Методика исследования особенностей коммуникации у младших школьников с РАС
методическая разработка на тему

Кустова Надежда Викторовна

 Исследование особенностей коммуникации у младших школьников с РАС  основывается на  методику Е.С. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др .

     Процедура исследования предполагает анкетирование значимых людей (родители, педагоги).

 С помощью тестирования определялся уровень сформированности и особенности   коммуникативного поведения младших школьников с РАС, именно:

1.    Актуальная форма коммуникации детей с РАС.

2.    Исследование особенностей невербальной коммуникации

3.    Исследование особенностей вербальной коммуникации.

4.    Особенности базовых коммуникативных функций.

5.    Особенности интерактивного поведения.

6.    Психосоциальные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика исследования особенностей коммуникации у младших школьников с РАС

Для исследования особенностей коммуникации у младших школьников с РАС за основу была взята методика Е.С. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др .

     Процедура исследования предполагала анкетирование значимых людей (родители, педагоги).

 С помощью тестирования определялся уровень сформированности и особенности   коммуникативного поведения младших школьников с РАС, именно:

1. Актуальная форма коммуникации детей с РАС.

2. Исследование особенностей невербальной коммуникации

3. Исследование особенностей вербальной коммуникации.

4. Особенности базовых коммуникативных функций.

5. Особенности интерактивного поведения.

6. Психосоциальные способности.

            

  Ответы на вопросы считаются в баллах :

 «да» - 2 балла – навык сформирован

 «иногда» - 1 балл – навык в стадии формирования

 «нет» - 0 баллов – навык не сформирован

 Методика исследования коммуникативного поведения младших школьников с РАС.

I.  Какая форма коммуникации является для ребенка актуальной?

1.Вербальная?

2.Невербальная?

3.Альтернативные средства коммуникации?

Оценка определяется количеством детей, относящихся к той или иной группе.

II.        Особенности невербальная коммуникация.

Вокализации

1. Произносит ли он/она звуки, звукокомплексы?

2. В присутствии близких произносит звукокомплексы?

3. Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением?

Взгляд

4. Наблюдает ли он/она за окружающей обстановкой, людьми?

5. Замечает ли он/она визуально интересные объекты, на­ходящиеся в поле зрения?

6. Проявляет ли различия в визуальном поведении по от­ношению к знакомым и незнакомым людям, людям и предметам?

7. Выдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника?

8. Выражает ли он/она взглядом желание о привлечении внимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение?

Мимика

9. Может ли он/она мимикой понятно выражать чувства (радость, удивление, грусть, злость, страх)?

10. Соответствует ли выражение лица ситуации?

11. Есть ли неясности в интерпретации выражений его/ее лица?

12. Может ли он/она сознательно контролировать свою мимику?

13.Отвечает ли он/она мимикой на вопросы или ситуацию высказывания?

14. Появляется ли у него/нее выражение лица спонтанно?

15. Общается ли он/она мимикой с другими людьми в соответс­твующей ситуации?

Жесты

16.Демонстрирует ли он/она целенаправленные движения по отношению к объектам, людям в какой-либо ситуации?

17. Использует ли он/она движения тела с целью достиже­ния объекта?

18.Усиливаются (ослабляются) ли непроизвольные движения в отношении определенных действий, среды, людей?

19. Использует ли он/она жесты, чтобы обратить на себя внимание?

20. Использует ли он/она жесты с целью выражения основ­ных потребностей?

От 0-13 баллов –низкий уровень

От 14-26 баллов – средний уровень

От 27-40 баллов – высокий уровень

III. Особенности вербальной коммуникации.

1. Аграмматична ли речь ребенка?

2. Есть ли у ребенка наличие эхолаличной речи?

3. Использует ли ребенок слова – штампы, предложения – штампы?

4. Есть ли трудности употребления личных местоимений?

5. Имеются ли у ребенка отсроченные эхолалии?

Оценка определяется количеством детей, имеющих те или иные особенности вербальной коммуникации

IV. Базовые коммуникативные функции.

1. Выражает ли он/она согласие/несогласие?

2. Комментирует он/она события?

3. Выражает ли свои потребности и желания?

4.Может ли он/она задавать   вопросы?

5.Может ли он/она отвечать на вопросы?

От 0-3 баллов – низкий уровень

От 4 – 6 баллов – средний уровень

От 7 – 10 баллов - высокий уровень

   V. Интерактивное поведение.

Цель заключались в определении умения устанавливать визуальный и речевой контакт, соблюдать соразмерное поведение в ситуации смены собеседника, умения четко поставить вопрос, умение слышать ответ, быстро реагировать на него, умение управлять диалогом, умение инициировать и поддержать коммуникативное взаимодействие

1. Реагирует ли он/она на обращение?

2. Реагирует ли он/она на разумные требования?

3. Проявляет ли он/она различия в реагировании на собе­седников, ситуацию?

4. Является ли он/она инициатором коммуникативного взаимодействия?

5. Может ли поддержать диалог на интересующую его тему?

6. Может ли поддержать диалог на не интересующую его тему?

7. Проявляет ли он/она соразмерное поведение в ситуации смены собеседника?

8. Реагирует на недоразумения?

9. Отвечает ли он/она на дополнительные вопросы при пов­торениях / уточнениях с целью снятия недоразумения?

10. Прибегает ли он/она в не совсем понятной ситуации к альтернативным формам коммуникации?

11. Может ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими?

От 0 до 7 баллов – низкий уровень

От 8 до 14 баллов – средний уровень

От 15 до 22 баллов – высокий уровень

VI.        Психосоциальные способности

Цель оценить умение сообщить о своих эмоциях, чувствах, определить мотивацию к общению , круг общения, места где чаще всего происходит коммуникация, определить знает ли ребенок о своих коммуникативных ограничениях.

Может ли он/она сообщить о своих чувствах?

Может ли он/она попросить о помощи и оказать ее другим?

Знает ли он/она о своих коммуникативных ограничениях?

Проявляет ли разочарование, если не может выразить просьбу и желание?

Контактирует в основном со знакомыми людьми?

Может ли контактировать с незнакомыми людьми в незнакомой обстановке?

Коммуникация чаще всего происходит в знакомых местах?

От 0 до 5 баллов- низкий уровень

От 6 до 9 баллов –средний уровень

От 10 до 14 баллов – высокий уровень

Путем суммирования результатов выполнения всех заданий этого раздела делается вывод об уровне сформированности коммуникативных навыков   младших школьников с РАС:

От 0-29 баллов – низкий уровень

От 30- 57 баллов – средний уровень

От 58 – 86 баллов – высокий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения подвижных игр с младшими школьниками в различных организационных формах физического воспитания.

В данном материале описаны подвижные игры, а так же даны методические рекомендации по их использованию в различных формах физкультурного образования...

Интерактивные методики в обучении английскому языку младших школьников.

Интерактивные методики обучения как раз можно отнести к таким приемам стимулирования учебной мотивации обучающихся....

Методика диагностики самооценки дошкольников и младших школьников "Лесенка"

Проективная методика диагностики самооценки дошкольников и младших школьников...

Методика воспитания и развития личности младшего школьника

        Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании...

Методика экспериментального исследования особенностей рисования по воображению школьников с умственной отсталостью

Разработка содержания и методики проведения экспериментального исследования, направленного на выявление особенностей рисования по воображению умственно отсталых учащихся специальной школы....

Комплекс диагностических методик по выявлению творческих способностей младших школьников.

Методика выявления творческих способностей младших школьников обеспечивает своевременное выявление потенциала одаренности....