Тема выступления: Психолого – педагогическое сопровождение учебно – воспитательного процесса детей с ОВЗ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
статья по теме

Бунтова Людмила Викторовна

В рамках курсов повышения квалификации руководителей адаптивных образовательных учреждений Омской области, 12 апреля 2016 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд № 1

Тема выступления: Психолого – педагогическое сопровождение учебно – воспитательного процесса детей с ОВЗ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

Слайд № 2

Коррекционная работа в соответствии с ФГОС

Коррекционная работа в соответствии с ФГОС представлена в плане адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) следующими обязательными коррекционными курсами: «Ритмика», «Коррекционные занятия (логопедические и психокоррекционные)». Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется КОУ «Исилькульская школа – интернат», исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом рекомендаций ПМПК и ИПР инвалидов.  Специалистами учреждения разработаны коррекционные программы, которые направлены на обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). С целью реализации системы комплексного психолого – педагогического сопровождения должно быть проведено комплексное психолого – педагогическое обследование детей для выявления их особых образовательных потребностей и мониторинг динамики развития. Для того чтобы  коррекционные программы были реализованы в полном объёме, в программах должен быть раскрыт механизм взаимодействия учителей и других специалистов в области сопровождения.

Основными задачами коррекционных программ являются:

  • Своевременное выявление и ранняя диагностика развития ребенка;
  • Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально – личностных перегрузок;
  • Выявление резервных возможностей развития ребенка;
  • Определение характера, продолжительности и эффективности коррекционной помощи, в рамках, имеющихся в учреждении возможностей;
  • Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно – развивающей направленности учебно – воспитательного процесса.

Слайд № 3

На слайде представлены основные направления психолого – педагогического сопровождения:

  • диагностическая работа
  • профилактическая работа
  • индивидуальная и групповая коррекционная работа
  • просветительская работа
  • экспертная работа
  • консультативная работа с учащимися, родителями, педагогами
  • организация профориентационной работы
  • профилактика суицидальных наклонностей учащихся

Слайд № 4

Коррекционные занятия — это специальная пропедевтическая работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.
Слайд № 5

Важным фактором является определение структуры занятия, которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности: организацию практических действий, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.

Слайд № 6

Каждое занятие должно быть направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствовать усвоению программного материала. Коррекционная направленность занятий не заменяет учебную работу на уроке, а дополняет ее.

Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы.

Слайд № 7

Материально – техническое обеспечение коррекционных курсов включает технические средства, в том числе электронные, специальное программное обеспечение, предназначенное для коррекции и развития движения, коммуникации, познавательной деятельности, сенсомоторных действий. Для обеспечения занятий по сенсорному развитию необходимы наборы средств, воздействующих на различные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Для формирования предметно – практических действий необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки и прочие предметы. Двигательное развитие происходит с использованием разнообразного оборудования и инвентаря.

В настоящее время в практической психологии существует достаточное количество методик, которые являются хорошими помощниками в работе педагога – психолога. Для работы были закуплены комплексы методик:

  • Диагностика агрессивности «Hand – тест» (очень удобная методика в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. Дети не очень любят писать, а посмотреть на рисунок и сказать что видишь – это очень просто.)
  • Экспресс – диагностика работоспособности и функционального состояния (Методика М. П. Мороз)

Слайд № 8, 9

  • Методика «Домики» для диагностики дифференциации эмоциональной сферы ребенка;

Слайд № 10

  • Цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства. Методика В. М. Элькина (детей не всегда можно чем-то удивить, но использование мелодий из подборок, вызывает у детей вопросы, а что и такая музыка бывает? Прослушивание классической музыки вне уроков, заставляет детей прислушиваться к содержанию музыки)

Применяемые технические средства:

Слайд №11

Электронный комплект ПроКубики (по изучению алгоритмики). Комплект знакомит детей с составлением последовательности движения. Развивает умение планировать свои действия.

Слайд №12

Фиброоптическое волокно. За счет того, что крепеж волокна к потолку, можно стать как под «сухой» душ. Длинные почти прозрачные трубочки в которых бегают разноцветные огоньки. На концах волокна цвет более насыщенный. Можно просто перебирать в руках, делать занавес перед ребенком, плести косы.

Слайд № 13, 14 

Интерактивная воздушно-пузырьковая труба, возможно использование: 1 вариант - цветовые эффекты, 2 вариант - цветовые эффекты и пузырьки (легкая вибрация). Дети трогают трубу, обнимают руками, прижимаются спиной.

Слайд № 15, 16, 17 

Основание напольное для панелей: панели Мишень колокольчик, Кольцеброс, Охотник. (Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий.)

