Выступление из опыта работы «Интерактивная доска. Новые технологии - новые возможности обучения детей со слуховой депривацией»
статья на тему

Ивлева Юлия Анатольевна

Использование учителями интерактивных образовательных систем создает новые развивающие возможности, как для школьников адаптивных школ, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«АДАПТИТВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 15»

__________________________________________________________________

Выступление из опыта работы

«Интерактивная доска. Новые технологии - новые возможности обучения детей со слуховой депривацией»

                                          Учитель в.к.к.

                                                              Ивлева Юлия Анатольевна

 Современный мир стремительно меняет свой облик. В его движении просматривается тенденция к информационному открытому обществу.

 Сегодня стало очевидным, что учебная информация, которая передается ребенку в школе, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место по сравнению с компьютерными играми, кабельным телевидением.

Таким образом, учащиеся с особыми образовательными возможностями, а именно, слабослышащие  дети оказывается перед лавиной информации, которую он не умеет правильно воспринимать и использовать.

Перед  аналогичной технической и информационной  лавиной оказывается  и учитель в современной адаптивной школе. Важно научиться ориентироваться и управлять процессом обучения в постоянно меняющимся  информационном потоке.

Сегодня инновационные технологии уже не роскошь, а необходимость. В числе оборудования способного в корне изменить учебный процесс – электронные интерактивные доски SMART.

По программе   модернизации,  школой были приобретены  интерактивные    комплексы.  Интерактивный комплекс, установленный в данном кабинете, состоит из интерактивной доски SMART,  проектора, безбатарейного стилуса  стилизованного под маркер,  ноутбука HP и диска с программным обеспечением.

Краткая эксплуатационная  характеристика оборудования. 

Материал рабочей поверхности – это стальная (антивандальная) поверхность с антибликовым покрытием, оптимизированным для прямой проекции. Доска работает на принципе (функциях) прикосновений и имеет технологию, основанную на цифровых камерах,  позволяющую рисовать, управлять приложениями без ограничений, любым предметом или пальцем.

Согласно техническим характеристикам, устройство распознавания интерактивной системы  не производят активных излучений. Доска подключается к компьютеру двумя кабелями. Для работы комплекса необходимо только две розетки 220в, а если ноутбук работает от аккумулятора,  то и одна - для подключения проектора.

Практическая работа с программой Notebook

1. Знакомство с  компоновкой рабочей поверхности доски.

2. Состав и структуризация Галереи. 

        - Рисунки

        - Интерактивные средства и мультимедиа.

- Файлы и страницы Notebook

        - Фоны и темы.

3. Принцип работы с выбранным изображением.

Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете передвинуть любой объект на другое место с помощью опции "drag and drop" (тащить и отпустить). 

Возможность передвигать объекты по доске помогает в таких занятиях, как:

  • Соединение
  • Классификация
  • Группировка
  • Сортировка
  • Заполнение пропусков
  • Упорядочивание
  • Изменения размера

4. Обзор набора  инструментов встроенных в программу Notebook.

-  Обратить внимание на «Волшебное перо» и  «Перо распознавание

 фигур», «Шторка».

5. Существует функция оперативного закрепления и сохранения страницы с материалами урока. (СКРЕПКА)

6. Программа Смарт-нотебук предлагает возможность создания интерактивных презентаций без программного комплекса Майкрософт Офис.  

7. Существует возможность пополнять галерею своим содержанием. (Инструкция прилагается)

Доска дает новые возможности при работе со стандартными обучающими программами и учебными дисками, которых на рынке интерактивных школьных  образовательных ресурсов  постоянно становится всё больше.

Используется Доска практически ежедневно, и ребята уже воспринимают это оборудование как должное. Но на каждом занятии уделяется внимание и технике безопасности при работе с таки оборудованием. Составлены инструкции по ТБ и заполняется Журнал по ТБ.

Доску можно использовать как пассивный экран для демонстрации презентаций, таблиц, видеофрагментов. Но использование системы SMART вносит некоторую изюминку в такие уроки.

Активный режим работы SMART-комплекса представлен  в виде встроенной программы Notebook.

Человек в течение своей жизни получает информацию о мире, используя пять чувств, эти же чувства участвуют в обработке поступающей информации. Зрение, слух и кинестетические чувства – это три основных канала, формирующих соответственно три основных системы восприятия:

Ведущие репрезентативные системы.

ВИЗУАЛЫ

«Я должен видеть, чтобы слышать»

- смотреть

- видеть

- наблюдать

АУДИАЛЫ

«Не смотреть, чтобы слышать»

- слушать

- ритм

- подобные речи,  

 звуки

КИНЕСТЕТЫ

«Чтобы учиться, надо что-то делать»

- схватывать

- чувствовать

- трогать

Сообразно этой классификации при  работе в адаптивной школе со слабослышащими детьми применяя  интерактивный комплекс можно использовать различные группы методов обучения.

1.Визуальные методы.                            2. Аудиальные методы.

3. Кинестетические методы.            4.Полимодальные методы.

Интерактивный комплекс помогает предусмотреть равномерное  представление  информации для визуалов, аудиалов и кинестетов.

Это может быть:

  • Проведение опытов, экспериментов.
  • Демонстрация учебных презентаций и  видеофильмов.
  • Работу с компьютерными обучающими программами.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.

Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

1. расширяет возможности по использованию различных учебных дисков. Совместимость зависит от возможностей ПК;

2.  усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами;

3. предоставляет больше возможностей для взаимодействия со слабослышащими учащимися класса;

4. делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.

Преимущества для преподавателей:

  1.  позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса;
  2.  поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;
  3. позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

4. позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

5.  удобна при работе в большой аудитории;

6.  расширяет возможности для  преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

В ходе работы с данным оборудование возникают и проблемные вопросы.

