рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
методическая разработка по теме

Робак Юлия Валерьевна

Рекомендации учителя логопеда родителям будущих первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя - логопеда родителям будущих первоклассников.

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала его обучения грамоте.

Родителям следует обратить внимание на следующее:

- Ребенок  к шести годам должен  четко произносить все звуки родного языка.

- Подбирать слова с определенным звуком, владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков).

- Уметь различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

- Уметь пользоваться  разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (у лисы – хвост, а у  лисёнка – хвостик), уметь подбирать  слова в нужной форме (голубая чашка, голубой мяч, голубое небо) ; образовывать прилагательные от существительных: «Стол сделан из дерева. Значит он какой? (Деревянный.)»

- Шестилетний ребенок безошибочно должен произносить слова сложной слоговой структуры: велосипедист, серпантин, экскурсовод, милиционер, аквариум и т.п.

- В словаре 6-7 летнего ребенка должно быть около двух тысяч слов,  причём  среди  них  представлены  все  части  речи.  Если  вы  хотите,  чтобы  речь  вашего  ребёнка  отвечала  возрастной  норме,  а  словарь  был  достаточно  богатым,  старайтесь сами  говорить  правильно,  больше  времени  находите  для  общения  с  ребёнком,  занимайтесь  с  ним. Учите  отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать прочитанную сказку, рассказ. Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.

Часто  обучение  письму  вызывает  у  детей   трудности. Для  того    чтобы  избежать этой проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму  непосредственно  руки. Лепка  из пластилина замечательно  воздействует  на мелкую  моторику.  Такие  упражнения,  как  застёгивать  и  расстёгивать  пуговицы.  Полезно  развязывание  узелков  на  шнурках,  раскрашивание,  рисование  карандашами, графические  упражнения  (штриховка), собирание  бус, бисероплетение, собирание пазлов и мозаики, конструирование из деталей lego и его аналогов.

У будущего первоклассника должны быть сформированы навыки:

- пространственное ориентирование  - умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

- коммуникативные - общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции

- игровой деятельности - умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила.

- мотивационные - наличие желания учиться, узнавать новое.

- математические - счет в пределах 10 и обратно, решение элементарных задач.

- процессов внимания, памяти.

- мышления - обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением.

Основное развитие речи происходит до 5 лет.  После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта работы, родителям будущих первоклассников  рекомендую:

Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.

Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.

Чаще играйте с детьми в сюжетно-ролевые игры (дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п.), это лучший способ научить организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое  будет получаться не сразу.

Родителям необходимо помнить, что развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций: воображения, памяти, мышления и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Ко времени поступления в школу устная речь дошкольника должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых. Ребенок должен уметь слушать и говорить....

Рекомендации логопеда для родителей будущих первоклассников

Разнообразные способы обучения чтению будущих первоклассников...

Практическая консультация учителя - логопеда для родителей будущих первоклассников "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"

Качественная подготовка ребенка к школе - залог его быстрой адаптации и успешного обучения в будущем....

Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников (презентация).

Данный материал предназначен для родителей и педагогов. На что необходимо обратить внимание при подготовке ребенка к школе? Нуждается ли дошкольник в помощи учителя-логопеда? Эти и другие вопросы осве...

Рекомендации логопеда для родителей будущих первоклассников

требования к речевому и общему развитию учеников 1 класса лежат в основе успешного овладения русским языком....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Поступление в школу – важный этап как для самого ребёнка, так и для его родителей. Какие вопросы, прежде всего, интересуют родителей. Сможет ли ребёнок успешно учиться? Справится ли он со школьной про...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Эти требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников лежат в основе успешного овладения русским языком....