Речевое развитие детей на разных речевых этапах
презентация к уроку на тему

Крылепова Татьяна Владимировна

Презентация для молодых воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_razvitiya_rechi.pptx438.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Речевое развитие детей на разных возрастных этапах »

Слайд 2

Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.

Слайд 3

– формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Основная цель работы по развитию речи детей

Слайд 4

Основные единицы языка Задачи развития речи Составная часть Звук 1 Воспитание звуковой культуры речи Воспитание звуковой культуры речи: - развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; - обучение правильному звукопроизношению; - воспитание орфоэпической правильности речи; - овладение средствами звуковой выразительности речи; - выработку четкой дикции. Слово 2 Развитие словаря Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Словоформа Словосочетание Предложение 3 Формирование грамматического строя речи Формирование грамматического строя речи: - формирование морфологической стороны речи. - способов словообразования и синтаксиса. Без овладения грамматикой невозможно речевое общение. Текст (Диалог, Монолог) 4 Развитие связной речи а) формирование диалогической (разговорной) речи, б) формирование монологической речи Развитие связной речи: - развивать коммуникативно-речевые умения; - учить ребенка вести диалог; - развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь; - вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять; - пользоваться разнообразными языковыми средствами; - вести себя с учетом ситуации общения; - умение слушать и понимать связные тексты, пересказывать; - строить самостоятельные высказывания разных типов.

Слайд 6

Этапы речевого развития дошкольников : Р А З В И Т И Е А К Т И В Н О Г О С Л О В А Р Я Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст - К 4 годам количество слов доходит до 1900; - В 3 – 3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда; - На третьем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. - Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках и других местах. - В 5 лет количество слов доходит до 2000-2500; - В 4 – 5 лет ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений; - На четвертом году дети должны точно называть все вещи обихода, предметы обстановки, разные транспортные средства и т.п., т.е. то, с чем они сталкиваются повседневно; - Установление связей между предметами, действиями и словами, их обозначающими, в этом возрасте уже не представляет труда. - В 6-7 лет количество слов доходит до 3500-4000 слов; - Дети усваивают и осмысливают такие слова, как предметность, признак, состояние и т.д. Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов; - В словаре 5-7-летних детей преобладают имена существительные с конкретным значением, глаголы прошедшего и настоящего времени, обозначающие различные виды движения; - Среди существительных в словаре детей преобладают слова, обозначающие людей.

Слайд 7

Р А З В И Т И Е З В У К О В О Й К У Л Ь Т У Р Ы Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст согласные произносятся смягченно свистящие звуки с, з , ц произносятся недостаточно четко, пропускаются; заменяются: с – ф , з – в , ц – ф , с – т , з – д , ц – т . шипящие звуки ш , ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются; заменяются: ш – с, ф , ж – з , ч – ц , ть , щ – с, т. звуки л и р пропускаются; заменяются звуком л. неустойчивость произношения; обратная замена звуков несовершенное произношение сонорных звуков ( «Р» , «Л» ); нечеткое произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков; различие коротких и длинных слов, похожих и непохожих, звонких, громких и тихих; деление слов на слоги; определение и название первого звука в слове; в диалоге дети используют предложения различной конструкции ; могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы; дети ориентируются в звукобуквенной системе родного языка могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно;

Слайд 8

Р А З В И Т И Е Г Р А М М А Т И Ч Е С К О Г О С Т Р О Я Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Дети учатся согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами В, НА, ПОД, ЗА; употреблять имена существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающих животных и их детенышей; употреблять форму мн. числа существительных в род. падеже; составлять предложения с однородными членами. Дети продолжают учиться правильно согласовывать слова в предложении; совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму мн. числа сущ., обозначающих детенышей животных; употреблять эти сущ. в именит. и род. падежах; учатся употреблять формы повелит. наклонения глаголов; использовать в речи простейшие виды сложных предложений. Умение детей согласовывать в предложении сущ. с числительными ; сущ . с прилагат .; образовывать мн. число сущ., обозначающих детенышей животных. В этом периоде необходимо формировать умение пользоваться несклоняемыми сущ. ; учатся образовывать (по образцу) однокорен . слова ; знакомятся с разными способами словообразования слов с помощью приставок и суффиксов; продолжают учиться составлять простые и сложные предложения (по образцу) .

Слайд 9

Р А З В И Т И Е С В Я З А Н О Й Р Е Ч И Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Быстрыми темпами развивается как понимания речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической. Она содержит выражение просьбы и ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически мало оформленная речь маленького ребёнка ситуативна . Для неё характерны не полные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; название предметов заменяются мест. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. Высказывания становятся всё более развернутыми и связными. Активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают про игрушки и картинки. Дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов..

Слайд 10

Основные направления работы по формированию речевой компетентности: Обогащение и развитие словаря; Формирование правильного произношения; Развитие грамматически правильной речи; Обучение грамоте; Ознакомление с художественной литературой .

Слайд 11

Задачи для разных возрастных групп Младший дошкольный возраст: Звуковая культура речи – приоритет; Словарь; Грамматический строй; Связная речь. Средний дошкольный возраст: Словарь -приоритет; Грамматический строй; Связная речь; Звуковая культура речи. Старший дошкольный возраст: Связная речь – приоритет; Грамматический строй; Словарь; Звуковая культура.

Слайд 12

Типичные ошибки педагогов в подготовке и проведении речевых занятий: Плохо спланированное занятие; В поставленных речевых задачах не хватает конкретики . Быстрая потеря интереса детей к занятию Воспитатель преимущественно активизирует речь тех детей, которые более умелы в пересказе, рассказе Незнание педагогом методики проведения речевых занятий . Нежелание педагога пополнять пробелы в знании методик. Время занятий не всегда позволяет сформировать прочные речевые умения у каждого ребёнка, да и уровень речевого развития у детей одного возраста может значительно отличаться. Речевое занятие должно развивать не речь воспитателя, а речь детей.

Слайд 13

Методы развития речи - наглядный; - словесный; - практический.

Слайд 14

Приемы развития речи

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Семинар "«Особенности речевого развития детей с РДА. Методические рекомендации по развитию речи на раннем этапе обучения»

laquo;Особенности речевого развития детей с РДА.  Методические рекомендации по развитию речина раннем этапе обучения»...