консультация для воспитателей "Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения"
консультация

Материал предназначен для педагогов, работающих с дошкольниками, имеющими зрительные нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения»

Составила: учитель – дефектолог Ефремова О.В.

Использование наглядности стимулирует познавательную активность детей, позволяет поддерживать интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме.   При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям качества и свойства, отличительные и общие признаки изучаемого материала.

   В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов.

1. Натуральные наглядные пособия: предметы ближайщего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и тд.. которые специально подбираются для занятия или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий.

  1. Объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела.
  2. Дидактические игрушки: куклы, кукольная мебель, игрушки, изображения животных, птиц, насекомых и т.д.
  3. Изобразительные наглядные пособия: иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин,фотоматериалы, слайды, диа- кино- и видеоматериалы, плакаты.
  4. Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы.
  5.  Символические наглядные пособия: исторические, географические. биологические карты.
  6.  Рельефные наглядные пособия включают в себя иллюстративную, графическую и символическую на глядность: рельефно-точечные и барельефные предметные, сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы.

   Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным. Демонстрационная наглядность используется для показа всей группе детей, раздаточный рассчитан на работу с одним ребенком.

   Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий. Работа с ними способствует формированию у  детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала. Наиболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит на целевых прогулках, экскурсиях. Реальные объекты или явления природы окружающей действительности в непосредственной близости, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая таким образом реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность происходящих событий.

   Особое значение восприятие натуральной наглядности имеет для тотально слепых и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не позволяющее хорошо рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность их восприятия. Через натуральную наглядность с помощью органов чувств такие  дети получают более полную информацию о различных объектах и явлениях, тоесть информацию адекватную для них по значению зрительной.

   Следует отметить, что в некоторых ситуациях, когда невозможно предоставить детям для обследования натуральные предметы (например при изучении темы Транспорт) сначала демонстрируют модели,  игрушки, обследуют и обыгрывают их. Это позволяет детям с низкой остротой зрения позже — при наблюдении реальных объектов транспорта на экскурсии — узнавать их даже на некотором расстоянии.

   Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях, например, занятиях при обучении детей приемам осязательного обследования: при обучении их счету, составлению арифметических задач и тд.

Требования, предъявляемые к натуральной наглядности.

   Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены цветом.

Требования, предъявляемые к объемной наглядности.

   Характерные признаки изображаемых предметов должны быть точно переданы. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.

Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам.

   Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение.

Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности

   При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Так, при остроте зрения 0,01—0.03 минимальный размер детали объекта должен быть не менее 15 мм. при остроте зрения 0,04-0,08 — не менее 5 мм. при остроте зрения 0,09—0.2 — не менее 3 мм.

   Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения. В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией.

   Направления адаптации изобразительной наглядности

   Четкое выделение общего контура изображения, усиление цветового контраста: выделение главного в изображении контуром, линиями, цветом: уменьшение количества второстепенных деталей: выделение переднего, среднего и заднего планов в многоплановых сюжетных изображениях.

  Требования, предъявляемые к графическим пособиям

   Они должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны детям, доступны для их зрительного восприятия и осмысления. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов т.е. быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях

   Требования, предъявляемые к символической наглядности.

   Символическая наглядность должна отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность. Допустимо использование символической наглядности, выпускаемой для нормально видящих детей при условии ее адаптация.

  Требования, предъявляемые к рельефной наглядности

Рельефная наглядность рассчитана на восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию. Необходимо использовать рельефную наглядность и в работе со слабовидящими детьми, имеющими прогрессирующие зрительные заболевания и большую потерю зрения.

Эти пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет.

   Особенно точно должна быть передана форма предмета. Это важно, так как форма является главным информационным признаком, по которому этот предмет узнается в рельефном изображении. Необходима также передача в рельефном изображении строения изображаемого.

   Для эффективности использования наглядности необходимо соблюдать условия.

1. Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для зрительного восприятия расстоянии).

2. Для обследования наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально видящим.

З. Некоторым детям необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.

4. В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многопланоными сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу до начала занятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе.

5. Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.

6. При демонстрации новых, не знакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.

7. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким. доступным пониманию детей данного возраста описанием.

Использованная литература: статья Е.Н.Подколзиной «Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".

Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, котор...

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье описывается дидактический потенциал средств образной наглядности в обучении школьников устному высказыванию на уроках английского языка....

Использование наглядного моделирования в работе с детьми с нарушением зрения на примере художественной литературы.

Данный материал содержит определение наглядного моделирования, раскрываются возможности его использования в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения, приведены примеры наглядного моделировани...

Использование наглядности в обучении английскому языку на начальном и среднем этапах

В данной статье предложена классификация демонстрационного и раздаточного материала, виды графических опор....

Консультация для воспитателей: «Развитие памяти у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений»

В консультации описано с помощью каких дидактических игр и упражнений воспрители могут развивать процессы памяти у дошкольников с нарушением зрения....

Использования наглядных методов обучения на уроках истории.

Тема моего выступления – Использования наглядных методов обучения на уроках истории.Я работаю 2 год в школе учителем истории и столкнулась с такой проблемой, что учащиеся тяжело запоминают терми...

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...