Слайд № 18 

Панель Шнуровка и вышивание. (Развитие координации движений руки и глаза.)

Слайд № 19

Сухой бассейн (снятие мышечного напряжения, релаксация).

Слайд № 20

Цветодинамический проектор «Плазма – 250», заливка цветом. (Формирование понятия цвет, снятие психоэмоционального напряжение, развитие согласованности движений пальцев).

Слайд № 21

Настенный лабиринт развивает координацию, мелкую моторику и отлично укрепляет мышцы глаз ребенка.

Слайд № 22

Комплект лабиринтов для развития моторики, тренируют ловкость, развивают мелкую моторику и укрепляют зрение.

Слайд № 23 Балансированная доска лабиринт. Возможно использование в 2 вариантах. Встать на ноги и балансировать всем корпусом. Тренировать ловкость, развивать мелкую моторику.

Слайд №24

Рабочая учебная программа по  развитию психомоторики и сенсорных процессов реализуется в рамках апробации проекта Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант)

на 2015 - 2016 учебный год

Слайд №25

Программа разработана в соответствии:

-  с Федеральным законом от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • с Приказом от 19.12.1014г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

- на основе авторской программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов в 1-4 классах специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида» Попова С.А. (Рецензия БОУ ДПО ИРООО, апрель 2014 года)

Слайд №26 

Цель программы: создание оптимальных условий для познания ребёнком объектов в совокупности сенсорных свойств, качеств и признаков для формирования правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующего оптимизации психического развития ребёнка и эффективной социализации в обществе.

 Слайд №27

 Программа решает следующие задачи:    

- подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках;

- восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;

-  коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.

Программа рассчитана:        

В 1 классах -  на 65 часов;

Занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—25 минут, на класс учебным планом выделены 2 занятия в неделю.

Форма работы: индивидуально-групповая.

 Срок освоения программы: 1 год.

Слайд №28 Рабочая программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, их потенциальных возможностей. Занятия имеют коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры.          

Слайд №29 Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

  • Развитие моторики, графомоторных навыков;
  • Тактильно-двигательное восприятие;
  • Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
  • Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
  • Восприятие пространства;
  • Восприятие времени;
  • Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств; барических ощущений);
  • Кинестетическое и кинетическое развитие;
  • Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.    

В результате коррекционно-развивающей работы у ребёнка поддерживается оптимальный уровень активности, он учится регулировать свое поведение, концентрировать внимание на предложенной деятельности (игре, задании). Добиваются положительной динамики в развитии моторной, сенсорной, мнестической сфер речи.

Слайд №30 

Выводы о происходящей динамике можно сделать следующими способами:

  1. Сравнительный анализ первичной и повторной диагностики. Результат фиксируется в карте динамического наблюдения ребенка (дважды за учебный год). Анализ доступных ребенку видов деятельности; особенностей двигательной, сенсорной и эмоциональной сферы, пассивного и активного словаря, понимания обращенной речи.
  2. Наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в свободной ситуации и на занятии: устойчивость к психическим нагрузкам, время сосредоточения на предлагаемой деятельности, соотношение целенаправленной и хаотичной активности, скорость усвоения нового материала и приобретения навыков.
  3. Отзывы родителей и специалистов об изменениях в поведении и деятельности ребёнка.

  Курс имеет безоценочную систему прохождения материала. Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся 1 классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене.



Предварительный просмотр:

Слайд №1Рабочая учебная программа коррекционной работы по   развитию психомоторики и сенсорных процессов реализуется в рамках апробации проекта Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант «С») для 1 классов на 2015-2016 учебный год.

Слайд №2Программа разработана в соответствии:

-  с Федеральным законом от 29.12.2012г. N 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;

-  в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ;

- на основе авторской программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов в 1-4 классах специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида» Попова С.А. (Рецензия БОУ ДПО ИРООО, апрель 2014 года)

   Цель программы: создание оптимальных условий для познания ребёнком объектов в совокупности сенсорных свойств, качеств и признаков для формирования правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующего оптимизации психического развития ребёнка и эффективной социализации в обществе.

Слайд №3, 4Программа решает следующие задачи:    

- подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках;

- восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;

-  коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.

Программа рассчитана:        

В 1 классах -  на 65 часов;

Занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—25 минут, на класс учебным планом выделены 2 занятия в неделю.

Форма работы: индивидуально-групповая.

 Срок освоения программы: 1 год.

Слайд №5Рабочая программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, их потенциальных возможностей. Занятия имеют коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры.    

Слайд №6Коррекционные занятия — это специальная пропедевтическая работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.
Слайд №7Важным фактором является определение структуры занятия, которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности: организацию практических действий, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.

