Памятка по использованию наглядного материала на уроках у детей с нарушением зрения
методическая разработка

Матц Елена Борисовна

Памятка по использованию наглядного материала на уроках у детей с нарушением зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка

Использование наглядности

в обучении детей с нарушением зрения

(в детском саду и начальной школе)

Зрительное восприятие наглядного материала детьми с патологией зрения протекает своеобразно, имеет ряд особенностей, связанных с нарушением зрения (степенью его выраженности) у каждого ребёнка.

Некоторые особенности

зрительного восприятия

наглядных пособий

у детей с нарушением зрения.

1.Процесс зрительного восприятия у детей данной категории протекает замедленно по сравнению с нормой.

2.Дети с глубоким поражением зрения, имеющие остроту зрения от 0,1 и ниже, затрудняются в выделении  характерных признаков предметов и их изображений, не видят второстепенных деталей, путают сходные по форме изображения.

3.У детей нарушено целостное восприятие наглядности, поэтому процессы осмысления и формирования зрительных образов у них затруднены.

В коррекционном обучении детей со зрительной патологией использование наглядности приобретает особо важное значение, т.к. позволяет педагогам опираться на конкретные образы, создаваемые у детей. Это способствует формированию у них реальных представлений об окружающем мире, об изучаемых предметах и явлениях, позволяет расширить объём их познавательной информации.

При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям разнообразные качества и свойства, отличительные и общие признаки изучаемого материала. Кроме того, и это очень важно, использование наглядности позволяет поддерживать у детей интерес к занятиям и урокам, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме. Это положительно сказывается на качестве усвоения ими учебного материала, повышается эффективность обучения.

Виды наглядности, применяемые в обучении

детей с нарушением зрения

За основу взята принятая в общей педагогике классификации, которая расширена и дополнена автором статьи.

1.Натуральные наглядные пособия. 

А) Предметы ближайшего окружения

одежда,

обувь,

посуда,

мебель.

Б) Предметы, специально подбираемые для занятия (урока) или объекты и явления, наблюдаемые на прогулках, экскурсиях

-животные,

-растения,

-овощи,

-фрукты и т.д.,

2. Объёмные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела.

3. Дидактические игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.

4. Изобразительные наглядные пособия (предметные и сюжетные рисунки): иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа, кино и видеоматериалы, плакаты).

5. Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы.

6.Символические наглядные пособия: исторические, географические, биологические карты.

7.Рельефные наглядные пособия, включающие в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом.

Наглядный материал может быть как демонстрационным, так и раздаточным.

Демонстрационный наглядный материал используется для показа всей группе детей.

Раздаточный наглядный материал рассчитан на работу с ним одного ребёнка.

Основные требования, предъявляемые к наглядным материалам, используемым в обучении детей с нарушением зрения

Огромное значение придаётся использованию натуральных наглядных пособий, способствующих формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия.  

Ознакомление детей с натуральной наглядностью наиболее эффективно происходит на целевых прогулках и экскурсиях, например, в парк, в лес, к озеру, к строящемуся объекту, в магазин и т.д.

Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы, окружающей действительности в непосредственной близости, в контакте с ними, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Таким образом, дети приобретают реалистические представления о них, начинают понимать сущность происходящих событий: например, последовательность смены времен года, взаимосвязанность жизнедеятельности человека с сезонными явлениями и т.п.

Особое значение восприятие натуральной наглядности имеет для тотально слепых детей и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не позволяющее им хорошо рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность, многоступенчатость их восприятия.

Через натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств слепые дети получают максимально полную информацию о различных объектах и явлениях, т.е. информацию, адекватную для них по значению зрительной.

При первичном ознакомлении детей с программным материалом, например, по теме «Овощи и фрукты», «Мебель», «Посуда» и т.д., в качестве наглядности обязательно предъявляются натуральные предметы.

Лишь после тщательного изучения их свойств, например, мягкость, твердость или упругость овощей и фруктов, их запахи, вкус, на следующих занятиях и уроках можно перейти к муляжам, моделям, игрушкам, изобразительной наглядности.

