Использование элементов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми с нарушением зрения
статья

Третьякова Светлана Геннадьевна
В материале представлен опыт использования элементов технологии В. Ф. Базарного на занятиях тифлопедагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы тифлопедагога15.36 КБ

Предварительный просмотр:

С.Г.Третьякова,  

МКОУ «Начальная школа – детский сад №33 г.Юрги»,

г.Юрга, Кемеровская обл.,

учитель-дефектолог,

E-mail:789sveta789@mail.ru

 

Использование элементов  здоровьесберегающей технологии  В.Ф Базарного в работе с детьми с нарушением зрения

Аннотация: в статье представлен опыт использования элементов технологии «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» Владимира Филипповича Базарного в практике реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с нарушениями зрения.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, офтальмотренажеры, зрительная координация, динамическая смена поз, качество образования, предметно-развивающая среда.

Для реализации адаптированных основных  образовательных программ большое значение имеют условия, создаваемые в организации. К ним можно отнести использование специфических образовательных, здоровьесберегающих  технологий, соответствующих потребностям детей с ОВЗ. Именно они обеспечивают должное качество образования воспитанников в образовательных организациях.

Идея, которую заложил в своей технологии В.Ф Базарный – снизить, а при возможности исключить влияние факторов риска на здоровье детей.

Данная технология даёт возможность проводить познавательные и продуктивные занятия по любому виду деятельности и в любой образовательной области по любой программе.

К основным методам и приемам здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного, которые мы используем в своей работе, относятся:

  1. Режим динамической смены поз.
  2. Упражнения на зрительную координацию.
  3. Упражнения на офтальмотренажерах.

Давайте рассмотрим подробнее каждое из направлений.

  1. Режим динамической смены поз:

Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе для дошкольника – до 10 минут. Ребенок должен двигаться, поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у детей зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Для реализации такого режима В. Ф. Базарный предлагает два варианта:

1. Использование настольной конторки

2. Смена позы детей на занятии: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа. В работе с дошкольниками мы используем второй вариант.

Используем  максимальную подвижность ребенка во время занятий; можно встать, подойти и рассмотреть демонстрационный материал.

Идеально, когда и в первом, и во втором варианте дети стоят на массажных ковриках в носочках.

Главным здесь является не время пребывания в таком положении, а сам факт смены позы.  При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство для массажного коврика.

  1. Упражнения на зрительную координацию :

Наиболее физиологическая нагрузка для глаза ребенка до 10-11 лет – рассматривание удаленных объектов. А что же мы наблюдаем в старшем дошкольном возрасте и в начальной школе? Большую часть времени дети работают с книгой, тетрадью, настольными играми на близком от глаз расстоянии.

Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях и ухудшается способность к четкому видению отдаленных предметов.

Выход из создавшейся ситуации в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме занятий.

Достичь этой цели можно при помощи следующего приема  – использования меток, зрительных ориентиров в пространстве группы, кабинета. С этой целью на стенах, на потолке группы, на разных подвесных приспособлениях размещаются игрушки, предметные или сюжетные изображения, цифры, буквы (в зависимости от вида деятельности). По просьбе педагога дети встают и начинают отыскивать глазами заданный объект.

Например, дети отгадывают загадки, а ответы «развешены» в разных частях кабинета, группы на разном уровне от пола. Чтобы найти нужный ответ, ребёнку приходится поворачиваться и смотреть в разные стороны, либо передвигаться по группе (по усмотрению педагога).

Можно придумать огромное количество заданий для зрительного поиска. Дети встают, идут, ищут, находят и радуются своим результатам. При этом лучше и легче усваивают материал.

Такие упражнения способствуют развитию у детей зрительной поисковой активности, увеличению скорости ориентации в пространстве.

Для развития глазодвигательной функции можно использовать фонарики, лазерные указки, длинные гимнастические палки с закрепленным на конце ярким предметом. Главное в таких заданиях, чтобы амплитуда движения огонька, предмета была как можно больше, чтобы больше двигалось глазное яблоко.