   Слайд №8Каждое занятие должно быть направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствовать усвоению программного материала. Коррекционная направленность занятий не заменяет учебную работу на уроке, а дополняет ее.

Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы.

Слайд №9Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

  • Развитие моторики, графомоторных навыков;
  • Тактильно-двигательное восприятие;
  • Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
  • Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
  • Восприятие пространства;
  • Восприятие времени;
  • Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств; барических ощущений);
  • Кинестетическое и кинетическое развитие;
  • Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Слайд №10Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.    

Слайд №11В результате коррекционно-развивающей работы у ребёнка поддерживается оптимальный уровень активности, он учится регулировать свое поведение, концентрировать внимание на предложенной деятельности (игре, задании). Добиваются положительной динамики в развитии моторной, сенсорной, мнестической сфер речи.

Слайд №12Достижение этих целей делает возможным переход ребенка на новый уровень развития, что предполагает готовность его к элементарной целенаправленной учебной деятельности.

 Выводы о происходящей динамике можно сделать следующими способами:

  1. Сравнительный анализ первичной и повторной диагностики. Результат фиксируется в карте динамического наблюдения ребенка (дважды за учебный год). Анализ доступных ребенку видов деятельности; особенностей двигательной, сенсорной и эмоциональной сферы, пассивного и активного словаря, понимания обращенной речи.
  2. Наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в свободной ситуации и на занятии: устойчивость к психическим нагрузкам, время сосредоточения на предлагаемой деятельности, соотношение целенаправленной и хаотичной активности, скорость усвоения нового материала и приобретения навыков.
  3. Отзывы родителей и специалистов об изменениях в поведении и деятельности ребёнка.

Слайд №13В начале и по окончании учебного года отводится по 4 часа на обследование детей.Часть заданийобследованияможно проводить индивидуально и группой.

  Курс имеет безоценочную систему прохождения материала. Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся 1 классовявляется необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене.  

Применяемыетехнические средства:

Слайд №14, 15Фиброоптическое волокно, за счет того, что крепеж к потолку, можно стать как под «сухой» душ. Длинные почти прозрачные трубочки в которых бегают разноцветные огоньки. На концах волокна цвет более насыщенный. Можно просто перебирать в руках, делать занавес перед ребенком, плести косы.

Слайд № 16, 17, 18 Интерактивная воздушно-пузырьковая труба, возможно использование: 1 вариант - цветовые эффекты, 2 вариант - цветовые эффекты и пузырьки (легкая вибрация).Дети трогают трубу, обнимают руками, прижимаются спиной.

Слайд № 19, 20, 21, 22Балансированная доска лабиринт

Слайд № 23Комплект лабиринтов для развития моторики, тренируют ловкость, развивают мелкую моторику и укрепляют зрение.

Слайд № 24Настенный лабиринт квадратный развивает координацию, мелкую моторику и отлично укрепляет мышцы глаз ребенка.

Слайд № 25Игровая панель «Попади в цель».

Слайд № 26 Игровая панель «Шнуровка – вышивание».

Слайд № 27 Игровая панель «Кольцеброс».

Слайд № 28 Игровая панель «Охотник».

Слайд № 29, 30 Комплекты диагностик: диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики» (методика О. А. Ореховой), проективная методика «Hand–тест» кабинетный вариант, экспресс – диагностика работоспособности и функционального состояния человека (методика М. П. Мороз), методика цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства (методика В. М. Элькина).

Слайд 31, 32 набор «ПроКубики» по изучению алгоритмики.

Слайд № 33Светодиодный светильник

Слайд № 34, 35Цветодинамический проектор «Плазма – 250», заливка цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания музыки на первом этапе обучения в соответствии с федеральным Государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования

Особенности преподавания предмета "Музыка" в начальной школе, инновационный подход к преподаванию предмета, применение новых методов развития школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ№3 за 2011-2012 учебный год

Отчёт психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ №3 ЗА 2011-2012 учебный год педагога-психолога Жакуповой М.И. по основным направлениям....

Материал к выступлению на конференции: "Организация внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами"

Выступление подготовлено к августовской конференции педагогов. Цель доклада: рассказать о деятельности УДОД, об организации внеурочной деятельности, воспитательного процесса, о формах и методах органи...

Программа психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

 В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педаг...

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)»

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом...

Организация учебно-воспитательного процесса на уроках математики в свете требований Федерального государственного стандарта основного общего образования 2020-2021

На уроках математики мы можем не только обучать, но и воспитывать обучая. Задача каждого педагога вырастить полностью реализовавшуюся, самостоятельную личность, знающую и уважающую законы и национальн...