Статья "Общение, как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР".
статья на тему

Ильянок Анна Алексеевна

Общение - важнейший фактор формирование личночти, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя непосредственно через других людей. Общение играет особую роль в психическом развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2016g.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Общение, как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР

Общение – это важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя непосредственно через других людей. Общение играет особую роль в психическом развитии ребенка. Поэтому вряд ли стоит объяснять значимость общения для ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), без коммуникационных навыков такой ребенок не сможет войти в большой мир, адаптироваться и жить в нем. Осознавая чрезвычайную важность общения для эффективного обучения, мы должны также понимать, что опыт взаимодействия ребенка с ТМНР с окружающим пространством является крайне необходимым для возникновения потребности в таком общении. Практика работы с детьми показывает, что окружающее пространство должно быть достаточно комфортным для их общения, так как человек, который ощущает себя комфортно, скорее станет инициировать контакты и конструктивно отвечать на вопрос. Таким образом, комфортность пространства, качество деятельности, возможность участия в ежедневных режимных моментах, общение с ребенком в этих ситуациях формируют фундамент его развития и обучения. В основе обучения навыкам общения лежит ролевой принцип, то есть соответствие поведения конкретной ситуации. Это позволяет ребенку с ТМНР осознать свою ролевую позицию и строить свое поведение, используя необходимые в данный момент знания и умения. Еще один принцип важен для успешного усвоения навыков общения – принцип сопереживания ситуации. При проведении занятий создаются ситуации, стимулирующие активность детей и побуждающие их к общению друг с другом и окружающими людьми. Педагог и воспитатель помогает ребенку с ТМНР выработать навыки: поведения в процессе общения; доброжелательного общения (с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими); понимания значения вербальных и невербальных обращений и правильного их использования; умения вести диалог, установления контакта; самостоятельности в деловых, повседневных и праздничных ситуациях. В развитии коммуникативных навыков чрезвычайно важна работа со словом. Но чтобы ребенок с ТМНР смог вербально общаться, его следует научить: правильно произносить и употреблять слова; отвечать на вопросы; выражать словами свои желания; передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом. Для этого необходимы специальные систематические уроки и занятия по развитию общения. Каждое такое занятие должно быть посвящено какой – нибудь теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество слов, сообщаемых на одном занятии, должно быть ограничено, в противном случае дети с ТМНР их не запомнят. Важно добиваться того, чтобы дети могли словесно оформить свои желания и действия. С этой целью нужно ввести разучивание простейших фраз – просьб, фраз – приказаний их выполнение. Обучение пониманию смысла речи, помимо развития умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции, включает также умения: называть свое имя и фамилию; называть имя родителей; внятно выражать свои просьбы и желания; называть и показывать части тела; называть предметы, находящиеся в комнате; называть и применять слова: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «извините»; повторять за взрослыми фразы: «Можно пойти (выйти), «Можно идти», «Можно есть» и т.д.  Для неговорящих детей необходимо создать ситуации, стимулирующие их к общению, поощрять любую их речь. В том числе и лепетную. У таких детей не нужно требовать называть свою фамилию, имя и отчество родителей или знакомых, фамилии друзей. Они должны уметь при произнесении слов «папа», «мама» указывать на родителей, по произнесенному имени показывать друзей; показывать по просьбе части тела и лица, а также предметы, находящиеся в комнате. Кроме того, можно прикрепить к стене таблички, на которых написано слово и под ним рисунок, изображающий значение этого слова или, наоборот, рисунок, а под ним слово. Важность общения для образовательного процесса придает самостоятельное значение развитию средств общения в ходе обучения ребенка с ТМНР, который не пользуется устной или письменной речью. При этом в настоящее время, широко обсуждается необходимость всестороннего подхода, учитывающего не только формы и функции общения, но также содержание и контексты коммуникации. В рамках такого подхода реальные жизненные ситуации, мы разделили их на шесть разделов, которые включаются в процесс обучения в качестве основы для определения содержания общения. Раздел 1. Общение с внешним миром. Знакомим детей с ТМНР с окружающим миром и учим способности ориентироваться в нем. Все уроки и занятия этого раздела помогают установить взаимосвязи человека, животного и растительного мира, выявляют особенности общения с окружающей природой. Примерные темы занятий: «Отношение к природе», «Прогулка в парк», «Культура быта». Раздел 2. Мои чувства и желания. Учим детей понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека; познакомить с мимикой, жестами, позами во время общения. Уроки и занятия этого раздела помогают научиться способности осознавать свои чувства и эмоции и владеть ими, а также возможностям установления визуального контакта с собеседниками, способности ориентироваться в пространстве, умению держать позу, выражать свои просьбы, чувства и настроения адекватной мимикой лица, жестом, позой и т.п. Примерные темы занятий: «Я – сам», «Мой портрет», «Мое настроение», «Моя мечта».