Следует отметить, что в некоторых ситуациях, когда невозможно предоставить детям для обследования натуральные предметы (например, при изучении темы «Транспорт»), сначала демонстрируют модели, игрушки, обследуют и обыгрывают их. Это позволяет детям с низкой остротой зрения позже - при наблюдении реальных объектов транспорта на экскурсии - узнавать их даже на некотором расстоянии.

Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях и уроках, например, на специальных коррекционных занятиях при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста приемам осязательного обследования; при обучении их счету, составлению арифметических задач и т.д.

При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях и уроках следует соблюдать определенные требования:

-предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования;

-предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с чётко выраженными основными деталями;

-предметы должны быть ярко окрашенными, их основные детали следует выделить контрастным цветом.

К объёмной наглядности предъявляются требования передачи характерных признаков изображаемых предметов (например, модель машины, макет комнаты). Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.

Дидактические игрушки, используемые на занятиях и уроках с целью ознакомления детей с какими-то предметами быта, например, игрушечная газовая плита или стиральная машина, кукольная мебель, - также выступают в качестве моделей. Они должны  отвечать тем же требованиям, т.е., быть с чётко выделенными основными деталями, характеризующими изображаемый  предмет, например, ручки, конфорки и духовка - у газовой плиты.

Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; игрушки, изображающие животное – особенности строения этого животного, его реальный окрас.

К изобразительной наглядности также предъявляется ряд   требований.

При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Б.К.Тупоногов ссылается в своей работе (1999 г.) на данные исследований В.П.Жохова и др., в которых указаны минимальные размеры предъявляемых детям с патологией зрения объектов.

Так, при остроте зрения 0,01-0,03 это - не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 -–не менее 5 мм, при остроте зрения 0,09-0,2- не менее 3 мм.

Следует учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные.

Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой.

При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаза, способствуя тем самым закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, тесно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми со зрительной патологией (Потемкина А.В., 1999 г.).

Изобразительная наглядность, выпускаемая промышленностью, как правило, не отвечает требованиям, предъявляемым к материалам для детей с нарушением зрения.

В то же время следует отметить, что в последние годы появилось много детских книг с красочными, яркими иллюстрациями, серии прекрасных иллюстративных пособий для развития речи, ознакомления детей с профессиями и т.д. Многие из них могут использоваться в обучении детей со зрительной патологией, но при условии их адаптации применительно к особенностям их зрительного восприятия.  

Очень немного, но всё же выпускается изобразительная наглядность для детей с нарушением зрения. В основном это раздаточный дидактический материал или настольно-печатные игры типа лото, домино, разрезных картинок. Издавалась серия предметных и сюжетных изображений для слабовидящих детей (автор - Л.И. Плаксина). К сожалению, тематика выпускаемых специальных пособий крайне ограничена, тираж недостаточно велик для того, чтобы удовлетворить потребность в них.

Педагогам, работающим с детьми, имеющими патологию     зрения, приходится пользоваться тем, что предлагает промышленность для нормально видящих детей. В этом случае изобразительную наглядность необходимо адаптировать.

Адаптация изобразительной иллюстративной наглядности   предполагает следующее:

1.Чёткое выделение общего контура изображения.

2.Усиление цветового контраста изображения.

3.Выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении.

4.Уменьшение количества второстепенных деталей.

5.В многоплановых сюжетных изображениях - выделение переднего, среднего и заднего планов.

Нередко педагогам приходится самостоятельно изготавливать изобразительную наглядность. Для этого используется приём созданий аппликации из предметных изображений.

При изготовлении демонстрационной иллюстративной наглядности необходимо учитывать:

а) смысловое содержание и чёткость изображения, от этого зависит успешность его восприятия и осмысления детьми;

б) возраст детей, на которых рассчитана эта наглядность, а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении, т.е. эта наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам;

в) особое внимание следует уделить точной передаче формы изображенных предметов, как одной из информативных характеристик; в случае необходимости форма предмета выделяется с помощью контура;

г) точно передать строение предмета, пространственное расположение его частей и их пропорциональное соотношение;

д) правильно передать реальный цвет изображаемых предметов и явлений.

