мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.
методическая разработка (7 класс)

Смирнова Ольга Леонидовна

Цель и задачи:

Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.

  • Разработать комплекс здоровьесберегающих  упражнений, способствующих повышению познавательного интереса к изучаемому предмету, активности  и работоспособности учащихся на уроках;
  • Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного психо физического и нравственного развития;
  • Способствовать формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Ожидаемый результат:

  • Вовышение уровня знаний, умений, навыков по предмету;
  • Улучшение психо физического и нравственного здоровья учащихся при реализации здоровьесберегающих технологий;

Расширение представлений школьников о здоровом образе жизни;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Информационная карта

Направленность

 Образовательно - оздоровительная

Название проекта

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.

Сведения об авторе

Смирнова Ольга Леонидовна, учитель  русского языка и литературы МКОУ УСКОШ-И VIIIвида

Аннотация проекта

Возраст детей: 14-16 лет

Срок реализации проекта: 2 года

Цель и задачи:

Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.

Разработать комплекс здоровьесберегающих  упражнений, способствующих повышению познавательного интереса к изучаемому предмету, активности  и работоспособности учащихся на уроках;

Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного психо физического и нравственного развития;

Способствовать формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Ожидаемый результат:

Вовышение уровня знаний, умений, навыков по предмету;

Улучшение психо физического и нравственного здоровья учащихся при реализации здоровьесберегающих технологий;

Расширение представлений школьников о здоровом образе жизни;

Перечень методических приложений к проекту

Карточки с упражнениями, презентации с физ.минутками и упражнениями для глаз, магнитофон с аудиозаписями для реалаксации.

                                                                                                                   

                                                                                     Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое,

                                                                                      но полное описание счастливого состояния в  

                                                                                      этом мире.

 

 Введение.

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова,
«здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учеников.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
•  
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика .
•  
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении обозначенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

 Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.


Для создания наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий и был разработан данный проект.

 Цель проекта: Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.

Задачи реализации цели проекта:

Разработать комплекс здоровьесберегающих  упражнений, способствующих повышению познавательного интереса к изучаемому предмету, активности  и работоспособности учащихся на уроках;

Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного психо - физического и нравственного развития;

Способствовать формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Работа по осуществлению данного проекта предусматривает применение здоровьесберегающих технологий по трем направлениям:

технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

технологии оптимальной организации учебного процесса и познавательной активности школьников;

разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках ;

Участники проекта: учитель- предметник ( учитель письма и чтения), учащиеся 7,в дальнейшем, 8 класса.

Характеристика класса: в классе обучается 10 человек: 5 мальчиков и 5 девочек. Возраст ребят 14. 15, 16 лет. Дети отличаются друг от друга своими способностями в усвоении учебного материала, особенностями психофизического развития, состоянием здоровья в целом. Есть учащиеся, имеющие недостатки в развитии зрительных анализаторов (3 человека-30 %), дети, имеющие хронические заболевания     сердечно-сосудистой   системы   ( 1 человек-10%), имеют особенности в физическом развитии (плоскостопие 3 человека – 9,1%), болезнь осгут - шляттера (1 человек -10%)

Планируя работу с данным классом по здоровьесберегающим технологиям необходимо руководствоваться такими принципами:

Учет возрастно-половых особенностей.

Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения.

Структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся.

Использование здоровье сберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся. К ним можно отнести:  (оптимальную плотность урока; чередование видов учебной деятельности; наличие физкультурной пуазы; Наличие эмоциональных разрядок; правильная рабочая поза; положительные эмоции. )

Работа данного проекта проходит в несколько этапов:

1 подготовительный этап.

Подготовительный этап длится от одного до двух месяцев. Он содержит в себе материалы предварительной работы: Знакомство и изучение  теории данной технологии, информирование о предстоящей работе родителей и учащихся (непосредственных участников проекта), подготовка соответствующих материалов и методических пособий, проведение входящих диагностик и анкетирования. Анализ результатов исследований.

2 основной этап.

