Использование наглядного моделирования в работе с детьми с нарушением зрения на примере художественной литературы.
учебно-методический материал на тему

Андрианова Елена Александровна

Данный материал содержит определение наглядного моделирования, раскрываются возможности его использования в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения, приведены примеры наглядного моделирования в художественной литературе с детьми с нарушением зрения дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование наглядного моделирования

 в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения

на примере художественной литературы.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Как показали исследования, важнейшее направление развития образного мышления и воображения в дошкольном возрасте - это овладение способностью к замещению и наглядному моделированию.

Эта способность является фундаментальной  способностью человеческого интеллекта. Эта способность позволяет оперировать символами и знаками, без которых человечество не могло бы существовать в развитом виде (это буквы, цифры, ноты, сигналы светофора). Появляется эта способность у ребенка к 3-ем годам, по мнению французского психолога Ж. Пиаже. А в старшем дошкольном возрасте ребенок оперирует заместителями уже в уме, формируются, так называемые, «образные представления». Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности ребенка.

Наглядное моделирование используется  и в коррекционной педагогике, в том числе и с детьми, имеющими зрительные нарушения. Использование  моделирования с детьми с нарушением зрения – коррекция недостатков формирования перцептивных и ориентировочных действий, так как в  процессе моделирования ребенок оперирует сенсорными эталонами, устанавливая пространственные отношения между ними. Эти две задачи являются основными в работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением зрения.

Наглядное моделирование часто используется в работе с детьми с нарушением зрения: это и опорные схемы для составления двигательных гимнастик, и календарь природы.

Пример разыгрывания бытовой ситуации Л. А. Венгера.

Ребенку предлагаются картинки: мама, папа, сын и символы-фигуры. Затем ребенку предлагается разыграть ситуацию. Педагог обозначает границы дома, ее можно нарисовать или выложить веревочкой или с помощью конструктора, потом педагог разыгрывает ситуацию: мама с сыном дома, затем мама вышла из дома, а сын остался дома один, потом мама пришла вместе с папой. Так перемещая символы, педагог разыгрывает различные ситуации. Через несколько занятий педагог предлагает детям большее количество символов, чем героев, дети выбирают символы и объясняют свой выбор: «Почему они выбрали для обозначения мальчика большой круг, а не маленький круг».

Задачи наглядного моделирования решаются и на материале художественной литературы. Сказка - это действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания, она оказывает большое влияние на общее развитие ребенка.  Художественные образы сказки очень  интересны детям, поэтому сказка является «благодатным пространством» для решения задач наглядного моделирования.

Моделирование сказки «Колобок» для детей младшего дошкольного возраста. Детям предлагаются герои сказки и символы этих героев простых форм, цвет, которых должен совпадать с цветом героев. Затем разыгрывается сюжет сказки, где символы являются опорой для связного рассказывания, тем самым, закрепляются представления о сенсорных эталонах и умение устанавливать пространственные отношения: медведь справа от колобка, колобок на носу у лисы.

В младшем дошкольном возрасте для символов предлагаются простые фигуры (круг, квадрат, треугольник), их цвет должен совпадать с цветом героя. А в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются уже более сложные фигуры (трапеция, ромб, овал), их цвет дети выбирают сами, ориентируясь на качественные характеристики героя (коварный волк – черный ромб, добродушная бабушка – белый овал, например). Тем самым, педагог определяет понимание детьми характера героя.

В старшем дошкольном возрасте с помощью моделирования можно решать задачу установления сериационного ряда, например, по длине, по сказке «Репка». Каждый герой обозначается полоской определенной длины, устанавливается сериационный ряд. Затем можно поменять полоски местами, спросить, что изменилось, кто из героев сказки поменялся местами.

Также в старшем дошкольном возрасте можно использовать всевозможные мнемо-схемы для  рассказывания (сказка «Репка»), что также является примером наглядного моделирования.

Таким образом, наглядное моделирование развивает:

  • функцию замещения
  • образное мышление
  • воображение
  • сенсорную  сферу
  • пространственную ориентировку

С помощью наглядного моделирования дети имеют возможность с интересом открывать для себя мир литературных образов в художественных произведениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...

Использование возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

В данном материале представлены практические наработки тифлопедагога по использованию возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. В статье  раскрывается те...

Памятка по использованию наглядного материала на уроках у детей с нарушением зрения

Памятка по использованию наглядного материала на уроках у детей с нарушением зрения...

Метод наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Метод  наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.         В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в...

СТАТЬЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме по внедрению и комплексному использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в образовании детей с ОВЗ, которые будут способствовать сохранен...

Использование элементов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми с нарушением зрения

В материале представлен опыт использования элементов технологии В. Ф. Базарного на занятиях тифлопедагога. ...