Главные вкладки

    КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    статья на тему

    Введение

    По данным Института коррекционной педагогики Российской Академии образования в 2000 году на 10 тысяч новорожденных насчитывалось в среднем от пяти до двадцати шести детей с аутизмом, в 2005 году этот показатель значительно возрос: 1 случай заболевания диагностировался на 250-300 малышей. Этот показатель в 2011 год увеличился практически в два раза. Один ребенок больной аутизмом встречается на 150 новорожденных. При своевременной и правильно организованной коррекционной работе 60% детей с аутизмом получают возможность обучаться по программе массовой школы, 30% - по программе специальной школы того или иного типа и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 20-30% адаптируются относительно – они нуждаются в постоянной опеке, и лишь 2-3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.

    Причины возникновения аутизма разнообразны. Чаще всего это патология так называемого «шизофренного спектра» реже – особая органическая недостаточность центральной нервной системы (хромосомная, наследственно-обменная, возможно и внутриутробная). Не исключено, что РДА может возникнуть и как самостоятельная аномалия психической конструкции, обусловленная наследственностью. Главным проявлением аутизма является нарушение общения ребенка с окружающим миром.

    Результаты исследования.

    В исследовании приняли участие мальчик 8 лет, учащийся 2 класса общеобразовательной школы с проявлениями раннего детского аутизма: педагог, родители.

    Основным методом психологической диагностики было наблюдение зп ребенком на занятиях и во внеурочное время.

    В ходе наблюдения за ребенком с проявлениями аутизма в учебном процессе, во внеурочное время нами были выявлены следующие качественные нарушения в социальном взаимодействии:

    • заметное нарушение в использовании многообразных невербальных типов поведения, таких как: взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты в целях регуляции сознательного взаимодействия;

    • неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития (не общается со сверстниками во внеурочное время и на переменах);

    • отсутствие спонтанного (непроизвольного) поиска обмена интересами, радостью с другими детьми;

    • отсутствие социальной и эмоциональной взаимности;

    • отставание развития разговорной речи;

    • отсутствие разнообразной, спонтанной игры или игры социальной имитации.

    Также были определены ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности:

    • ограниченный тип интересов на уроке (играет с карандашом, шуршит бумагой);

    • стереотипные и повторяющиеся механические действия (размахивает руками, похлопывает в ладошки, подпрыгивает на месте);

    • социально и эмоционально неприемлемое поведение на уроке (встает на уроке, ходит по классу, издает разные нечленораздельные звуки).

    У ребенка наблюдаются выраженные изменения со стороны эмоциональной сферы: трудность в определении своих и чужих эмоций, нечувствительность к чужим эмоциям, эмоциональная лабильность.

    Выводы

    Основными проблемами при взаимодействии с аутичным ребенком являются: трудности в установлении контакта, проявления ребенком эмоционального дискомфорта, низкая коммуникативная активность, наличие отрицательных форм поведения (негативизм, агрессия).

    Основным направлением коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей является организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой доступной ему деятельности.

    Литература:

    1. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991.

    2. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    PDF icon 3855.pdf62.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные школы

    презентация раскрывает некоторые проблемы интеграции детей с ОВЗ в школы и пути их решения...

    Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе

    Статья из сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции Том №1 «Общество. Культура, личность. Актуальные проблемы образования». ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квали...

    К проблеме освоения рок-музыки учащимися в общеобразовательной школе (статья)

    Проблемы освоения учащимися старших классов рок-музыки; специфика рок-культуры в исторической ретроспективе...

    "Что ждет ребенка с аутизмом в обычной школе?"

    Кто такой аутист в массовой школе? Как это выглядит на практике?...

    Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе.

    Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий "для получения без дискриминации качественного образования..." Современная ш...

    Статья "Проблемы обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе".

    Изобразительное искусство никогда не относилось к основным школьным дисциплинам. Однако история этого предмета уходит в глубину веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобр...

    Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе.

    laquo;Задача учителя – сделать человекасуществом самостоятельным,существом со свободной волей»                  Георг Вильгельм ГегельУже...