-  Работая с программой SMART при подготовки уроков, затрачивает  очень много времени работы с компьютером, что нарушает санитарные нормы.

- Необходимо оборудование кабинета интернетом.

- Необходимо обучение на профессиональных курсах по обучению работе на Интерактивной доске. Создание интерактивных уроков.

- На мой взгляд, работа с доской уменьшает скорость работы на уроке, т.к. есть зависимость от капризов техники, и нужна очень чёткая систематизация материалов для уроков.

- Интерактивные карты по гегорафии не подходят для изучения географической номенклатуры (они слишком общие)

- Есть проблемы с правилами эксплуатации проектора.

Преимущества для учащихся:

  1. делает занятия интересными, наглядными  и развивает мотивацию;
  2. предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков учащихся с различными системами восприятия информации; визуалов, аудиалов, кинестетов;
  3.    учащиеся начинают понимать более сложные темы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  4.  позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться ко всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
  5. учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

 

Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика со слуховой депривацией стимулируется одновременно несколько видов памяти.

Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем максимально эффективно организовать постоянную работу слабослышащего учащегося в электронном виде.

Любой урок немыслим без общения. И отнюдь не ограничивается передачей определенной информации. Именно поэтому в сфере образования имеет важнейшее значение использование ИКТ (Информационно-Коммуникативных Технологий).

Все эти средства обучения можно совместить при работе с интерактивной доской.

Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

Школьный урок — это всегда таинство, волшебство, это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря личности учителя, его профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению занятия. Творческое и глубоко продуманное использование учителями интерактивных образовательных систем создает прекрасные развивающие возможности, как для школьников, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках.

                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ

Как добавить материалы в раздел «Мое содержимое» в программе «SMART Notebook»

Большой объем рисунков и объектов в коллекции библиотеки (около  6 тысяч) часто вызывают затруднения в быстром использовании необходимого изображения на уроке. Для решения этой проблемы предусмотрена функция создания выборочной собственной подборки  в раздел «Мое содержимое»

Вариант №1. «Добавление материалов из коллекции программы «SMART Notebook»

  1. Открыть коллекцию изображений программы «SMART Notebook».
  2. Выбрать необходимый рисунок или интерактивный объект.
  3. Выделить рисунок левой кнопкой мыши, если работать с экрана ПК,  или задержать палец на значке              в правом верхнем углу, если работать с Доски.
  4. На появившейся таблице правой кнопкой или ударом пальца выбрать строку «Добавить в Мое содержимое».  
  5. После этого действия выбранный документ будет отправлен в раздел «Мое содержимое» и доступен к быстрому использованию на рабочей поверхности интерактивной доски.

Вариант №2. Добавление рисунка (фотографии)  в раздел «Мое содержимое» из файлов базового компьютера.

  1. Выбрать необходимое изображение из файлов, расположенных на дисках компьютера. Например, из раздела «Изображения».
  2. Выделить фотографию правой кнопкой мыши или  задержать палец, если работать с Доски, пока не появится таблица.
  3. Левой кнопкой «Выбрать».
  4. Открыть программу «SMART Notebook» .
  5. Нажать на строку раздела «Мое содержимое».
  6. Нажать на значок                в правом верхнем углу левой кнопкой мыши (если работать с экрана ПК,  или задержать палец на значке, если работать с Доски.
  7. В появившейся таблице Правой кнопкой или ударом пальца выбрать строку  «Вставить».
  8. Выбранное изображение будет добавлено в коллекцию «Мое содержимое» программы «SMART Notebook» и доступно к дальнейшему использованию.

Вариант №3. Добавление рисунка, фотографий, презентаций в раздел «Мое содержимое» из файлов базового компьютера.

1.Открыть программу «SMART Notebook»

2. Левой кнопкой нажать строку «Мое содержимое».  Нажать на значок                Левой кнопкой мыши, если работать с экрана ПК,  или задержать палец на значке, если работать с Доски.

3. В табличке нажать строку «Добавить в Мое содержимое…»

4. Открывается окно доступа к содержимому компьютера «Локальный диск…»

5. Выбрать необходимый файл (документ)             «Открыть». Документ загрузится в коллекцию «Мое содержимое».

6. Найти данный документ в ленте прокрутки загруженных материалов коллекции и проверить формат загрузки. Если загрузка неполная, то надо выделить данный файл и нажать на значок                левой кнопкой мыши, если работать с экрана ПК,  или задержать палец на значке, если работать с Доски.

7. В табличке выбрать строку «Вставить в Notebook»               В появившемся окошке             нажать «Да».  Если на рабочем поле Доски появится  просто заголовок, то его надо удалить.

8. Данный файл будет доступен для открытия во вкладке «Скрепка» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...

Формирование трудовой культуры у детей со слуховой депривацией.

Развитие трудовых навыков является основным при развитии неслышащего ребенка.В статье рассматривается значение общественно - полезного труда, навыков самообслуживания. Предлагаются виды работ с детьми...

Из опыта работы. Интерактивные технологии в работе преподавателя.

Интерактивные технологии предполагают живое общение, свободный обмен мнениями всех участников педагогического процесса на основании принципов сотрудничества и равноправия....

Практическая работа ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

На сегодняшний день дополнительное образование – это деятельность по формированию образов, а образ будем определять как набор ожидаемых характеристик.В нашем случае характеристика человека включ...

Уровень тревожности и копинг– стратегии у детей со слуховой депривацией имеющих семьи и детей – сирот.

Одной из распространенных проблем современности является детская тревожность. Психологи уделяют ей особое внимание потому, что она отрицательно влияет на развитие, общение, здоровье и общий уровень пс...