Актуальные проблемы и необходимость создания УМК для преподавания курса ОРКСЭ. Выступление 16 февраля 2015 г.
материал на тему

Юрченко Елена Фёдоровна

В сообщении раскрываются проблемы, с которыми столкнулся учитель в преподавании курса ОРКСЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С прошлого учебного года во всех школах города был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс позволяет решать проблемы духовно- нравственного воспитания, по - другому взглянуть на межнациональные отношения в современном обществе, позволяет укреплять семейные ценности, вернуться к традициям различных культур. В летний период многие педагоги города прошли обучение на курсах повышения квалификации по теме: «Методические и содержательные особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Безусловно, данные курсы были необходимы, так как предмет «ОРКСЭ» был абсолютно новым и вызывал массу вопросов, начиная от методики преподавания и заканчивая содержанием УМК.

Я являюсь преподавателем модуля «основы светской этики» уже второй год. Данный предмет очень нравится школьникам. Дети учатся видеть себя со стороны, могут оценивать свои поступки и делать соответствующие выводы, приводят много примеров из жизни. Ребята с удовольствием знакомятся с новым, выполняют творческие задания.

Свои уроки я сопровождаю мультимедийными презентациями, карточками с творческими заданиями, использую при работе с терминами толковые словари, организую групповую работу с использованием мобильного класса.

Безусловно, как любой преподаватель, осваивающий новый предмет, особенно в первый год преподавания курса «ОРКСЭ» я столкнулась с определенными трудностями.

Одна из главных проблем - это обеспеченность учебниками и методическими пособиями. В прошлом учебном году преподавание велось по учебникам издательства «Просвещение». Нехватку учебников я компенсировала электронным учебником. В нынешнем учебном году в школу поступили учебники издательства «Дрофа». К сожалению, отсутствуют рабочие тетради к учебникам. Но здесь выручают наработки других педагогов и мои собственные. Каждый ученик имеет тетрадь по предмету «Светская этика». В эти тетради ребята записывают новые термины и понятия, выполняют творческие задания и домашнюю работу. На отдельные темы я составляю листы с заданиями, которые предполагают самостоятельную, парную или групповую работу. Раздаю их ученикам, и на уроке мы работаем с данными листами. Также варианты рабочих тетрадей, составленных педагогами школ других городов, можно найти в интернете. Я предлагаю Вашему вниманию варианты рабочих тетрадей к учебнику «Основы светской этики» издательства «Просвещение». Методическое пособие по преподаванию модуля «Основы светской этики» имеется в электронном варианте, которое размещено на сайте издательства «Дрофа». Безусловно, хотелось бы, чтобы было достаточно дополнительной литературы по данному курсу, сборников литературных произведений. Пока все материалы приходится находить в интернете, что занимает очень много времени. А ведь помимо данного предмета приходится готовиться к другим урокам. Большое количество полезного материала при подготовке к урокам светской этики можно найти на сайтах: http://nsportal.ru, http://www.proshkolu.ru/, http://www.openclass.ru , http://www.drofa.ru, http://orkce.org, http://sch14.ucoz.ru

Следующая проблема, с которой я столкнулась, заключалась в том, что курс «ОРКСЭ» носит безотметочный характер, но часто ученики просят в конце урока поставить им отметку в дневник. Я это охотно делаю, так как ребенок в этот момент осознает, что активно участвовал в диалоге, узнал много нового и полезного. Он удовлетворен своей деятельностью на уроке, и оценка отражает его душевное состояние. Нетрудно догадаться, какая это оценка! В дневниках ученикам я прописываю словесную отметку «Молодец», «Умница», «Спасибо за работу на уроке» и т.д. Отметка бывает только положительной. Помимо этого, я составляю тесты по пройденным темам. Такая работа позволяет учащимся проверить и оценить свои знания по изучаемому предмету.

Как же оценить и отметить работу учащихся по предмету в конце учебного года? Этот вопрос также возник у меня. Чтобы отметить важность данного предмета, на смотря на то, что не выставляется итоговая отметка, каждый мой ученик в конце учебного года получил сертификат о прохождении курса «Основы светской этики».

Домашнее задание по предмету, каким оно должно быть? Вот еще один вопрос, на который я искала ответ. Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д. Например: «Подготовьте 1 –2 вопроса по материалу, который мы изучали на предыдущих уроках, чтобы задать их одноклассникам»; «Подготовьте рассказ о том, какие обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь за помощью к членам семьи», «Напишите небольшое сочинение на тему «Я хочу пожелать всем людям…». Возможно, что по разным причинам эти и аналогичные задания смогут выполнить не все ученики, и учитель не должен настаивать на их выполнении. Безусловно, задания могут даваться не на каждом уроке каждому ученику. Я использую дифференцированную систему домашних заданий, индивидуальные опережающие задания – одному-двум ученикам или группе. Также желательно, чтобы задания к урокам ОРКСЭ были вариативны, чтобы у детей был выбор. Например: к одному и тому же уроку могут быть на выбор предложены задания разных типов: творческие, на информационный поиск, на систематизацию изученного и т.д., которые будут выполняться разными учениками или группами. Идеи для домашних заданий учитель может найти в методических рекомендациях к УМК по ОРКСЭ (например, издательств «Просвещение» и «Дрофа», даже если на уроках используются другие учебники).Бывает, что сами ученики подсказывают темы и формы домашних заданий, проявляя на уроке интерес к какому-то вопросу или виду деятельности.
Особый вид домашних заданий – долгосрочные индивидуальные или групповые, которые подразумевают учебно-исследовательскую или проектную деятельность учащихся. Предполагается, что каждый ученик или группа учащихся в течение года выполнит одно из подобных заданий, предлагаемых учебниками и поурочным планированием (в существующих на сегодняшний день УМК эти задания также даны, и учитель вместе с учениками имеет возможность выбирать и формировать из перечисленного собственный список). Учащиеся могут выполнять эти задания индивидуально или в группе, к выполнению такого типа заданий могут быть (и это желательно) привлечены члены семей учеников. В прошлом учебном году мои ученики готовили проектные работы о родословной своей семьи, народных праздниках, правилах этикета. В конце учебного года прошла защита проектов.

Изучение курса ОРКСЭ, исходя из опыта работы, даёт свои положительные результаты. Вопросы нравственности, духовности подрастающего поколения всё больше волнуют родителей, педагогов, да и общество в целом. Понятия добра и зла, совести, милосердия никогда не потеряют своей ценности, а совместные поиски ответов на вопросы учебника, связанные с традициями, устоями, духовными и культурными ценностями сплотят между собой детей и родителей, помогут каждому взглянуть на привычные вещи другими глазами.