О преподавании курса ОРКСЭ
рабочая программа на тему

Дахно Татьяна Владимировна

Формирование у учащихся уважительного отношения к культуре и религиозным традициям многонационального народа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_prepodavanii_kursa_orkse.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся

уважительного отношения

 к культуре и религиозным традициям      

многонационального народа России

Дахно Т.В.,

учитель истории МБОУ СОШ №5

г.Завитинска

2013 год

«Формирование у учащихся уважительного отношения к культуре и религиозным традициям       многонационального народа России»

С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации введён курс "Основы религиозных культур и светской этики"  в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.

Учебный предмет "Основы религиозных культур светской этики" является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

 Курс включает 6 модулей-учебников: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики" и является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы. Какой из этих модулей изучать, должны определить родители.

Курс рассчитан на 34 часа в год. По месту в учебном плане и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета "Окружающий мир", с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы.

Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Современное  образование в светской школе подразумевает знакомство учащихся с мировыми религиями, религиозными традициями народов России, что включает сообщение сведений о происхождении, истории религий, основных особенностях вероучений, структуре религиозных объединений, религиозной символике, содержании священных книг, принятых в них этических нормах, о географии распространения, значимости той или иной религии в разных культурах и странах. Полученные знания будут не только способствовать расширению кругозора учащихся, но и помогут им осознанно строить взаимоотношения со сверстниками из разных этнокультурных сред, воспитывая уважение и толерантность, как к своей нации, так и к представителям других культур. Учитывая поликультурный состав учащихся в современной школе, данная задача чрезвычайно актуальна.

    В сердцевине любой культуры лежит религия.  Сегодня  ценностный фонд религиозной культуры включает мировоззренческие, этические, художественные, семейные, познавательные и другие ценности, которые могут быть не только услышаны учащимися как отвлеченная информация, но и личностно восприняты ими в той или иной мере, включены в их мотивы отношения к людям и поведения в обществе. К традиционным религиозным ценностям и культуре народов России можно отнести:

 - исторические ценности, значимые в гражданском самоопределении россиян, - исторические события, имена, символы, святыни религиозного характера;

- территория страны, особенно чтимые места, осознаваемые и как общенародная ценность («родная земля», «национальный очаг», «Отечество»), и в духовно-религиозных понятиях («Святая Русь», «святые места» и т.п.);

 - обычаи и традиции, отражающие обыденное право и обыденное правосознание с его религиозным духовно-нравственным наполнением и обоснованием;

 - традиции гражданско-патриотического служения своему народу, обществу, государству в части их обоснования и осмысления в понятиях религиозного долга, религиозно обоснованных прав и обязанностей личности;

 - национальные картины мира народов России в их религиозном осмыслении, определяющие особенности гражданского отношения личности к государству, к различным этнокультурным сообществам, проживающим на территории России.

 Безусловно, как указывалось выше, освоение ценностей религиозной культуры учащимися не должно являться самоцелью. Здесь на первый план выступают другие цели. Изучение религиозной культуры рассматривается как одно из средств решения проблемы духовного воспитания. Воспитательные возможности ценностей религиозной культуры в светской школе состоят в том, что ими поддерживаются определенные аспекты общезначимого гражданского воспитания и развития личности детей, включающего и формирование толерантных установок в межличностных и социальных отношениях, в частности:

 - воспитание гражданственности, сознание себя гражданами единого общества, от уровня местных общин до регионального и общенационального;

 - воспитание патриотического сознания, любви к нашей общей гражданской Родине - России на основе знания ее исторического прошлого и культуры, традиций разных народов;

 - воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод сограждан в области отношения к религии, прав личности в духовной сфере жизни общества в целом;

 - развитие национального самосознания, приобщение к ценностям национальной культуры;

 - развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных принципов поведения, принятых в нашем обществе;

 - семейное воспитание - выработка уважения к семье, старшим, самостоятельности и ответственности в области семейной жизни;

 - актуализация мировоззренческих позиций у школьников, направленность личностного развития на высокие духовные образцы в противовес усилившейся пропаганде безнравственности, цинизма, асоциальности и приспособленчества.

 Ученикам следует объяснить, что в истории человеческой цивилизации религия использовалась людьми, как для положительных, так и для отрицательных целей. Учащимся необходимо знать, что из-за тесного взаимодействия религиозной и политической культур религия часто используется в политических целях для захвата власти, разжигания национализма, вражды между народами.

Нельзя забывать, что религиозное многообразие, безусловно, оказывает влияние на психологический климат в классе и школе, на характер взаимоотношений как между педагогами и учащимися, так и между самими учителями и учениками. Поэтому поликультурный учитель всегда должен избегать категоричности в своих суждениях относительно религий и учить детей проявлять религиозную толерантность.

 Поскольку в России проживает не только множество этносов, но и сосуществует множество религий, в настоящее время отмечены попытки перевести межэтнические и политические конфликты в религиозную сферу, тем самым, подорвать целостность России. Поэтому так важно, чтобы изучение религии способствовало воспитанию у учащихся веротерпимости, уважительного отношения к традиционным религиям народов России.

 В содержательном плане воспитание веротерпимости должно включать два взаимосвязанных направления:

 - углубленное изучение религии своего народа, воспитание к ней чувства уважения, как к религии предков, основе духовной культуры и традиционного образа жизни своего этноса

- знакомство с религиями народов современной России.

Толерантность воспитывается и утверждается в обществе не на абстрагировании от содержания национальных культурных традиций, отрицании особенностей этнических и конфессиональных культур и выработке некой новой глобальной духовности, а на основе приобщения личности к своей этнической культуре и на этой основе - к общенациональной российской и мировой культуре.