  1. Упражнения на офтальмотренажерах:

Для детей с нарушением зрения характерно быстрое наступление утомления и снижение работоспособности на занятиях. Особенно это заметно в осеннее-зимний период в условиях укороченного светового дня, когда мышцы глаз детей постоянно находятся в напряжении. Упражнения с использованием офтальмотренажеров прекрасно расслабляют, снимают зрительное  напряжение и психическую утомляемость, избыточную нервную возбудимость.

На схеме с помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания. Упражнения выполняются обязательно стоя на расстоянии не менее 2м от схемы, расположенной над доской, после 10 – 15 мин. напряженного зрительного труда на близком расстоянии. По каждой траектории прослеживаем взглядом 10-15 раз.

На тренажёре с помощью специальных стрелок показаны основные направления, по которым  должен двигаться  взгляд  ребенка: вперёд- назад,  влево - вправо,  по   и  против часовой  стрелке. Каждая траектория имеет свой цвет.   Это делает схему яркой, красочной, привлекает внимание. Каждому упражнению можно придать игровой характер (следим за полетом бабочки, путешествием листочка, паучка и т.д.)

В идеале эта схема должна располагаться на потолке, дети встают под ней, запрокидывают голову и «пробегают» взором по траекториям. При запрокидывании головы кровь поступает к головному мозгу, а, следовательно, и к зрительному центру, что улучшает его работу.

Зрительные тренажеры можно изготовить самим. Это могут быть различные лабиринты, линии (прямые, ломаные, волнистые), по которым дети зрительно прослеживают путь от одного объекта до другого. Находиться они могут в разных местах групповой комнаты: на стенах, двери, потолке. На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без нее.

Офтальмотренажер можно использовать не только в детском саду или школе, но и дома. Если вы длительное время работаете с бумагами или за компьютером, каждый час делайте паузы для работы с тренажером. Если у вас нет возможности сделать дома себе зрительный тренажер, можете заниматься, используя электронную презентацию.

Главное, что эти приемы и упражнения можно использовать в любой дошкольной организации для всех категорий детей и разных видах образовательной деятельности.

Использование упражнений по расширению пространственной активности зрительного анализатора по методике Базарного способствует повышению функциональных резервов зрения у детей и тем самым предотвращает возникновение близорукости.

Специально проведенными исследованиями установлено, что систематическое проведение таких упражнений также снижает  психическую  утомляемость, избыточную нервную возбудимость, агрессию. Они способствуют улучшению межличностных отношений в коллективе, росту доброжелательности во взаимоотношениях, а также продолжительности и качеству сна.

Создавая условия для сохранения и укрепления здоровья детей мы тем самым способствуем обеспечению качества созданной в ДОО образовательной среды и повышению качества дошкольного образования.

Список литературы

  1. Базарный, В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде / В.Ф. Базарный . — Сергиев Посад, 1995. -41с.
  2. Базарный,  В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф. Базарный. – М., 2005. – 176с.
  3. Борисова, И.П. Обеспечение  здоровьесберегающих технологий в школе:
  4. справочник руководителя образовательного учреждения. -2005.-№10.-С.84-92.
  5. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации.  - Мн.: НИО, 2001.
  6. 10.Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подготовительной к школе группы. 2-е ИЗД., дораб.-М.:Просвещение,1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Забота о здоровье ребенка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые....

Использование наглядного моделирования в работе с детьми с нарушением зрения на примере художественной литературы.

Данный материал содержит определение наглядного моделирования, раскрываются возможности его использования в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения, приведены примеры наглядного моделировани...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Для детей с нарушением зрения адаптация к реалиям современного мира явля...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения

Здоровьсберегающие технологии - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития....

СТАТЬЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме по внедрению и комплексному использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в образовании детей с ОВЗ, которые будут способствовать сохранен...

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.

       Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...