Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения, на занятиях СБО
статья

Доклад на заседание МО дефектологов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_sbo_na_mo_oktyabr_2023_g.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»

Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения, на занятиях СБО

Заседание методического объединения

учителей - дефектологов

                     Учитель СБО – Жилкина Е.С.

                                                    Октябрь, 2023 г.

          Роль коррекционных занятий по СБО в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих школьников важна, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни: личная гигиена, уход за одеждой, обувью, своим жилищем, приготовления пищи, умение пользоваться услугами различных учреждений: торговли, средств связи, медицины, общественного транспорта, службы быта и т.п., рационально распределять и вести бюджет семьи.

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных технологий и нетрадиционных форм и методов обучения  «свои», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного занятия необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. 

Применение современных образовательных технологий на занятиях по социально-бытовой ориентировке позволяет организовывать образовательный процесс на современном уровне, делать обучение разнообразным, творческим, познавательным; повышать мотивацию и познавательный интерес у учащихся с ограниченными возможностями здоровья; обеспечивать личностное развитие учеников за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижения нагрузки; эффективно использовать учебное время.

Рефлексия – один из способов проверки результативности занятия. 
Рефлексия может быть представлена: 
1. Вопросами: что нового для себя узнали, в чем затруднялись и т.д. 
2. Внутренними диалогами: что теперь, как быть дальше 
3. Оценкой своей работы: как я усвоил материал, как я работал, где допускал ошибки, справился, не справился с работой. 
4. «Рефлексия себя в занятии»: оценка своей работы по 10-балльной шкале с позиций: «Я» (как я работал), «Мы» (помощь одноклассников, учителя мне и моя помощь им), «Дело» (понял ли материал, узнал ли больше).          

  Личностно-ориентированные технологии .

 На занятиях по  социально-бытовой ориентировке  продумываю возможности  для проявления инициативы учеников, представляю им возможность задавать вопросы, высказывать своё мнение; организую обмен мыслями; стимулирую учащихся к дополнению и анализу ответов одноклассников; стремлюсь к созданию ситуаций успеха для каждого ученика на каждом занятии. При планировании и проведении занятий, отборе учебного материала, выборе тестов и заданий  обязательно учитываю возрастные, физиологические, психические и интеллектуальные особенности учащихся, их образовательные потребности; регулярно применяю индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, т.к. учащиеся с ОВЗ имеют разный уровень обучаемости. Дифференцированные задания для учащихся различаются степенью сложности (из-за глубины дефекта развития), объёмом (с учётом уровня работоспособности), формой выполнения (с учётом разной степени сформированности динамического стереотипа), степенью желательности и обязательности.  При дифференцированном и индивидуальном подходе в обучении  появляется возможность помогать «слабым» и уделять внимание «сильным» ученикам. В результате - более «сильные» учащиеся утверждаются в своих способностях, а «слабые» – получают возможность испытывать учебный успех; повышается их рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения, уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками. Личностно ориентированные  технологии  позволяют формировать адаптивные, социально-активные качества учащихся, проявлять взаимопонимание, сотрудничество, уверенность в себе, ответственность за свой выбор; создавать условия для повышения уровня активной деятельности учащихся.

         Технология компенсирующего обучения: проявление к детям любви, заботы, гуманного отношения, душевного тепла и ласки; понимание детских трудностей и проблем; принятие учащихся такими, какими они есть, со всеми их достоинствами и недостатками; сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).  Это имеет важное значение при работе с детьми с ОВЗ: часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.

        Коррекционно-развивающие технологии, которые способствуют  преодолению, коррекции и компенсации нарушений психических процессов, личностных качеств и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ; повышают у них познавательную активность, развивают творческие  способности, социально-бытовые и коммуникативные навыки; усиливают уровень мотивации  к учению. Коррекционно-развивающие технологии применяю через использование на уроках СБО игр, тренировочных упражнений по формированию и отработке трудовых действий, моделирование реальных жизненных ситуаций, создание проблемных ситуаций, решение логических задач. Вся коррекционная работа направлена на исправление дефектов, общих для всех детей с ОВЗ (общая коррекция) и на исправление дефектов, характерных для отдельных учеников (индивидуальная коррекция), с целью дальнейшего их развития,социализации и успешной адаптации в современном обществе.

           Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы во много зависит от внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий: построение занятия с учетом работоспособности учащихся; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой и психологический климат на каждом занятии; проведение физкультминуток и динамических пауз; соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, направленных на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся; предупреждение утомления, четкая организация учебного труда; оптимальный темп занятия и смена видов деятельности.

Проблемные методы (элементы проблемного обучения) основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной активности учащихся, состоящей в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, способствующих развитию логических действий. Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления. Элементы проблемного обучения через создание проблемных ситуаций помогают мне активизировать мыслительную деятельность учащихся, повышать активность, инициативу, интерес, самостоятельность при усвоении или закреплении знаний. Возможность создания проблемной ситуации имеется на каждом занятии СБО и реализуется в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, при моделировании реальных ситуаций. Проблемные ситуации должны быть не только интересными и посильными, дети должны чувствовать, что решение проблемы им доступно.

    Игровые технологии. Практика показывает, что уроки СБО с использованием игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр, моделированием реальных ситуаций делают увлекательным учебный процесс, способствуют проявлению активного познавательного интереса школьников. Применение сюжетно-ролевых игр способствует накоплению опыта взаимоотношений, приобретению навыков правильного поведения, которые потом используются вне игровой обстановки. Игра способна активизировать даже самых пассивных учеников. При этом, коллективное переживание эмоций, вызванных ходом игры, сближает школьников. Игры позволяют эффективно реализовывать все функции обучения: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую на основе принципов педагогики сотрудничества; осуществлять более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний. Игры на уроках СБО являются  средством всестороннего развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся с ОВЗ; вызывают положительные эмоции, наполняют жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствуют самоутверждению детей; стимулируют познавательную деятельностьююучащихся;  активизируют их мыслительную деятельность

         Для успешного усвоения знаний и повышения интереса к обучению у детей, имеющих проблемы в развитии, можно и необходимо использовать в процессе обучения игры, практикумы, тесты, задания, конкурсы. Поэтому при изучении целесообразно часть учебного времени отводить активным формам.

         При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки учащихся стоит придерживаться некоторых методических рекомендаций:

  • занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе занятия - они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением материала и т.д.;
  • занимательные задания можно - применять, подбирать по каждой теме предмета;
  • должен быть последовательный переход от простых задач к сложным;
  • необходимо учитывать индивидуальные качества учащегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности.

КРОССВОРДЫ НА УРОКАХ СБО

Составлять и предлагать кроссворды надо осмысленно, в определенной системе и последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Но если ученик смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя он испытает радость и удовлетворение, проявит желание решать более сложный. Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению русского- без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это, в конечном счете, увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей.

РЕБУСЫ НА УРОКАХ СБО

Ребусы - загадочные рисунки, в которых слова и высказываний зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д.

ЗАГАДКИ НА УРОКАХ СБО

Мой опыт показывает, что использование при обучении СБО загадок, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами СБО, расширяет общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала. Их можно использовать на разных этапах занятия, например, после изучения нового материала  загадки помогут закрепить различные термины и понятия.

Загадки можно использовать и при составлении кроссворда. 

ИГРЫ

Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход может быть в использовании игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты.

Практика показала, что необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровое занятие было не только интересно, но и полезно учащимся. Занятие не должено быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.

Дидактические игры

В дидактических играх на занятиях по СБО могут использоваться натуральные предметы, игрушки, муляжи, модели, картинки (предметные и сюжетные), карточки, а также вербальный материал: слова, фразы, предъявленные в устном или письменном виде.

Игровые действия могут быть следующие:

  • манипуляции с предметами, игрушками, моделями, картинками, табличками со словами, фразами: подбор, выбор;
  • раскладывание по группам;
  • соотнесение предметов с изображениями, изображений с названиями;
  • узнавание на ощупь;
  • поиск и показ (например: предметов, изображений, слов);
  • хлопанье в ладоши, топанье ногой и прочее;
  • называние предметов, действий, признаков

Сюжетно-ролевые игры

Роли выполняются самими детьми. В процессе этих игр происходит закрепление определенных представлений, знаний и умений, а часто и их совокупности по нескольким темам, освоение определенных социальных ролей (например: сына, пассажира, покупателя), накопление некоторого опыта социальных взаимоотношений.

