Рабочая программа воспитателя ГБОУ РХ "Аскизская школа - интернат"
методическая разработка (5 класс) на тему

Чебодаева Наталья Сергеевна

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.12. 2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,  Законом РХ от 05.07.2013 № 60 -3 РХ «Об образовании в РХ», на основании устава ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат» от 14 09.2015 года  и в методическом сопровождении Е. Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школы-интернате,  детском доме».

Целью программы является формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.

Для достижения цели выполняются следующие задач:

- формирование трудовых навыков, развитие навыков партнерских отношений

- организовать с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию,  исполнительности, соблюдение ими правил охраны труда, техники безопасности, участие в общественно-полезном труде

- воспитание гражданственности трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.  

- взаимодействие с семьями детей, для обеспечения полноценного развития детей.

Исходя из задач воспитательная деятельность реализуется по следующим направлениям:

- воспитательная работа.

- работа с семьями воспитанников.

- совместная работа воспитателя с классным руководителем и педагогами дополнительного образования.

- взаимодействие с медико-социально-психологической службой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.12. 2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,  Законом РХ от 05.07.2013 № 60 -3 РХ «Об образовании в РХ», на основании устава ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат» от 14 09.2015 года  и в методическом сопровождении Е. Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школы-интернате,  детском доме».

Актуальность программы основана на принципах гуманизма, общедоступности, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, автономности и светского характера образования. Исходя из анализов работы прошлого года, в классе есть неформальные лидеры и отношения носят ситуативный характер, что свидетельствует о несформированности коллектива, имеется потребность в создании единого классного коллектива.

Тема самообразования «Формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться».

Основной целью является формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.

Для достижения цели выполняются следующие задачи:

  1. Охрана жизни и здоровья воспитанников группы;
  2. Формирование трудовых навыков; развитие навыков партнерских отношений
  3. Организовать с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, исполнительности, соблюдение ими правил охраны труда, техники безопасности, участие в общественно-полезном труде.
  4. Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
  5. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей.

Исходя из выше поставленных задач, воспитательная деятельность реализуется  по следующим направлениям:

Содержание воспитательной работы.

- Вторник «Охрана здоровья. Физическое развитие».

В этом направлении решаются  задачи:

  1. Развитие способности помогать и сочувствовать;
  2. Отработать навыки санитарно-гигиенического ухода за собой;
  3. Формирование навыков здоровьесберегающего поведения, волевых качеств – смелости, решительности;
  4. Привить детям потребность в занятиях физической культурой и спортом.
  5. Формирование навыков здоровьесберегающего поведения, волевого качества-самообладания; коррекция страхов.

Тематика занятий:

1.  «Спорт»

2. «Помогите!».

3.  «Иду на помощь!».

4.  «Двое на необитаемом острове».

5.  «Один дом».

Воспитанники должны знать и уметь:

- ежедневно выполнять утреннюю зарядку (под контролем взрослых)

- владеть элементарными навыками самообслуживания.

- уметь помогать и сочувствовать, проявлять самостоятельность в принятии решений;

- содержать в чистоте класс, спальни, рабочие места и т. д.

- принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях,

подвижных играх.

          -    Четверг «Трудовое воспитание».

      В трудовом направлении решаются следующие задачи:

  1. Формирование трудовых навыков, волевых качеств - выдержки, настойчивости; коррекция негативных черт характера личности-неаккуратности.
  2. Продолжать развивать навыки самообслуживания, исполнительности, трудолюбия;
  3. Способствовать развитию элементарных творческих способностей и доступных художественных навыков в области рисования, рукоделия;
  4. Формирование навыков обобщения, умения делать выводы; коррекция эмоциональной отгороженности, негативных черт характера – нерешительности в речи, замкнутости;
  5. Развитие творческого воображения, волевых качеств – инициативности, целеустремленности; коррекция мышления.

Тематика занятий:

1.«Наведем в шкафу порядок».
2. «С чего начинаем уборку в блоке и в комнатах?»;

3.  Хакасское нагрудное украшение «Пого».

4.  Изготовление картины из атласных лент «Хакасский орнамент».

5.  «На прогулку в чистый двор»

6.  «Чему мы научились в этом году»;

7.  «Чему мы хотим научиться в следующем году»

Воспитанники должны знать и уметь:

 -Уметь планировать работу, организовать свой трудовой процесс.

- быть настойчивым, сдержанным;

- воспитывать аккуратность и любовь к труду;

- повышать ответственность за качество выполняемой работы.

        

- Суббота «»Творческое воображение».

