Рабочая программа воспитателя ГБОУ РХ "Аскизская школа - интернат"
методическая разработка (5 класс) на тему

Чебодаева Наталья Сергеевна

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.12. 2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,  Законом РХ от 05.07.2013 № 60 -3 РХ «Об образовании в РХ», на основании устава ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат» от 14 09.2015 года  и в методическом сопровождении Е. Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школы-интернате,  детском доме».

Целью программы является формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.

Для достижения цели выполняются следующие задач:

- формирование трудовых навыков, развитие навыков партнерских отношений

- организовать с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию,  исполнительности, соблюдение ими правил охраны труда, техники безопасности, участие в общественно-полезном труде

- воспитание гражданственности трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.  

- взаимодействие с семьями детей, для обеспечения полноценного развития детей.

Исходя из задач воспитательная деятельность реализуется по следующим направлениям:

- воспитательная работа.

- работа с семьями воспитанников.

- совместная работа воспитателя с классным руководителем и педагогами дополнительного образования.

- взаимодействие с медико-социально-психологической службой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.12. 2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,  Законом РХ от 05.07.2013 № 60 -3 РХ «Об образовании в РХ», на основании устава ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат» от 14 09.2015 года  и в методическом сопровождении Е. Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школы-интернате,  детском доме».

Актуальность программы основана на принципах гуманизма, общедоступности, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, автономности и светского характера образования. Исходя из анализов работы прошлого года, в классе есть неформальные лидеры и отношения носят ситуативный характер, что свидетельствует о несформированности коллектива, имеется потребность в создании единого классного коллектива.

Тема самообразования «Формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться».

Основной целью является формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.

Для достижения цели выполняются следующие задачи:

  1. Охрана жизни и здоровья воспитанников группы;
  2. Формирование трудовых навыков; развитие навыков партнерских отношений
  3. Организовать с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, исполнительности, соблюдение ими правил охраны труда, техники безопасности, участие в общественно-полезном труде.
  4. Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
  5. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей.

Исходя из выше поставленных задач, воспитательная деятельность реализуется  по следующим направлениям:

Содержание воспитательной работы.

- Вторник «Охрана здоровья. Физическое развитие».

В этом направлении решаются  задачи:

  1. Развитие способности помогать и сочувствовать;
  2. Отработать навыки санитарно-гигиенического ухода за собой;
  3. Формирование навыков здоровьесберегающего поведения, волевых качеств – смелости, решительности;
  4. Привить детям потребность в занятиях физической культурой и спортом.
  5. Формирование навыков здоровьесберегающего поведения, волевого качества-самообладания; коррекция страхов.

Тематика занятий:

1.  «Спорт»

2. «Помогите!».

3.  «Иду на помощь!».

4.  «Двое на необитаемом острове».

5.  «Один дом».

Воспитанники должны знать и уметь:

- ежедневно выполнять утреннюю зарядку (под контролем взрослых)

- владеть элементарными навыками самообслуживания.

- уметь помогать и сочувствовать, проявлять самостоятельность в принятии решений;

- содержать в чистоте класс, спальни, рабочие места и т. д.

- принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях,

подвижных играх.

          -    Четверг «Трудовое воспитание».

      В трудовом направлении решаются следующие задачи:

  1. Формирование трудовых навыков, волевых качеств - выдержки, настойчивости; коррекция негативных черт характера личности-неаккуратности.
  2. Продолжать развивать навыки самообслуживания, исполнительности, трудолюбия;
  3. Способствовать развитию элементарных творческих способностей и доступных художественных навыков в области рисования, рукоделия;
  4. Формирование навыков обобщения, умения делать выводы; коррекция эмоциональной отгороженности, негативных черт характера – нерешительности в речи, замкнутости;
  5. Развитие творческого воображения, волевых качеств – инициативности, целеустремленности; коррекция мышления.

Тематика занятий:

1.«Наведем в шкафу порядок».
2. «С чего начинаем уборку в блоке и в комнатах?»;

3.  Хакасское нагрудное украшение «Пого».

4.  Изготовление картины из атласных лент «Хакасский орнамент».

5.  «На прогулку в чистый двор»

6.  «Чему мы научились в этом году»;

7.  «Чему мы хотим научиться в следующем году»

Воспитанники должны знать и уметь:

 -Уметь планировать работу, организовать свой трудовой процесс.

- быть настойчивым, сдержанным;

- воспитывать аккуратность и любовь к труду;

- повышать ответственность за качество выполняемой работы.

        

- Суббота «»Творческое воображение».