Игровые ситуации

В обучении  детей традиционно эффективно используется прием игровых ситуаций, связанных с какими-либо игровыми персонажами. Игровые персонажи могут быть взяты из книг, мультфильмов (например: Буратино, Незнайка, домовой Нафаня) либо придуманы педагогом или детьми. Игровые ситуации, связанные с ними, могут быть самые разные. Например, игровой персонаж:

  • чего-либо не знает, не умеет;
  • просит помощи;
  • утверждает, что он знает, умеет, демонстрирует это детям, допуская ошибки;
  • утверждает о ненужности выполнения какого-либо трудового процесса (например, стирки одежды, мытья посуды) или соблюдения правил поведения;
  • опоздал на занятие и не слышал, не видел, чему учились дети;
  • другие ситуации.

  Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) дают возможность улучшать качество обучения, повышать мотивацию к получению, усвоению и закреплению новых знаний учащимися с ОВЗ. ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а, значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя  уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь». ИКТ помогают мне проводить занятия продуктивно, увлекательно, эмоционально  и эффективно, а усвоение ЗУН учащимися интересным. 

          Метод тестированияПри выполнении тестовых заданий учащиеся с ОВЗ проявляют самостоятельность и индивидуальность, обучаются процессуальному контролю. Тесты в коррекционной работе с детьми с ОВЗ выполняют 3 основные взаимосвязанные функции: диагностическую (для выявления уровня сформированности ЗУН), обучающую (мотивируют учащихся к активизации работы по усвоению учебного материала)  и воспитательную (дисциплинируют, организуют и направляют деятельность учащихся, помогают выявлять и устранять пробелы в знаниях, формируют стремление развивать свои способности). Главное достоинство тестовой проверки – скорость и объективность.  При разработке разноуровневых тестов по всем темам учебной программы учитываю психофизические возможности и индивидуальные особенности учащихся, в тестах использую разнообразные типы заданий. В результате применения тестов на занятиях СБО создаются условия для формирования у учащихся с ОВЗ умений ориентироваться в задании, планировать свою предстоящую работу; тестовые задания пробуждают у учащихся потребность в самостоятельности и самоообразовании. Работа с тестами позволяет детям усваивать и закреплять знания, полученные на уроке, проводить самооценку знаний по каждой теме, а учителю – успешно проводить коррекционно-развивающую работу на уроках, контролировать уровень усвоения знаний учащимися.

Технологию проектного обучения используется с целью стимулирования интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, умений и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания и сформированные умения. Этот метод обучения позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, даёт им возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми": если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Технология проектного обучения основывается на разработке учащимися под контролем учителя новых продуктов, имеющих практическую или социальную значимость.

Итак, современные образовательные технологии и нетрадиционные формы обучения позволяют  повышать у слепых и слабовидящих  учащихся  познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, уровень информированности, самостоятельности и подготовки учащихся к самостоятельной жизни; индивидуализировать и дифференцировать обучение; формировать у учащихся ответственное отношение к учёбе, самооценку и рефлексию в учебной деятельности; использовать разные формы подачи и усвоения программного материала; заключают в себе большой образовательный, коррекционно-развивающий и воспитательный потенциал; способствуют   общекультурному и личностному развитию  учащихся с ОВЗ.

Существуют и другие технологии обучения такие как: деятельностный подход в обучении, дифференцированный подход в обучении, модульное обучение, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве и другие, которые также являются повышением эффективности и качества уроков. 

Эти технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности и повысить эффективность занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...

Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".

Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, котор...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Забота о здоровье ребенка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые....

Коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения

Данная работа подготовлена в связи с индивидуальной работой с учащимся, имеющим нарушение зрения....

Использование возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

В данном материале представлены практические наработки тифлопедагога по использованию возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. В статье  раскрывается те...