Использование современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ
материал

Чернова Светлана Евгеньевна

Использование современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Принцип здоровьесберегающих технологий заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путём использования специальных методических приемов. В результате чего, одни недостатки у обучающегося преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своём развитии. Чем больше ребёнок продвигается в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом, т. е. развитие обучающихся и обучение их на основе принципа коррекции – это два взаимосвязанных процесса.

Все здоровьесберегающие технологии можно поделить на три подгруппы:

Организационно – педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно – образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

  В своей работе я использую следующие методы и приемы современных здоровьесберегающих технологии:

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе.

Гимнастика для глаз:

  1. Игровая коррекционная физминутка;

2) с предметами;

  1. по зрительным тренажерам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье обучающегося. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры для пальцев и направлена на развитие мелкой моторики «Тренируем пальчики - развиваем речь» Систематические упражнения по тренировке движений наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта особое внимание необходимо обратить на тренировку пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта.

 Самомассаж, точечный самомассаж. Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями, в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.

Физминутки - это комплекс упражнений, направленный на снятие усталости и напряжения, совершенствования общей моторики, выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статистического напряжения.

    Технологии сохранения и стимулирования здоровья. После 2 урока динамическая пауза 40 мин.,в качестве профилактики утомления(подвижная музыкальная перемена). Создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

 Подвижные и спортивные игры. На прогулке, в классе – со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

  Мышечная релаксация по контрасту с напряжением. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

  Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. 

  Сказкотерапия  Это метод использующий форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия  с окружающим миром. Вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Использование элементов театрализации. Они применяются для создания позитивного настроения у детей, преодоления стеснительности, профилактики утомляемости. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, стимулирует речевую активность.

   Критерии рациональной организации урока с позиции здоровьесбережения.Следует обращать внимание на

  • обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски и т.д.;
  • число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.;
  • среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7-10 минут;
  • число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;
  • наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся;
  • место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);
  • позы учащихся, чередование поз;

  • наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей;
  • формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
  • психологический климат на уроке;
  • наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование современных  здоровьесберегающих технологий на уроках оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние обучающихся, способствует развитию внимания, концентрации, усидчивости, проявлению заинтересованности учащихся в выполнении своей работы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе

Данный материал рассказывает об основных образовательных технологиях с примерами использования некоторых из них на уроках...

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе

Статья освещает применение  современных технологий на уроках русского языка и литературы и внеурочное время....

Отчёт учителя начальных классов о результатах использовании современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе С(К)ОУ

Отчёт учителя начальных классово результатах использовании современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе С(К)ОУ...

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе...