Социализация детей-сирот с нарушениями интеллекта средствами трудового обучения
статья на тему

Монастырев Евгений Федорович

Статья об особенностях организации профессионально-трудового обучения в школе-интернате для детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богданова Лариса Викторовна,

заместитель директора по УВР

 I квалификационной категории;

Монастырев Евгений Федорович,

учитель профессионально-трудового обучения

МКОУ Чумаковская школа-интернат,

Куйбышевского района, Новосибирской области

Социализация детей-сирот с нарушениями интеллекта средствами трудового обучения

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации.

Целью профессионально-трудового обучения в коррекционной школе является подготовка  учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы. Для достижения этой цели в процессе   трудового   обучения  решаются задачи: формирование технических и технологических знаний; развитие у учащихся  трудовых  умений и навыков; воспитание положительного отношения к труду.

Задачи эти должны решаться комплексно в тесной связи с преподаванием общеобразовательных предметов и проводимой в школе воспитательной работой. Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым.

Труд, являющийся основным видом деятельности человека, играет важнейшую роль в коррекции и развитии психики обучающего. Особенности деятельности наиболее выпукло выступают в его труде: весьма заметно снижение интеллектуальной стороны труда, что является прямым следствием основного дефекта обучающего  специальной (коррекционной) школы. Это значительно ограничивает возможность привить творческое отношение к труду, помочь ребенку овладеть навыками конструкторского и организаторского труда. По этой же причине обучающемуся специальной (коррекционной) школы недоступны различные виды квалифицированного труда, требующие высокого уровня интеллектуального развития, овладение сложными механизмами. В то же время обучающиеся успешно овладеваю такими видами труда, которые состоят из  несложных операций и доступных приемов.

Недостаток интеллекта мешает ученикам школы выработать сознательность трудовых навыков и умений. Для выработки навыка со слаборазвитым интеллектом ребенку нужно значительно больше упражнений, чем нормальному. В то же время усвоенный учеником навык носит довольно устойчивый характер. Ученик специальной (коррекционной) школы часто не может установить связь между выполняемыми им отдельными операциями и всем процессом изготовления изделий, между целью труда и его результатом. Труд содержит богатые коррекционные возможности. Цели и задачи трудовой деятельности, ее содержание благодаря своей конкретности и доступности чувственному восприятию помогают обучающемуся выработать умение соотносить свои действия с целью труда, выбирать наиболее рациональные приемы для выполнения поставленной задачи. Изготовление общественно полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышают интерес к выполняемой работе, активность, формирует более широкие, социально значимые мотивы трудовой деятельности. Задания, требующие решения мыслительных задач, повышают интерес к учению, положительно влияют на интеллектуальное развитие детей. В процессе выполнения трудового задания обучающиеся практически усваивают приемы анализа и синтеза. Трудовая деятельность помогает ребенку овладеть приемами сравнения, навыками планирования и соблюдения последовательности действия. У ребенка появляется правильная оценка качества и результатов своей деятельности. На уроках труда обучающийся со слабо развитым интеллектом практически усваивает приемы измерения, взвешивания, распознавания форм и величины, цвета обрабатываемого материала. Таким образом, у него появляется возможность применить знания, полученные на уроках. При соответствующей организации труда у школьников воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, вырабатываются навыки совместной организованной работы.

Профессионально-трудовая  подготовка в нашей школе имеет свои особенности, она носит коррекционную направленность в развитии личности школьников с интеллектуальной недостаточностью. Овладевая  трудовыми  навыками, ребята испытывают затруднения, поэтому задача формирования  трудовых  умений является ответственной и решать ее следует систематически, постепенно повышая самостоятельность учащихся.  

Приоритетными направлениями  работы неизменно остаются следующие:

  • диагностика профессиональной направленности каждого ребенка;
  • оснащение мастерских и кабинетов  необходимым оборудованием;
  • расширение системы сотрудничества с учебно-профессиональными учреждениями и производственными предприятиями района.

В школе обучается 89 детей, работает 17 учителей, 47% учителей имеют специальное дефектологическое образование.

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с учебными программами для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений на разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2010 г.

 Воспитанникам предлагается несколько видов труда: слесарное дело, штукатурно-малярное дело, столярное дело, швейное дело.