     В этом направлении решаются задачи:

  1. Развитие творческих способностей; коррекция воли, невнимательности; Развитие коммуникативных навыков разговорной речи; коррекция равнодушия;
  2. Формирование партнерских отношений; развитие эстетического вкуса; коррекция эгоистичности;
  3. Формирование образного мышления, наблюдательности.
  4. Воспитание любви к родной природе; коррекция зрительного восприятия, мышления;
  5. Развитие эстетического вкуса, навыков самостоятельного творчества; коррекция эмоционально - волевой сферы;

Тематика занятий:

  1. «Я рисую тебя»
  2. «Мои любимые игрушки»
  3. «Один карандаш на двоих»
  4. «Узнай меня»
  5. «Подними мне настроение»
  6. «Что растет в осеннем лесу»
  7. «Делаем сами своими руками»

Воспитанники должны знать и уметь:

-  желание вступать в контакт с окружающими;

- умение организовать общение (умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации);

-  знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении;

- умение работать и жить в коллективе;

В первой  группе обучаются дети 1класса и 5, 6 класса:

Список группы

Статус

Дата рождения

Класс

Актив класса

  1. Кольчиков Максим Артемович

Вр.пом.

20.01.2006г.

1 класс

Физорг.

  1. Серегешев Саша Викторович

Вр.пом.(опекаем)

03.06.2007г.

1 класс

Отв. за мебель

  1. Бурнаков Петр Витальевич

Вр.пом.

28.12.2006г.

1 класс

Отв. за мебель

  1. Настевич Никита Сергеевич

Вр.пом.

06.04.2007г.

1 класс

Отв. за мебель

  1. Балганова Саша Петровна

Вр.пом.

16.12.2007г.

1 класс

Санитар

  1. Тороков Денис Александрович

Вр.пом

12.07.2004г.

5 класс

Командир.

  1. Сагалаков Аймир Павлович

Вр.пом

11.08.2003г.

6 класс

Массовик. Организатор.

  1. Кайлагашев Марат Леонидович

Вр.пом

01.07.2004г.

5 класс

Пом.командира.

  1. Бурнаков Алексей Витальевич

Вр.пом.(опекаем)

12.03.2006г.

5 класс

Физорг

  1. Кольчикова Елена Артемовна

Вр.пом

13.08.2004г.

5 класс

Массовик. Организатор.

  1. Капсаргина Юлия Петровна

Вр.пом

20.09.2005г.

5 класс

Цветовод

  1. Сазанакова Анна Петровна

Вр.пом

14.03.3003г.

5 класс

Отв.за мебель

  1. Московкина Полина Сергеевна

Вр.пом

01.12.2005г.

5 класс

Санитар

Характеристика I группы.

В 2016 – 2017 учебном году работаю воспитателем 1, 5, 6 классов. В этом году поступили в группу  новые воспитанники, это дети  первого класса и в пятый класс 1 ребенок.  Группа состоит из временно проживающих воспитанников: 8 – мальчиков и 5 девочек.  За время обучения с программой школы VIII вида справляются: 1 класс – 4 ребенка, 5 класс – 4 ребенка, 6 класс – 1ребенок, с трудом справляются: 1 класс – 1 ребенок, 5 класс – 3 детей. Уровень воспитанности на начало учебного года составил 49.  Класс по своему составу  сложный.

Взаимоотношения между воспитанниками носят ситуативный характер, что свидетельствует о несформированности коллектива. Не всегда наблюдается сплочённость в коллективной деятельности. В классе есть неформальные лидеры, хотя авторитетом не пользуются. К таким можно отнести Лену К. Есть ребёнок, это Никита Н., которого, отвергает  класс (из-за ее агрессивного поведения).  Никита Н. в поведении агрессивный, раздражительный. Хотя сама по своей натуре она добрый ребёнок, нежный. С программой обучения школы VIII вида  справляется с трудом, но в поведении часто проявляет агрессию,  бывают конфликты со сверстниками, так же совершение правонарушений (драки).  Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире – процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе – приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

Учитывая их психические особенности, необходимо помочь детям справиться с конкретными трудностями.   Ведутся работы на их сплочение:    групповое (родительское собрание) и индивидуальное беседы с родителями  по проблемам воспитания;  ежедневные  работы (беседы) с классными руководителями по организации и проведению воспитательной работы с детьми внутри класса, школы;  вовлечение детей в кружковые занятия;  тесная работа с социально-психологической службой школы;  так же ведётся  медико-социальная работа;   организационно – воспитательная работа.  Дети активно участвуют в общешкольных мероприятиях, которые направлены на формирование здорового образа жизни, культуры человеческих взаимодействий, индивидуальной самореализации и социальной ответственности.  Это конкурсы, праздничные концерты и другие мероприятия. Общешкольные, это «Осенний кросс» , «Осенняя фантазия». Никита Н.,  любит играть в настольный  теннис. Рисовали рисунки, поделки  «Дары Осени». С большим интересом дети участвовали спортивных конкурсах: На день здоровья. Дети получали сладкие призы. По мере своих сил каждый воспитанник старается принять участие в делах класса и внешкольных мероприятий.