 Целый пласт мирового и национального культурного наследия не может быть освоен молодым поколением с достаточной глубиной без определенного уровня знаний о религии и религиозной культуре. Сегодня особенно подчеркивается важность освоения определенного минимума знаний о религии всеми учащимися, вне зависимости от их личного отношения к религии и собственного мировоззрения, так как отсутствие этих знаний значительно затруднит реализацию принципов толерантности в обществе.

 Для школьников будет непонятна деятельность больших социальных групп, этнических и национальных общностей, их мотивы, цели, стереотипы поведения, нравственные установки и ценности, особенности обыденной культуры и быта, обусловленные религиозными представлениями и потребностями людей. Подобное непонимание может привести к предубеждениям и подозрительности, к провоцированию межконфессиональной, межэтнической и социальной напряженности.

В качестве главных принципов преподавания религиозной культуры в светской школе является принцип открытости и принцип толерантности, которые тесным образом связаны между собой.

Принцип открытости характеризуется не «самоотгораживанием» этнических и религиозных групп, а их активным «представлением» в гражданском обществе через свою культуру, в том числе традиционную религию. Необходимо  обратить внимание, что содержание и процесс воспитания современного гражданина России нельзя отделить от отечественной духовности и культуры.

 Разнообразие мировоззренческих подходов в содержании образования закреплено на законодательном уровне. В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений» (П.4 ст.14 «Общие требования к содержанию образования»).

 Вместе с тем имеющееся многообразие мировоззренческих подходов не подразумевает одинакового представления в государственной системе образования всех мировоззрений, религий и культур. Критерием значимости того или иного подхода для национальной системы образования выступают принципы культуросообразности государственного образования и народности общеобразовательной школы. Применительно к изучению религии в современной школе принцип культуросообразности подразумевает приобщение учащихся к знаниям и культурным ценностям традиционных религий народов России, осторожного отношения к различным новым религиозным движениям и культам, которые не принимали участия в формировании исторического и культурного наследия народов России, а также ограждения российской школы от миссионерства и пропаганды религиозных учений и культов деструктивной - антигуманной, антиобщественной и антигосударственной направленности. Такой подход не ущемляет прав всех остальных культур и традиций, позволяя всем народам, населяющим Россию, предпринимать усилия, как для собственного культурного роста, так и для обретения духовного единства с другими российскими этносами, тем самым, вносить свой вклад в общую культуру России.

 В этой связи встает проблема критериев отбора знаний  для младших школьников о религиозном культурном наследии для реализации воспитательных задач светской школы. Грамотно организованное в содержательном и методическом плане изучение религиозной культуры способно обогатить сознание учащихся новыми ценностями и смыслами, значимыми в отечественной и мировой культуре.

Важно, чтобы современный учитель понимал, зачем и почему следует изучать основы религиозной культуры и светской этики в школе, что является содержанием  данного предмета, как можно рассматривать факты религиозной культуры,  не нарушая при этом принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения. При этом следует еще раз напомнить: личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна  быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления»,  «ненавязывания» своего собственного мировоззрения или подачи материалов  школьного курса с позиции доминирующего собственного отношения к вере.

Важным условием  является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Не менее важную учебную роль могут выполнить использование на уроке выдержек из биографий религиозных деятелей, литературных произведений на религиозные сюжеты,  трудов учёных по изучаемым вопросам, статьи и книги глав и активных деятелей  различных конфессий; репродукции,  макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий,  анкетирование, ролевые фрагменты уроков.

 На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры.

На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно исключить, без ущерба для понимания. Манера объяснения, лекции, беседы учителя должны быть максимально увлекательными, яркими, артистичными. Не следует бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным.

Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Например, рассказ о православии будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма. В ходе такой мини–экскурсии следует заострить внимание учащихся на архитектуре и устройстве. При этом нелишне учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной.

Некоторые уроки по курсу могут проводиться на природе, в окружении архитектурных и исторических памятников. Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной  задачи – воспитания уважительного и бережного отношения к старине, отечественному религиозному и культурному наследию.

      При работе с младшими школьниками (учащиеся 4 класса), учет психологического фактора  является для данной возрастной группы учащихся во многом определяющим. Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной поддержке.

Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на некоторые ожидаемые результаты:  

 -  понимание учащимися того, что культурное и конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития человечества                                                                        

- потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции                                                

- стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, толерантное отношение к одноклассникам, к другим людям                                                                                                                                            

- понимание учащимися, что каждая духовная культура имеет собственный контекст свою логику                  

- ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для человечества ценностным содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль притч в самоопределении личности учащихся в процессе преподавания курса ОРКСЭ

Данный материал поможет учителям, преподающим курс ОРКСЭ...

Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ

Данный материал поможет при подготовке к уроку учителю, преподающему курс ОРКСЭ...

Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ

Данный материал поможет при подготовке к уроку учителю, преподающему курс ОРКСЭ...

Эссе "Позитивные возможности и сложности преподавания курса ОРКСЭ

Эссе предназначено для преподавателей курса ОРКСЭ в 4-5 классах и для классных руководителей. работающих в классах с представителями разных культурных традиций. Методический материал может пригодиться...

Конспект урока "Трагедия еврейского народа" в рамках преподавания курса ОРКСЭ

Урок посвящен черным страницам еврейского народа - Холокосту...

Актуальные проблемы и необходимость создания УМК для преподавания курса ОРКСЭ. Выступление 16 февраля 2015 г.

В сообщении раскрываются проблемы, с которыми столкнулся учитель в преподавании курса ОРКСЭ....

Презентация " Преподавание курса ОРКСЭ в начальной школе"

В презентации представлены основные задачи реализации содержания в курсе ОРКСЭ....