Раздел 3. Образ жизни. Воспитываем этические нормы поведения в различных жизненных ситуациях; умения одеваться, пользоваться косметикой; воспитание взаимодействия полов; знание вредного воздействия на организм курения, пьянства, алкоголизма и наркомании. Примерные темы занятий: «Мой внешний вид», «Манера поведения», «Я вежлив и внимателен», «Спасибо и извините».

Раздел 4. Общение с друзьями. Показываем необходимость общения со сверстниками, друзьями, способности сосуществования и сотрудничества, проявление заботы и внимания друг к другу. Занятия способствуют умению выработать положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях.

Примерные темы занятий: «Приветствуем друг друга», «День рождения», «Уроки улыбки», «Поссорились и помирились». Раздел 5. Общение со взрослыми. В этом разделе помогаем детям, используя специальные приемы, устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними, налаживать сосуществование; уметь найти выход из незнакомый ситуаций; развивать социальные навыки в семье и в различных ситуациях межличностных взаимоотношений с другими знакомыми и незнакомыми людьми. Примерные темы занятий: «Общение со взрослыми», «Как мы ходили в магазин». Раздел 6. Культура общения (этикет). Раздел учить детей с ТМНР формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками с использованием вербальных и невербальных средств общения, а также развивать культуру поведения за столом, на улице и в других жизненных ситуациях. Примерные темы занятий: «Поведение во время разговора», «Как вести себя на улице».

Опыт работы в детском доме показывает, что большие возможности для развития общения у детей с ТМНР между собой представляют различные виды коллективной деятельности — совместный труд (дежурство, уборка кукольного уголка, работа в парке), совместное создание поделок, рисунков, панно, сюжетных лепных поделок на занятиях по изобразительной деятельности и т.д. Педагоги и воспитатели во всех случаях должны стремиться к тому, чтобы общение, в основном, происходило с помощью речи. Однако нужно хорошо знать и учитывать речевые возможности каждого ребенка и в случае необходимости сочетать словесное и жестовое общение. В процессе организации речевого общения необходимо заботиться о том, чтобы не нарушить эмоциональную сторону общения, чтобы речь не стала самоцелью, не подменила собой деятельность. В противном случае потребность в общении постепенно угаснет, а сама речь станет формальной.

Общение, как неотъемлемая форма жизнедеятельности людей, является непременным условием организации процесса социальной реабилитации детей с ТМНР. В процессе общения у ребенка формируется активная речь, являющаяся основой психического и личностного развития, устраняются-речевые недостатки, он учится слушать и понимать поступающую к нему информацию и в соответствии с ней действовать. У него формируются коммуникативные и другие качества, необходимые для нормального вхождения в окружающий его социальный мир.

Список литературы

1.Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2004.

2.Шипицына Л.М., Михайлова Е.В. Навыки общения у детей с множественными нарушениями развития: Учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов. – СПб: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2013.

3.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

    Выпускная квалификационная работа, выполненная для аттестации....

Доклад:" Формирование речи как средство развития коммуникативных умений и социальных навыков учащихся школы VIII вида"

В данном материале освящены приемы и методы работы по созданию в школе адаптивной коррекционной среды, которая способствует формированию и развитию активной речи учащихся с умственной отсталостью....

Адаптированная основная программа "Пойми меня" по формированию коммуникативных навыков у детей с ТМНР средствами АДК

Адаптированная основная программа «Пойми меня» по формированию коммуникативных навыков у детей с ТМНР ориентирована на  использование средств альтернативной и дополнительной коммуника...

Канис-терапия – технология формирования коммуникативных навыков у детей с ТМНР

Статья знакомит с опытом использования метода канис-терапия (специально обученнх собак) на занятиях с детьми стяжелыми и множественными нарушениями в развитии....

Программа формирования социально-бытовых навыков у детей с ТМНР в условиях проживания в школе-интернате

Программа предназначена для обучающихся с ТМНР, проживающих в I (младшей) группе школы-интерната, и направлена на формирование социально-бытовых навыков у данных детей....

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством использования музыкальных игр. Взаимосвязь музыкальных игр и комм...

Социальные сети как средство развития коммуникативных навыков старшеклассников с нарушением слуха

Статья "Социальные сети как средство развития коммуникативных навыков старшеклассников с нарушением слуха"...