Продолжительность основного этапа занимает большую часть времени. В него входит вся работа в течении года (1 и2 года). Использование  и применение изученных методов и приёмов в учебно – воспитательном процессе по здоровьезберегающим технологиям. Проведение текущих диагностик, бесед, тестирования.

3 заключительный этап.

Приходится на период завершения работы  по здоровьезберегающим технологиям(продолжительность один месяц). Проводится итоговое тестирование, проведение итоговой  диагностики, анализ результатов. Подведение итогов на уровне класса, школы.

Ожидаемый результат:

Вовышение уровня знаний, умений, навыков по предмету;

Улучшение психо физического и нравственного здоровья учащихся при реализации здоровьесберегающих технологий;

Расширение представлений школьников о здоровом образе жизни;

Содержание проекта.

 Общеизвестно, что здоровьесбережение – одно из приоритетных направлений современной педагогики. Этим объясняется интенсивный поиск форм и методов воспитания  ценностного отношения к здоровью в сознании подростка. Системный подход  позволяет естественно, органично подготовить ребёнка к жизни.

  Педагогические технологии в области здоровьесбережения, как правило, ориентированы на  внеурочные модули. Однако перегруженность сегодняшнего школьника, активно вовлечённого в дополнительное образование, нередко оборачивается проблемами, на решение которых, собственно, и направлены здоровьесберегающие технологии:  усилением интеллектуальной нагрузки,  психоэмоциональной усталостью, повышенной утомляемостью ребёнка и, как следствие, снижением его учебной и социальной мотивации.  Это обращает учителя-предметника к   поиску   возможностей использования здоровьесберегающих технологий именно в  процессе урока.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся . (Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице). (Приложение 1)

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

Три основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

                Правило 1. Правильная организация урока

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес , мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является: показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности; проявлением и тренировкой познавательной активности; показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:
-  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
-  2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление. 

Правило 2. Учет зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. (Приложение 2).

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельсти, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Сюда можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

использование проблемных творческих заданий;

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, коллективную деятельность.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. У учителя появляется возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Приемы работы

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать.

Использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала.

Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

 При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения.

 

План работы

2011-2012 год

Урок по расписанию на неделе

Особенности работоспособности

Организация работы на уроке

Понедельник –урок письма (6 )

Работоспособность снижена. К 6 уроку дети устают, восприятие материала требует больших усилий.

Требуется организовать урок с наименьшей нагрузкой. Использование в работе опорных планов-конспектов, комьютерных презентаций, задания выполнять в группах или в игровой форме.

Вторник- урок письма (1), чтения (2)

Работоспособность на первых двух уроках средняя

Планируется частая смена видов деятельности, с динамичными паузами, упражнениями на активизацию внимания, мышления.

Среда – урок письма (1)

Работоспособность высокая, дети способны выполнить большой объём работы, внимание более устойчивое.

По возможности планируется изучение новой темы, контрольные работы, зачёты.

Так же используются паузы для снятия мышечного напряжения, эмоционального напряжения

Четверг – чтение (1)

Работоспособность средняя

( дети утром ещё немного спят)

Заинтересовать в теме урока, пробудить познавательный интерес к материалу, активизировать внимание с помощью упражнений, паузы более динамичные, музыкальные.

Пятница – урок чтения (2)

Работоспособность средняя

Используется работа в группах, применение ИКТ, чтение текста с «остановками», паузы динамичные.

Суббота-урок письма(3,6), чтения (4)

Работоспособность низкая. Дети за неделю уже устали.

Урок организуется чаще в игровой форме, по опорным планам-конспектам, использование ИКТ, упражнения на расслабление, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Список литературы

1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»

Использование основных здоровьесберегающих технологий в  учебно-воспитательном процессе...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы

Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном воспитательном процессе.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном воспитательном процессе. Проблемы сохранение здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе...

Реферат на тему "Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения"

В реферате раскрыты особенности игровой деятельности у учащихся с нарушениями интеллекта, дано психолого-педагогическое обоснование использования дидактических игр для активизации познавательной деяте...

Использование современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ

Использование современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ @page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120% } ...