Изучение курса «Профессионально-трудовое обучение (штукатурно-малярное дело)» позволяет заниматься всесторонним формированием, корректированием, развитием личности учащихся средствами предмета «штукатурно-малярное дело» и, как следствие, расширять набор ценностных ориентиров.

С первых дней дети учатся организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться оборудованием с соблюдением всех правил техники безопасности, соблюдать форму одежды, умению обращаться к  учителю, убирать свое рабочее место. Усвоенные детьми организационные умения и навыки впоследствии закрепляются, как полезные привычки и облегчают переход к самостоятельной работе. Изучение правил техники безопасности начинаются с рассказов о некоторых случаях в мастерских школ, которые стали возможными в результате нарушения  трудовой  дисциплины и невыполнения правил техники безопасности. Ребята внимательно слушают и усваивают  эти правила. С пятого  класса  учащиеся занимаются не только практическим исполнением  задания, но предварительно обговаривается план  работы, последовательность выполнения операций, анализирую выполненную работу. Дети учатся логически мыслить, отвечать на поставленные вопросы, тем самым развивается речь каждого ученика. Чтобы учащимся было легче отвечать,  на уроках  используются образцы  материалов, макеты, инструменты, плакаты, таблицы и др.

На каждом уроке применяется наглядный материал. Эффективность применения наглядных средств в основном объясняется тем, что при зрительном восприятии  образы изучаемого материала быстрее формируются и остаются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения. К наглядным средствам  относятся реальные предметы, изображения, трудовые действия, с помощью которых раскрывается сущность воспринятого учащимися. Необходимым наглядным средством служит  образец.   Практический показ приема работы. Его цель состоит в восприятии и первоначальном запоминании учащимися трех составляющих приема работы: образа результата действий, орудия труда, образа трудовых движений.

Трудности, которые испытывают учащиеся при усвоении теоретических знаний,  хорошо известны. Поэтому, именно применение наглядных средств является отличным способом развития умений детей, активизирует внимание, улучшает восприятие учебного процесса.

На уроках практического повторения закрепляются навыки  и умения. Применяется дифференцированный подход – уже с пятого класса успевающие учащиеся осваивают приемы выполнения операции.  Этим детям  дается два задания вместо одного. В старших классах  эти учащиеся так же работают с опережением. Их работа усложняется, они привлекаются к оказанию помощи слабым учащимся. Для них проводится инструктаж с опорой на образец и инструкционную карту. На уроках практического повторения, чаще всего,  выполняются  работы связанные с косметическим ремонтом на территории школы.

Профориентационная работа в нашей школе имеет свои особенности. Дети не могут свободно выбирать профессию, как в других школах.

Важнейшим фактором в профориентации являются экскурсии на производство. Они проводятся для ознакомления с различными рабочими профессиями.  Приобщение к профессии дело не одного дня, а ежедневная работа всех учителей. Не все дети станут  штукатурами в силу разных причин, но можно утверждать с полной уверенностью – учащиеся научатся выдерживать  трудовую  нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважительно относиться к людям. А эти качества им пригодятся в жизни, в любой профессии.

В конце обучения учащиеся сдают экзамены. Форма сдачи экзаменов - билеты. На два первых вопроса дети дают  устные ответы, а на третьем выполняют практическое задание.  

Задача  педагога стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся  интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей с ОВЗ, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.

Полученные навыки помогут выпускникам адаптироваться во взрослой жизни, найти свое место в рабочем коллективе, вести жизнь обычного члена общества, т.е. полностью социализироваться.

Список используемой литературы

  1. Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых детей. //Дефектология. - 1997. - №5.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5: Основы дефектологии / Выготский Л.С. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с. 
  3. Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. //Дефектология. - 1986. - №6.
  4. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1969.
  5. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении.-М.: Педагогика, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса

Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта (профессионально-трудовое обучение).

Школа, призвана не только  передавать необходимые  знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной  социализации. Особого внимани...

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни Социализация – это многоплановая структура, включает в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в...

Статья ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ – КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ВЫРАЖЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Важной задачей коррекционной школы является развитие у учащихся трудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Представленный в статье практический опыт работы на уроках трудово...

Реферат на тему "Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения"

В реферате раскрыты особенности игровой деятельности у учащихся с нарушениями интеллекта, дано психолого-педагогическое обоснование использования дидактических игр для активизации познавательной деяте...