     В этом направлении решаются задачи:

  1. Развитие творческих способностей; коррекция воли, невнимательности; Развитие коммуникативных навыков разговорной речи; коррекция равнодушия;
  2. Формирование партнерских отношений; развитие эстетического вкуса; коррекция эгоистичности;
  3. Формирование образного мышления, наблюдательности.
  4. Воспитание любви к родной природе; коррекция зрительного восприятия, мышления;
  5. Развитие эстетического вкуса, навыков самостоятельного творчества; коррекция эмоционально - волевой сферы;

Тематика занятий:

  1. «Я рисую тебя»
  2. «Мои любимые игрушки»
  3. «Один карандаш на двоих»
  4. «Узнай меня»
  5. «Подними мне настроение»
  6. «Что растет в осеннем лесу»
  7. «Делаем сами своими руками»

Воспитанники должны знать и уметь:

-  желание вступать в контакт с окружающими;

- умение организовать общение (умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации);

-  знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении;

- умение работать и жить в коллективе;

В первой  группе обучаются дети 1класса и 5, 6 класса:

Список группы

Статус

Дата рождения

Класс

Актив класса

  1. Кольчиков Максим Артемович

Вр.пом.

20.01.2006г.

1 класс

Физорг.

  1. Серегешев Саша Викторович

Вр.пом.(опекаем)

03.06.2007г.

1 класс

Отв. за мебель

  1. Бурнаков Петр Витальевич

Вр.пом.

28.12.2006г.

1 класс

Отв. за мебель

  1. Настевич Никита Сергеевич

Вр.пом.

06.04.2007г.

1 класс

Отв. за мебель

  1. Балганова Саша Петровна

Вр.пом.

16.12.2007г.

1 класс

Санитар

  1. Тороков Денис Александрович

Вр.пом

12.07.2004г.

5 класс

Командир.

  1. Сагалаков Аймир Павлович

Вр.пом

11.08.2003г.

6 класс

Массовик. Организатор.

  1. Кайлагашев Марат Леонидович

Вр.пом

01.07.2004г.

5 класс

Пом.командира.

  1. Бурнаков Алексей Витальевич

Вр.пом.(опекаем)

12.03.2006г.

5 класс

Физорг

  1. Кольчикова Елена Артемовна

Вр.пом

13.08.2004г.

5 класс

Массовик. Организатор.

  1. Капсаргина Юлия Петровна

Вр.пом

20.09.2005г.

5 класс

Цветовод

  1. Сазанакова Анна Петровна

Вр.пом

14.03.3003г.

5 класс

Отв.за мебель

  1. Московкина Полина Сергеевна

Вр.пом

01.12.2005г.

5 класс

Санитар

Характеристика I группы.

В 2016 – 2017 учебном году работаю воспитателем 1, 5, 6 классов. В этом году поступили в группу  новые воспитанники, это дети  первого класса и в пятый класс 1 ребенок.  Группа состоит из временно проживающих воспитанников: 8 – мальчиков и 5 девочек.  За время обучения с программой школы VIII вида справляются: 1 класс – 4 ребенка, 5 класс – 4 ребенка, 6 класс – 1ребенок, с трудом справляются: 1 класс – 1 ребенок, 5 класс – 3 детей. Уровень воспитанности на начало учебного года составил 49.  Класс по своему составу  сложный.

Взаимоотношения между воспитанниками носят ситуативный характер, что свидетельствует о несформированности коллектива. Не всегда наблюдается сплочённость в коллективной деятельности. В классе есть неформальные лидеры, хотя авторитетом не пользуются. К таким можно отнести Лену К. Есть ребёнок, это Никита Н., которого, отвергает  класс (из-за ее агрессивного поведения).  Никита Н. в поведении агрессивный, раздражительный. Хотя сама по своей натуре она добрый ребёнок, нежный. С программой обучения школы VIII вида  справляется с трудом, но в поведении часто проявляет агрессию,  бывают конфликты со сверстниками, так же совершение правонарушений (драки).  Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире – процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе – приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

Учитывая их психические особенности, необходимо помочь детям справиться с конкретными трудностями.   Ведутся работы на их сплочение:    групповое (родительское собрание) и индивидуальное беседы с родителями  по проблемам воспитания;  ежедневные  работы (беседы) с классными руководителями по организации и проведению воспитательной работы с детьми внутри класса, школы;  вовлечение детей в кружковые занятия;  тесная работа с социально-психологической службой школы;  так же ведётся  медико-социальная работа;   организационно – воспитательная работа.  Дети активно участвуют в общешкольных мероприятиях, которые направлены на формирование здорового образа жизни, культуры человеческих взаимодействий, индивидуальной самореализации и социальной ответственности.  Это конкурсы, праздничные концерты и другие мероприятия. Общешкольные, это «Осенний кросс» , «Осенняя фантазия». Никита Н.,  любит играть в настольный  теннис. Рисовали рисунки, поделки  «Дары Осени». С большим интересом дети участвовали спортивных конкурсах: На день здоровья. Дети получали сладкие призы. По мере своих сил каждый воспитанник старается принять участие в делах класса и внешкольных мероприятий.