При изготовлении раздаточного иллюстративного материала следует учитывать дифференцированные особенности нарушения зрения каждого ребёнка и зрительную нагрузку, по которой ребёнок работает.

Материал, используемый в качестве раздаточного, должен быть оптимальных размеров: 10х10, 20х30.

К подбору для демонстрации детям слайдов, диа, кино и видеоматериалов также следует подходить с позиции комфортности их зрительного восприятия детьми, возможности получить адекватные представления об изображаемых объектах и явлениях.

Используемые в обучении детей с нарушением зрения графические пособия должны быть выполнены чёткими линиями, с минимальным количеством деталей, но понятными детям, доступными их зрительному восприятию и осмыслению. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е., быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.

Символическая наглядность, которой пользуются в работе с детьми, имеющими зрительную патологию, должна отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность. Допустимо использование символической наглядности, выпускаемой для нормально видящих детей при условии её адаптации (см. адаптацию изобразительной иллюстративной наглядности).

В настоящее время для массовых школ издаются серии географических карт с укрупнёнными чётко выделенными изображениями материков, растительного и животного мира. Эти карты (без адаптации) успешно применяются в обучении детей с нарушением зрения старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Рельефная наглядность рассчитана на её восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию (тотально слепые и слепые с остаточным зрением). Следует отметить необходимость использования рельефной наглядности и в работе со слабовидящими детьми, имеющими прогрессирующие зрительные заболевания и большую потерю зрения. Изготавливается рельефная наглядность в информационно - полиграфическом комплексе «Логос» ВОС.

Рельефные наглядные пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет. Особенно точно должна быть передана форма предмета. Это важно, т.к. в формировании у слепых детей представлений о предмете форма является главным информационным признаком, по которому этот предмет узнается в рельефном изображении. Необходима также передача в рельефном изображении строения изображаемого предмета, соотношения его частей и правильных пропорций.

В последние годы многие наглядные пособия для детей с глубокой зрительной патологией выполняются и в рельефно-точечном, и в плоскопечатном (чёрно-белом или цветном исполнении) вариантах. Это значительно расширяет возможности их использования в работе с детьми, имеющими нарушения зрения разной степени тяжести.

Необходимо знать, что использование в работе с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию, рельефной наглядности эффективно только в случае организации последовательной предварительной работы. Она должна включать в себя широкое ознакомление детей с окружающим предметным миром, обучение их приёмам обследования, ознакомление с принципами построения рельефных изображений, обучение чтению рельефных изображений, умению соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот.

Некоторые методические приёмы использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения

В отечественных тифлопедагогических и тифлопсихологических исследованиях указывается на важную роль словесной регуляции педагогом процесса восприятия детьми наглядности. Так, перед демонстрацией предметов наглядности педагог формулирует задачи данного занятия, даёт детям установку, нацеливая их на внимательное восприятие, поясняет им, на что именно следует обратить особое внимание.

Во время демонстрации сюжетной картины сначала детям е раскрывают общее её содержание, лишь после этого переходят к детальному изучению. Педагог направляет зрительное восприятие детей от главного, основного в этом сюжете к второстепенному, дополняющему главное. Это достигается с помощью наводящих вопросов, инструкций. Если это картина имеет многоплановое содержанием, то в начале внимание детей обращают на то, что изображено на переднем плане картины, затем – на среднем, а затем - на дальнем.

Следует учитывать то, что при низкой остроте зрения (например, 0,08-0,2) часто бывает нарушено поле зрения. Детям с таким дефектом бывает трудно рассматривать большие демонстрационные сюжетные изображения. В таких случаях педагог помогает каждому ребенку последовательно рассмотреть всё изображение, направляя внимание при его восприятии указкой с ярким кончиком или рукой, делая попутно пояснения по содержанию изображенного.

Перед демонстрацией слайдов, диафильмов, кино и видеоматериалов детям дают предварительные разъяснения по содержанию того, что им будет показано. В процессе демонстрации следует комментировать содержание предъявляемых материалов.

Во время работы детей с наглядностью педагог направляет их на восприятие предмета:

-зрительное - в случаях использования изобразительной и символической графической наглядности,

-зрительно - осязательное - в случаях использования рельефной наглядности всех видов

-или полисенсорное – в случаях работы с предметной наглядностью.