         Отношения между детьми устанавливаются  при непосредственном контакте, взаимодействии, общении.  Участие Юли.К. и других девочек в одном конкурсе, привело к сплочению, взаимовыручке и взаимопомощи между девочками во время праздника. У учащихся Юли К., Алеши Б., Марата К., Лены К., наблюдается небольшой познавательный  потенциал уровня самообразовательной активности.  На самоподготовке проявляется интерес к учебной деятельности  ( практически всегда подготовлены),  пытаются высказывать собственное мнение на поставленные вопросы.  На воспитательных часах «Трудовое воспитание» дети с большим интересом, трудолюбием  выполняют порученную им работу. Во время работы ведутся беседы, прослушивается музыка. Дети становятся спокойнее.  Уровень воспитанности на конец года заметно выше ___.

Учащиеся стараются понимать и принимать статус «ученика» и «учителя». Субординацию соблюдают.

Выводы:

  1.  Родители и школа обязаны создать детям нормальные условия для их жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствии адекватных условий развития ребёнок оказывается в зоне риска, а возникшие у них проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.
  2. Адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка, с учётом имеющих у него проблем, даёт возможность исключения попадания ребёнка в группу риска.
  3. Классификация проблем воспитанников позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникших у детей школьного возраста, и тем самым даёт возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих ребёнка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию.

Необходимо:

  1. Привлекать родителей.
  2. Продолжать работу по сплочённости коллектива, выработке единых ценностных норм и правил , которые бы принимал весь коллектив.
  3. Способствовать повышению уровня познавательной активности.
  4. Формировать у воспитанников адекватную самооценку.

РАБОТА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

- посещение семей с целью изучения условий проживания, обстановки в семье и

решения возникающих вопросов;

- проведение работы с родителями по достижению единства в требованиях

школы и общества;

- осведомление родителей о достижениях и проблемах детей в учёбе и

внеклассной жизни;

- посещение семей группы «риска» с целью социальной помощи детям и

контроля над исполнением родительских обязанностей;

- формирование у родителей доверительного отношения к педагогам школы;

- привлечение родителей к активному участию в жизни группы, школы,

культурно-массовых и спортивных  мероприятиях  различного уровня;

- консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей.

-Индивидуальная беседа.

-Посещение жилых помещений

-Презентация плана воспитательной работы

-Профилактика правонарушений.

Совместная работа воспитателя с классным руководителем и педагогами

дополнительного образования

-Собеседование с педагогами по организации и проведению самоподготовки.

-Преемственность в работе учителя и воспитателя со слабоуспевающими учащимися.

-Беседа с классным руководителем о работе с «трудными детьми».

-Посещение классных часов

-Проведение совместных мероприятий: День именинника, День Учителя, Новый год.

-Беседы о поведении детей в первой половине дня.

- Собеседование с педагогами с целью выявления степени знакомства с новыми технологиями обучения и воспитания и их внедрение в практическую деятельность.

Взаимодействие с медико-социально - психологической службой:

-Совместный рейд по посещению семьи учащихся (еженедельно)

-Преемственность в воспитании детей (еженедельно)

--консультирование по вопросам оказания индивидуальной помощи ребенка в вопросах воспитания.

-Изучение медицинских заключений, рекомендаций.

Дети регулярно посещают кружки дополнительного образования

   Ф.И.О.

                 

Кружок

К. Лена

Т. Денис

 К.Марат

С. Аймир

Б.Алеша

С. Саша

К. Юля

С. Аня

М.Полина

«Родничок»

Пн.:

Ср.:

Чт.:

Пт.:

Пн.:

Ср.:

Чт.:

Пт.:

Пн.:

Ср.:

Чт.:

Пт.:

Пн.:

Ср.:

Чт.:

Пт.:

«Формула рукоделия»

Чт:

Чт:

Чт:

Чт:

Чт:

Чт:

«Лоскутная мозайка»

Пн:

Пн.:

Пн.:

Пн.:

Пн.:

Пн.:

Текстильная кукла

Сбб:

Вт:

Пт:

Биологический

Пн:

Пн:

Пн:

Пн:

Пн:

Пн:

Пн:

Пн:

Пн:

«Спортивные игры»

Вт.:

Чт.:

Пт.:

Вт.:

Чт.:

Пт.:

Вт.:

Чт.:

Пт.