         Отношения между детьми устанавливаются  при непосредственном контакте, взаимодействии, общении.  Участие Юли.К. и других девочек в одном конкурсе, привело к сплочению, взаимовыручке и взаимопомощи между девочками во время праздника. У учащихся Юли К., Алеши Б., Марата К., Лены К., наблюдается небольшой познавательный  потенциал уровня самообразовательной активности.  На самоподготовке проявляется интерес к учебной деятельности  ( практически всегда подготовлены),  пытаются высказывать собственное мнение на поставленные вопросы.  На воспитательных часах «Трудовое воспитание» дети с большим интересом, трудолюбием  выполняют порученную им работу. Во время работы ведутся беседы, прослушивается музыка. Дети становятся спокойнее.  Уровень воспитанности на конец года заметно выше ___.

Учащиеся стараются понимать и принимать статус «ученика» и «учителя». Субординацию соблюдают.

Выводы:

  1.  Родители и школа обязаны создать детям нормальные условия для их жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствии адекватных условий развития ребёнок оказывается в зоне риска, а возникшие у них проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.
  2. Адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка, с учётом имеющих у него проблем, даёт возможность исключения попадания ребёнка в группу риска.
  3. Классификация проблем воспитанников позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникших у детей школьного возраста, и тем самым даёт возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих ребёнка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию.

Необходимо:

  1. Привлекать родителей.
  2. Продолжать работу по сплочённости коллектива, выработке единых ценностных норм и правил , которые бы принимал весь коллектив.
  3. Способствовать повышению уровня познавательной активности.
  4. Формировать у воспитанников адекватную самооценку.

РАБОТА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

- посещение семей с целью изучения условий проживания, обстановки в семье и

решения возникающих вопросов;

- проведение работы с родителями по достижению единства в требованиях

школы и общества;

- осведомление родителей о достижениях и проблемах детей в учёбе и

внеклассной жизни;

- посещение семей группы «риска» с целью социальной помощи детям и

контроля над исполнением родительских обязанностей;

- формирование у родителей доверительного отношения к педагогам школы;

- привлечение родителей к активному участию в жизни группы, школы,

культурно-массовых и спортивных  мероприятиях  различного уровня;

- консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей.

-Индивидуальная беседа.

-Посещение жилых помещений

-Презентация плана воспитательной работы

-Профилактика правонарушений.

Совместная работа воспитателя с классным руководителем и педагогами

дополнительного образования

-Собеседование с педагогами по организации и проведению самоподготовки.

-Преемственность в работе учителя и воспитателя со слабоуспевающими учащимися.

-Беседа с классным руководителем о работе с «трудными детьми».

-Посещение классных часов

-Проведение совместных мероприятий: День именинника, День Учителя, Новый год.

-Беседы о поведении детей в первой половине дня.

- Собеседование с педагогами с целью выявления степени знакомства с новыми технологиями обучения и воспитания и их внедрение в практическую деятельность.

Взаимодействие с медико-социально - психологической службой:

-Совместный рейд по посещению семьи учащихся (еженедельно)

-Преемственность в воспитании детей (еженедельно)

--консультирование по вопросам оказания индивидуальной помощи ребенка в вопросах воспитания.

-Изучение медицинских заключений, рекомендаций.

Дети регулярно посещают кружки дополнительного образования

   Ф.И.О.

                 

Кружок

К. Лена

Т. Денис

 К.Марат

С. Аймир

Б.Алеша

С. Саша

К. Юля

С. Аня

М.Полина

«Родничок»

Пн.:

Ср.:

Чт.:

Пт.:

Пн.:

Ср.:

Чт.:

Пт.:

Пн.:

Ср.:

Чт.:

Пт.:

Пн.:

Ср.:

Чт.:

Пт.:

«Формула рукоделия»

Чт:

Чт:

Чт:

Чт:

Чт:

Чт:

«Лоскутная мозайка»

Пн:

Пн.:

Пн.:

Пн.:

Пн.:

Пн.:

Текстильная кукла

Сбб:

Вт:

Пт:

Биологический

Пн:

Пн:

Пн:

Пн:

Пн:

Пн:

Пн:

Пн:

Пн:

«Спортивные игры»

Вт.:

Чт.:

Пт.:

Вт.:

Чт.:

Пт.:

Вт.:

Чт.:

Пт.

