Мастер-класс Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности»
методическая разработка на тему

Надежда Викторовна Шапка

Структура мастер-класса:

 

1.     Вступление.

2.     Основная часть.

а) сообщение темы, задач мастер –класса;

б) методы здоровьесберегающих технологий:

-артикуляционная гимнастика;

-развитие общей моторики;

-утренняя гимнастика;

-подвижные игры;

-развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж рук;

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз;

- Су - Джок терапия;

- кинезиология;

- биоэнергопластика;

- релаксация;

3.     Практическое задание: упражнения с использованием элементов Су-Джок-терапии

4.     Заключительная часть. Рефлексия занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края

специальная (коррекционная) школа-интернат

ст-цы Шкуринской

Мастер-класс

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности»

Воспитатель: Шапка Н.В.

26 февраля  2016г

Цель:

ознакомление педагогов коррекционных школ с опытом использования здоровьесберегающих технологий в воспитательном пространстве школы;

Задачи:

-познакомить педагогов с методами здоровьесберегающих технологий, используемых  в коррекционной школе;

-показать практическую значимость применения здоровьесберегающих технологий;

-стимулировать творческую активность педагогов;

Категория участников:  педагоги коррекционных школ Северной зоны края;

Оборудование: мультимедийная презентация «Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности», шарики Су-Джок.

Структура мастер-класса:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.

а) сообщение темы, задач мастер –класса;

б) методы здоровьесберегающих технологий:

-артикуляционная гимнастика;

-развитие общей моторики;

-утренняя гимнастика;

-подвижные игры;

-развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж рук;

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз;

- Су - Джок терапия;

- кинезиология;

- биоэнергопластика;

- релаксация;

  1. Практическое задание: упражнения с использованием элементов Су-Джок-терапии
  2. Заключительная часть. Рефлексия занятия.

Литература.

Ход мастер-класса:

  1. Вводная часть. Вступительное слово.

«Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть  коррекционной работы. Ребёнок с  интеллектуальными нарушениями -это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов,  саморегуляции познавательной деятельности,  низкой мотивацией учебной деятельности. Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов коррекционного воздействия»

  1. Основная часть.

а)Сообщение темы, задач мастер-класса. «В своей работе педагоги активно используют как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су - Джок - терапию, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижается утомляемость;

- улучшаются пространственные представления;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

      б)Методы здоровьесберегающих технологий, используемые в коррекционной школе:

Артикуляционная гимнастика:

Воспитатель в своей деятельности применяет артикуляционную гимнастику, работая в тесном контакте с учителем-логопедом, соблюдая единый логопедический режим в школе

-Дыхательная гимнастика.

Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: в утренней гимнастике, во время выполнения самоподготовки, на прогулке, в игровой деятельности и т. д

-Развитие общей моторики.

Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его познавательная деятельность. У детей с интеллектуальными нарушениями  часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Важнейшей составляющей работы по развитию общей моторики является утренняя гимнастика. В нашей школе утреннюю гимнастику проводит воспитатель.

Утренняя гимнастика.

 Утренняя гимнастика начинается с разогрева организма посредством движений. Приучаем самостоятельно и с удовольствием двигаться. Комплекс составляем так, чтобы движения были направлены на разминку всех суставов организма, позвоночника, различных групп мышц. Обязательно включаем упражнения на дыхание. Таким образом, утренняя разминка – это акт общения, единения. В комплекс разминки включаем элементы самомассажа (массаж крыльев носа - это упражнение используется для профилактики простудных заболеваний).

- Подвижные игры

По определению современных педагогов, подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений

В игре происходит становление личности ребенка, развиваются волевые качества, навыки саморегуляции, целенаправленная деятельность, коммуникативные умения и навыки.

-Развитие мелкой моторики:  пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж рук.

Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму; благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

-Гимнастика для глаз.

При помощи зрительной гимнастики укрепляются мышцы глаз, происходит снятие напряжения, утомляемости, повышение работоспособности учащихся

Виды зрительной гимнастики для глаз.

-электронная гимнастика для глаз

-с предметами;

 -по зрительным тренажёрам;

-кинезиологические упражнения;

 -комплексы по словесным инструкциям.

-Су - Джок терапия.

 Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок–терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых и двигательных  нарушений.

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок».Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду  показывать движения, а вы повторяйте за мной. Спасибо, молодцы, у вас получилось.

 -Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Упражнения кинезиологии  способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии познавательной деятельности  детей.

Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.

Упражнения:

 -"Колечко", "Кулак-ребро-ладонь",

-Биоэнергопластика-это содружественное взаимодействие руки и языка. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

На примере биоэнергопластикиещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Сорока-белобока”, “Ладушки-ладушки” и т.д.

-Релаксация. В результате применения данной техники дети учатся управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы,  что необходимо для эффективного учебно-воспитательного процесса

«Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца»

  1. Заключительная часть.

 Итог мастер- класса.

 «Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов здоровьесберегающих технологий..Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на психическое  развитие учащихся:  повышается их работоспособность,  улучшается качество воспитательного процесса. Но формирование правильных установок учащихся к здоровому образу жизни – это длительный и сложный процесс. Вести правильный, здоровый образ жизни-внутреннее качество человека, тот дар природы, который нужно поддерживать, сохранять и развивать.

Хочу поведать вам притчу о здоровье, которая, как мне кажется, точно отражает работу человека над самим собой для собственного здоровья.

ПРИТЧА О ЗДОРОВЬЕ

Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги.
Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.
Стали решать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным».
А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».
И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.
Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие –за высокие горы. И самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека.»
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! 


Желаю Вам успехов в работе по формированию здорового образа жизни ваших воспитанников, а также здоровья вам, уважаемые коллеги!

Литература:

1.Веневцев С.И., Дмитриев А.А., Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта. Советский спорт,

2005 .

2. Воронкова, Алышева, Васенков: Олигофренопедагогика: Учебное пособие.москва 2009.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004.

4. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. Москва 2013.

5. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1. .

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.

7. Сиротюк А.Л. «Коррекция обучения и развития школьников»

8. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.

9. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме: "Использование проектных технологий на уроках химии"

По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического про...

Мастер-класс по теме: «Использование Интернет - ресурсов в образовательной деятельности. Золотая рыбка в сети»

В наше время Интернет -  это уже проза жизни, а не редкое явление, и информационные технологии в образовании становятся неотъемлемой частью учебного процесса.В современном мире необходимо с...

Доклад на тему "Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочное время"

представлен материал по здоровьесберегающим технологиям...

Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благ...

Мастер - класс на тему: "Использование ИКТ - технологий в монтессори классе".

Данный мастер - класс был разработан с целью повышения профессионально – личностного развития педагогов. Перед разработчиком стояла задача продемонстрировать и обучить педагогов работе в сервиса...

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.

       Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...