После ознакомления с демонстрируемой наглядностью педагог задаёт вопросы, уточняющие, конкретизирующие полученные детьми представления, подводит их к самостоятельным выводам и обобщениям.

Для эффективности использования наглядности необходимо соблюдать следующие условия.

Условия эффективности использования наглядности

в обучении детей с нарушением зрения:

1.Демонстрируемый предмет должен быть размещён таким образом, чтобы каждый ребёнок мог его рассмотреть, т.е., в хорошо освещённом месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии.

2.Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться больше времени (примерно вдвое), чем нормально видящим.

3. Детям, которые в этом нуждаются, на занятии или уроке необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть её, обследовать с помощью осязания.

4.В ряде случаев, например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы, наглядность следует внести в группу, класс до начала занятия или урока для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть её. После окончания занятия (урока) эта наглядность некоторое время может оставаться в группе (классе).

5.Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением её с реальными предметами.

6.При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает их внимание на последовательность знакомства с характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.

7.Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности чётким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.

Литература

1.Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка //Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семь, детском саду, начальной школе.-М.:Школа-Пресс, 2001.

2.Григорьева Л.П. Особенности зрительного опознания изображений у слабовидящих школьников //Дефектология.1984. -№2.

3.Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с нарушением зрения//В кн.: Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. -М., 1978.

4.Денискина В.З. Использование рельефных картинок при изучении математики в подготовительных - 1 классах школ слепых детей //В кн.: Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоких нарушениях зрения у детей. - М.: Просвещение, 1980.

5.Ермаков В.П. Графические средства наглядности для слабовидящих. – М.: ВОС, 1988.

6.Ермаков В.П., Егорова О.И. Обучение слепых специальной графике. – М.: Просвещение, 1978.

7.Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школ слепых. - М.: Педагогика, 1969.

8.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. -Калуга: Адель,1998.

9.Потемкина А.В. Современные подходы к использованию средств изобразительной наглядности на коррекционных занятиях со слабовидящими дошкольниками //В кн.: Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. - С.-Петербург, Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.

10.Соколова А.В. Использование средств наглядности    в школах слабовидящих. - Просвещение, 1987.  

11.Солнцева Л.И. Принципы адаптации диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушениями зрения разных возрастных групп //В кн.: Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении. - М., 2001.

12.Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку //Методические рекомендации. -М.,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приёмы использования наглядного материала на уроках иностранного языка в 5-ом классе при изучении темы « Das Haus. Die Wohnung.»

Данный вид карточек может использоваться на этапе введения, закрепления лексики, а также как один из способов контроля, повышающий мотивацию, способствует более эффективному усвоению и закреплению лек...

Использование наглядного моделирования в работе с детьми с нарушением зрения на примере художественной литературы.

Данный материал содержит определение наглядного моделирования, раскрываются возможности его использования в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения, приведены примеры наглядного моделировани...

Основные рекомендации к подбору дидактического материала, методам, приемам и организации занятий для детей с нарушениями зрения.

Основные рекомендации к подбору дидактического материала, методам, приемам и организации занятий  будут полезны педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения....

Из опыта работы "Игры из нетрадиционного материала для детей с нарушением зрения"

Особенность представленных здесь игр в том, что они адаптированы для детей с тяжёлой патологией зрения, сделаны из совершенно незатратного материала, и, вместе с тем, их использование позволяет решать...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания в обучении детей с нарушением зрения как инновационный метод обучения.

Информатизация образования открывает нам педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновац...

Опыт работы по использованию иллюстрированных книжек для маленьких слепых детей благотворительного фонда "Иллюстрированные книжки..." в группе для детей с нарушением зрения.

Наш детский сад тесно сотрудничает с Благотвортельным фондом со дня его открытия. Книги, издаваемые фондом, очень помогают детям с нарушением зрения при ознакомлении с окружающим миром. Все книги очен...

консультация для воспитателей "Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения"

Материал предназначен для педагогов, работающих с дошкольниками, имеющими зрительные нарушения....