Вт.:

Чт.:

Пт.:

Вт.:

Чт.:

Пт.:

Вт.:

Чт.:

Пт.:

Вт.:

Чт.:

Пт.:

Вт.:

Чт.:

Пт.

Вт.:

Чт.:

Пт.:

Дети регулярно посещают кружки дополнительного образования

   Ф.И.О.

                 

Кружок

Б. Петя

Н. Никита

 К.Максим

Б. Саша

«Родничок»

Пн.:

Ср.:

Чт.:

Пт.:

Пн.:

Ср.:

Чт.:

Пт.:

Пн.:

Ср.:

Чт.:

Пт.:

Пн.:

Ср.:

Чт.:

Пт.:

«Формула рукоделия»

Чт:

Чт:

Чт:

Чт:

«Лоскутная мозайка»

Текстильная кукла

Биологический

Пн:

Пн:

Пн:

Пн:

.

«Спортивные игры»

Вт.

Ср.

Чт:

Вт.

Ср.

Чт:

Вт.

Ср.

Чт:

Вт.

Ср.

Чт:

Проводятся беседы по поведению детей, о достижениях  и  успехах, во второй половине дня.

Мониторинг воспитательной работы в группе

Уровень социализации детей в школе-интернате в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. В свою очередь это предполагает психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения. Результаты такого исследования позволяют корректировать основные отклонения в развитии личности каждого ребенка, применять эффективные формы педагогического воздействия в воспитательном процессе.

Для того, чтобы коррекционная работа имела действенный характер, воспитатель должен четко представлять себе воспитательную траекторию, обозначить цель ее достижения и спрогнозировать результат наблюдение; апробирование разнообразных форм и методов работы с детьми, которые представлены по разделам: личностное развитие, межличностные отношения, санитарно-гигиенические навыки, профессиональная ориентация, основы безопасности и жизнеобеспечения. Так как умения и навыки ребенка семи и ребенка десяти лет очень различны, то указывается не возрастная группа (5-10 лет), а дети 10, 11, 12 лет. Проводим диагностику уровня воспитанности, готовности к труду.

Межличностные отношения.

Воспитанник школы-интерната должен уметь:

К 12годам:

1. Самостоятельно регулировать свои отношения с окружающими.

2. Избегать конфликтных ситуаций.

3. Выбирать стиль общения с окружающими в зависимости от ситуации (официальный, дружеский, партнерский и т.д.).

4. Определять настроение партнера по общению.

Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Процесс формирования межличностных отношений включает в себя прежде всего коррекцию недостатков характера каждого ребенка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми. Наилучший результат исследования межличностных отношений имеет метод наблюдения в процессе игр детей и различных видов их контактов. Для целостного представления о поведении детей при их общении можно использовать результаты исследований по опросным листам, анкетам, тематическим таблицам.

Профессиональная ориентация.

К 11-12 годам воспитанник должен: 

  1. Понимать необходимость приобретения профессии.
  2. Быть ориентированным в профессии, доступной его статусу.
  3.  Знать основы производственных отношений.

План реализации программы.

Составлен в таблицы, каждая из которой рассчитана на 4 месяца. В тематическом плане можно видеть работу по всем указанным выше направлениям:

Понедельник - личностное развитие и межличностные отношения.

Вторник - охрана здоровья и физического развития, основы безопасности и жизнеобеспечения, спортивный час.

Среда - профессиональное самоопределение.

Четверг - Трудовое воспитание. Генеральная уборка в группе.

Пятница -Основы гражданского самосознания.

Суббота - эстетическое развитие, просмотр ДВД, дискотека.

Результатом работы может стать единый дружный коллектив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя интерната

Данная разрабока  представляет собой набор страниц "дневника" воспитателя группы интерната  специальной коррекционной школы VIII вида. Такие программы имееют все воспитатели нашей школы. Пол...

Рабочая программа воспитателя школы- интернат на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа воспитателя школы - инернат на 2016-2017 учебный год...

Рабочая программа воспитателя начальной коррекционной школы-интерната

Рабочая программа, коррекцонная школа-интернат для детей с ОВЗ. 1-й класс...

План самообразования воспитателя школы-интерната ГБОУ "Уруссинская школа-интернат для детей с ОВЗ"

Изучение особенностей характера умственно-отсталых детей в условиях ФГОС...