересказ)

Развивать связную речь.

15

1

Заяц и ёж. Д. Хармс

183-185 (по ролям)

Расширять словарный запас.

16

1

Зеркало и обезьяна. (Басня.) И. Крылов

186 (по ролям)

Развивать артикуляционный аппарат.

17

6

Рикки-Тикки-Тави. По Р. Киплингу

186-189 (пересказ)

189-192 (пересказ)

192-194 (пересказ)

194-196

197-199 (по ролям)

200-202

Развивать связную речь через заучивание.

18

1

Внеклассное чтение. Е.А. Пермяк «Голубые белки»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

19

1

«Дождь пролетел и сгорел на лету…». В. Набоков

203 (наизусть)

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий.

20

1

Май. В. Бианки

204-205

Совершенствовать словесную систему мышления.

21

1

Наши песни спеты на войне. (В сокращении.) М. Дудин

205 (выразительно)

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

22

2

Звездолёт «Брунька». (Сказка.) В. Медведев

206-212

206-212 (пересказ)

23

4

Корзина с еловыми шишками. По К. Паустовскому

213-214

215-216

216-218

213-218 (кр. пересказ)

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

24

1

Внеклассное чтение. В.В Бианки «Голубые лягушки»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

25

2

Маленький принц. По А. де Сент-Экзюпери

218-219

219-222 (пересказ)

Развивать связную речь через заучивание.

26

2

Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон».) В. Астафьев

223-225

223-225 (сочинение по наблюдениям)

Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

27

1

«Нынче ветер, как мальчишка, весел…» Н. Рыленков

226 (наизусть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков письма и развития речи во 2 классе коррекционной школы VIII вида.

Календарно-тематическое планирование уроков письма и развития речи во 2 классе коррекционной школы VIIIвида составлено на основе Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной ш...

План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..."  Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида, на основе государственной программы под ред. В.В.Воронковой по учебнику З.Ф.малышевой "Чтение. 8 кла...

Урок чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»

Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса коррекционной школы VIII вида

Представлена рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида...

Тест по чтению и развитию речи для 7 класса коррекционной школы VIII вида.

Предлагаемое тестовое задание предназначены для проверки знаний учащихся 7 классов коррекционной школы VIII вида. Характер и степень сложности заданий оценивает учитель, ориентируясь на уровень подгот...