Вт.:

Чт.:

Пт.:

Вт.:

Чт.:

Пт.:

Вт.:

Чт.:

Пт.:

Вт.:

Чт.:

Пт.:

Вт.:

Чт.:

Пт.

Вт.:

Чт.:

Пт.:

Дети регулярно посещают кружки дополнительного образования

   Ф.И.О.

                 

Кружок

Б. Петя

Н. Никита

 К.Максим

Б. Саша

«Родничок»

Пн.:

Ср.:

Чт.:

Пт.:

Пн.:

Ср.:

Чт.:

Пт.:

Пн.:

Ср.:

Чт.:

Пт.:

Пн.:

Ср.:

Чт.:

Пт.:

«Формула рукоделия»

Чт:

Чт:

Чт:

Чт:

«Лоскутная мозайка»

Текстильная кукла

Биологический

Пн:

Пн:

Пн:

Пн:

.

«Спортивные игры»

Вт.

Ср.

Чт:

Вт.

Ср.

Чт:

Вт.

Ср.

Чт:

Вт.

Ср.

Чт:

Проводятся беседы по поведению детей, о достижениях  и  успехах, во второй половине дня.

Мониторинг воспитательной работы в группе

Уровень социализации детей в школе-интернате в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. В свою очередь это предполагает психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения. Результаты такого исследования позволяют корректировать основные отклонения в развитии личности каждого ребенка, применять эффективные формы педагогического воздействия в воспитательном процессе.

Для того, чтобы коррекционная работа имела действенный характер, воспитатель должен четко представлять себе воспитательную траекторию, обозначить цель ее достижения и спрогнозировать результат наблюдение; апробирование разнообразных форм и методов работы с детьми, которые представлены по разделам: личностное развитие, межличностные отношения, санитарно-гигиенические навыки, профессиональная ориентация, основы безопасности и жизнеобеспечения. Так как умения и навыки ребенка семи и ребенка десяти лет очень различны, то указывается не возрастная группа (5-10 лет), а дети 10, 11, 12 лет. Проводим диагностику уровня воспитанности, готовности к труду.

Межличностные отношения.

Воспитанник школы-интерната должен уметь:

К 12годам:

1. Самостоятельно регулировать свои отношения с окружающими.

2. Избегать конфликтных ситуаций.

3. Выбирать стиль общения с окружающими в зависимости от ситуации (официальный, дружеский, партнерский и т.д.).

4. Определять настроение партнера по общению.

Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Процесс формирования межличностных отношений включает в себя прежде всего коррекцию недостатков характера каждого ребенка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми. Наилучший результат исследования межличностных отношений имеет метод наблюдения в процессе игр детей и различных видов их контактов. Для целостного представления о поведении детей при их общении можно использовать результаты исследований по опросным листам, анкетам, тематическим таблицам.

Профессиональная ориентация.

К 11-12 годам воспитанник должен: 

  1. Понимать необходимость приобретения профессии.
  2. Быть ориентированным в профессии, доступной его статусу.
  3.  Знать основы производственных отношений.

План реализации программы.

Составлен в таблицы, каждая из которой рассчитана на 4 месяца. В тематическом плане можно видеть работу по всем указанным выше направлениям:

Понедельник - личностное развитие и межличностные отношения.

Вторник - охрана здоровья и физического развития, основы безопасности и жизнеобеспечения, спортивный час.

Среда - профессиональное самоопределение.

Четверг - Трудовое воспитание. Генеральная уборка в группе.

Пятница -Основы гражданского самосознания.

Суббота - эстетическое развитие, просмотр ДВД, дискотека.

Результатом работы может стать единый дружный коллектив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя школы- интернат на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа воспитателя школы - инернат на 2016-2017 учебный год...

Рабочая программа воспитателя начальной коррекционной школы-интерната

Рабочая программа, коррекцонная школа-интернат для детей с ОВЗ. 1-й класс...

План самообразования воспитателя школы-интерната ГБОУ "Уруссинская школа-интернат для детей с ОВЗ"

Изучение особенностей характера умственно-отсталых детей в условиях ФГОС...

Рабочая программа воспитательной деятельности 2 группы ГБОУ «Уруссинская школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Воспитатель: Султанбекова А.Ф.

Данная рабочая программа воспитательной деятельности разработана для 2-й группы ГБОУ «Уруссинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья». Программа направлена на ...