Консультация для родителей детей с нарушениями зрения.
консультация на тему

Екатерина Сергеевна Барбье

Этапы формирования зрительных форм обследования у детей с нарушениями зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

                          Консультация для родителей детей с нарушениями зрения

Этапы формирования зрительных форм обследования у детей с нарушениями зрения (консультация для родителей)

При патологии зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное восприятие действительности. Нарушения остроты зрени, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обусловливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положений предметов при нарушенном зрении. 
Особо важное значение приобретает работа по формированию специальных приемов использования нарушенного зрения при обследовании предмета, изучения его качеств и свойств. Самостоятельное вычленение этих признаков и свойств с помощью зрения детям со зрительной недостаточностью не всегда доступно. Зрительное восприятие же окружающего мира для его реального отображения требует  целенаправленности и осознанности. Для овладения анализирующими способностями необходимо наличие у детей умений видеть и понимать окружающее. Для формирования таких умений надо дать детям возможность всесторонне понаблюдать, обследовать предмет с помощью всех анализаторов, так как это помогает уточнить образ. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта дает более полное представление о форме контура и объема предмета, цвета и структуры поверхности, размера предмета и его составных деталей и др. Так воспитывается способность видеть отдельные свойства в предмете и объединять их в целостный образ. 
На специальных коррекционных занятиях решается ряд важных задач: 
• коррекция зрения и зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования объекта, упорядочения процесса наблюдения, анализа, систематизации процесса восприятия, уточнения образа предмета; 
• конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия. 
Процесс обследования состоит из нескольких последовательных этапов, позволяющих ребенку охватить все признаки и качества предметов. 
Обследование и анализ предметов проводится по четкой схеме, соответствующей ведущим признакам предмета: определение формы предмета, наличие и расположение деталей, определение цвета и его оттенков, пространственное положение. 
В начале педагог дает детям общую характеристику предмета, описывая его с помощью живой и яркой речи и вызывая тем самым у детей желание познать предмет, изучить его. Далее педагог нацеливает детей на анализ основных частей и деталей предмета, соотносит их с сенсорными эталонами формы, величины, цвета. Затем определяется строение предмета, соотношение всех составных частей с их пространственным положением. После этого педагог еще раз обращает внимание детей на зрительное восприятие предмета в целом. 
Выделение этапов обследования и анализа предметов строится с учетом состояния зрения и уровня развития практических действий у детей с нарушениями зрительных функций. Чем ниже острота зрения, тем больше времени потребуется ребенку для рассматривания и осязательного обследования. Размер объектов должен быть при этом достаточно крупным, цвет – ярким, контрастно выделяющимся на фоне. Желательно, чтобы дети могли тесно контактировать с объектом. 
Педагог постоянно руководит обследованием, с помощью конкретных вопросов управляет процессами узнавания, выделения, анализа и синтеза, уточнения и конкретизации, систематизации признаков предмета. Кроме того, он оказывает ребенку активную помощь в зрительной ориентации, улучшает условия видения объекта, акцентирует внимание ребенка на характерных, важных, отличительных качествах и свойствах объекта. 
Дидактические игры и упражнения на сличение реального предмета с его изображением способствуют формированию способов анализа, сопоставления, определения строения предмета реального и его изображения. К ним можно отнести задания на соотнесение контурных, силуэтных, цветных изображений с реальными предметами: «Найди сходство и различие», «Подбери половинку». Для формирования навыков сличения предметов и чтения изображений используется обводка по контуру, силуэту, трафарету. При этом активизировать детей можно игровыми приемами: «Кто скорее обведет по контуру, трафарету», «Кто больше фигур заштрихует», «У кого правильней, более похоже», «Кто лучше закрасит фломастерами изображение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Методика ознакомления с предметом детей с нарушением зрения" учителя-дефектолога Железновой Р.А.

Консультация для воспитателей "Методика ознакомления с предметом детей с нарушением зрения"  учителя-дефектолога Железновой Р.А....

Консультация для воспитателей: «Развитие памяти у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений»

В консультации описано с помощью каких дидактических игр и упражнений воспрители могут развивать процессы памяти у дошкольников с нарушением зрения....

Консультация для педагогов на тему: " Сецифика работы учителя - логопеда в МБДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения"

Данный материал содержит информацию о том, какими дополнительными компетенциями должен владеть учитель - логопед, работающий  в детском саду для детей с нарушением зрения, акцентирует внимание пе...

Консультация для родителей о профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста

Полезные советы родителям о том, как поддерживать зрение ребёнка в норме...

консультация для воспитателей "Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения"

Материал предназначен для педагогов, работающих с дошкольниками, имеющими зрительные нарушения....