Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе
статья на тему

Панькова Зоя Викторовна

Статья освещает применение  современных технологий на уроках русского языка и литературы и внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Посельская  средняя общеобразовательная школа»

Статья: 

        

Использование современных образовательных технологий

 в учебно-воспитательном процессе

Учитель русского языка и литературы:  Панькова З.В.

2018 – 2019 уч.г

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе

          В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового Федерального государственного стандарта.

        Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания.

        Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Современные образовательные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные, позволяют учителю:

- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать учебную и  самообразовательную деятельность;

- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий;

- добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся.  

        Главная задача учителя русского языка и литературы – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить  ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но также и показать  практическую ценность знаний  в дальнейшей жизни.  Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.    

     Новые образовательные технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на уроках русского языка и литературы, а также  и во внеурочное время, помогают мне в успешном решении данной задачи.

С 2014 года я работаю над методической проблемой «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения».

       В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия. Активно использую цифровые предметно-методические материалы, представленные в рамках проекта "Школа цифрового века".

       На своих уроках,  наряду с традиционными,  я применяю современные образовательные технологии. Это позволяет мне успешно реализовывать принципы личностно- ориентированного обучения, когда во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность,когда субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

         Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажёром знаний, презентаций результатов собственной деятельности.

          Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:

- использование готовых программных продуктов;

- работаспрограммами MS Office (Word, PowerPoint);

- работа с  Интернет-ресурсами;

- компьютерные тесты, предназначенные для контроля  уровня усвоения знаний учащихся и для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;

- медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический эпизод-анализ и т.п.);

- создание слайдов с текстовым изображением;

- компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части;

- презентации учебного материала, разработанного мною дляуроков;

- презентации учебного материала, разработанного учениками для уроков;

- DVD/CD;

- электронные энциклопедии;

- самостоятельная работа учащихся (закрепление).

       Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.

Результаты использования ИКТ на уроке:

- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;

- применяется индивидуальный подход;

- повышается степень наглядности при изложении учебного

  материала;

- развивается творческий потенциал детей;

- появляются возможности для моделирования учебного

   процесса;

- снижается утомляемость учащихся;

        С использованием презентаций проведены уроки в 5 классе:«Звуки языка. Гласные и согласные звуки.», «Буквы о, ё после шипящих в корне слова», «Лексика. Лексическое значение слова», «Синонимы.Антонимы.»,«Буквы а - о в корне – лаг - -лож», «   Буквы а-о в корне –раст-(-ращ-)-рос», «Буквы а-о в  корне –гар- - -гор-. Буквы а-о в корне –зар-  -зор»,«Буквы е, и в приставках пре-, при», «Буквы з и с на конце приставок», «Буквы ы, и после приставок», «Приставочный и суффиксальный способы образования слов», «Сложные и сложносокращенные слова, образование и правописание», «Служебные части речи.»,  «Слово как член предложения. Главные члены предложения.», «Второстепенные члены предложения. Определение.», «Второстепенные члены предложения. Дополнение.», «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.», «        Предложения с обобщающим словом при однородных членах», «Сложное предложение», «Имя существительное как часть речи», «Гласные в суффиксах имен существительных – ек, - ик.», «Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных – чик (-щик)», «Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных», «Имена существительные общего рода», «Буквы е, и в падежных окончаниях имен существительных», «Имя существительное как член предложения. Подлежащее», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Морфологический разбор имени существительного», «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные».

    В 8 классе проведены уроки: «Типы орфограмм. Орфограммы- Ъ и Ь разделительные», «Общеупотребительная лексика и лексика, ограниченная в употреблении. Диалектные слова», «Профессиональные слова», «Морфология», «Синтаксис. Основные единицы синтаксиса», «Предложение.»,  «Предложения односоставные и двусоставные», «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Приложение как вид определения».

      В 9 классе проведены следующие уроки с презентациями:  «        Стили языка», «Простое предложение и его грамматическая основа», «Предложения с обособленными членами», «Союзные и бессоюзные сложные предложения», «Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, разделительными, противительными)», «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными», «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными», «Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления»,

    В литературе используются презентации для изучения биографии и творчества писателей. Например, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя,   М.Ю.Лермонтова, А.П.Чехова,  М.А.Шолохова, В.Г.Распутина и многих других.

   Несомненно, использование компьютерных технологий даёт возможность разнообразить уроки, делает их более яркими, запоминающимися, позволяет привлекать больше дополнительного материала, что, бесспорно, положительным образом отражается на знаниях учащихся, стимулирует их познавательную деятельность.

   Вся эта работа способствует осознанию учащимися своих возможностей и умственных способностей, пониманию учебных задач, формированию устойчивых интересов к изучению русского языка и литературы, развитию творческого потенциала, повышению мотивации к обучению.

Проектная технология  позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения, предоставляет ученику возможность самореализоваться.

       На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.

      Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот технология органично сочетается  с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

В основе метода проектов лежит развитие у учащихся познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также навыков критического мышления.

Проекты способствуют расширению возможностей обучения в классе и могут значительно отличаться друг от друга по предмету и области применения, а также могут выполняться учащимися широкого спектра возрастов. Проекты позволяют учащимся принимать на себя определенные роли, например:

  • решающий проблему;
  • принимающий решение;
  • исследователь;
  • документалист.

     Проекты служат конкретным важным целям образования. Они не являются развлечениями или добавлениями к «настоящему» учебному плану или просто заданиями по знакомой теме. Учебный план, реализуемый на использовании метода проектов, основан на важных вопросах, которые связывают содержательные стандарты и мышление высокого уровня с целью, находящейся в реальном мире. Учащиеся часто берут на себя роли из реальной жизни и выполняют значимые для них задания.

  На уроках литературы были разработаны проекты: «Миф и реальность», «В прекрасном и яростном мире», «Героический эпос в мировой литературе», «Время и человек в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», «Образ Петра I в произведениях А.С. Пушкина»). «Благородный дворянин или жестокий разбойник?» (Образ Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский»), «Великий и беспощадный…» (Проблема личности в истории и её отражение в литературе по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»), «… за землю Русскую!» (Особенности композиции «Слова о полку Игореве»), «Воспитание и образование: век XVIII и век XXI» (Проблема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»), «Историческая правда или художественный вымысел?» (Историческая основа произведения «Капитанская дочка» А.С. Пушкина).

  Провожу как традиционные, так и нестандартные уроки, использую на уроках в 5-9 классах игровые технологии. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани русского языка, помогает по-новому  взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к русскому языку, значит, процесс обучения становится более эффективным. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Так в своей практике я провела урок-путешествие в 5 классе «Страна морфемики и орфографии», «Страна Лингвистики», «В гостях у  королев Пунктуации и Орфографии»; «Звёздный час» (урок-игра по теме «Наречие» в 7 классе).

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. На уроках провожу минутки-разминки под общим названием « Говорите по–русски правильно».

Лексико-фразеологические игры: «Собери фразеологизм»; «Угадай-ка»; «Собери пословицу»; «Акростих»; «Переводчик»; «Кто быстрее?»; «Найди пару»; «Объясни значение»; «Прямое и переносное»; «Аукцион»; «Замени фразеологизмом»; «Подбери синонимы»; «Географические названия»; «Имена собственные»; «Кто больше»;  «Закончи фразеологизм»; «Угадай профессию»; «Догадайся»; «Переводчики»; «Любопытный».

Лингвистические «Угадайки».

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм:«Третий лишний»; «Я работаю волшебником»; «По щучьему велению»; «Справочное бюро»; «Словарный диктант»; «Диктант-шутка»; «Диктант-молчанка»; «Лингвистический футбол»; «Цифровой диктант»; «Найди пару»; «Умный редактор»; «Отними букву»; «Вставь букву»: «Какой глагол задуман?»; «Кто больше?»; «По опорным словам»; «Омофоны»; «Глаголы-парадоксы»; «Подбери синонимы»; «Перепутаница»-повторение спряжения; «Ремонт»; «Лови ошибку»- повторение вида; «Замени букву»; «Возвратная форма»; «Поставь ударение»; «Аукцион»; «Цепочка»; «Кто последний»; «Двойное ударение»; «Чередования»; «Добавь мягкий знак»; «Назови часть речи»; «Добавь букву».

Проблемно-поисковое обучение   формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях,  систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у учащихся критического мышления.

       Я активно использует технологию проблемного обучения  на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии деятельности  и т.п.

       Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно  решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.

      Результаты использования данной технологии:

- совершенствуется умение учащихся обосновывать свою  позицию;

-  воспитывается уважение к чужой точке зрения;

- активизируется познавательная деятельность учащихся;

-   увеличивается количество творческих  работ;

- учитель не даёт знания в готовом виде – дети открывают их сами.

Дифференцированная технология  в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Существенно то, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. Во внимание также принимаются индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области.          

 Для повышения эффективности урока и решения вышеперечисленных задач применяются различные виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции знаний, разноуровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, и т.п. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал.

    Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Она происходит без непосредственного руководства учителя. Поэтому нуждается в создании необходимых условий для её успешного выполнения. Одно из главных условий – это доступность домашней работы. Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания позволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы. Материал учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника.

      Здоровьесберегающие технологии и их элементы применяю на уроках и во внеурочное время. Я всегда внимательно отношусь  к состоянию здоровья учащихся на уроке, систематически организую физкультурные паузы, в качестве релаксации на уроке активно использует музыку, создаю благоприятный психологический климат на уроке. Используя технические средства обучения, обеспечиваю оптимальные нагрузки при определении объёма заданий. Осуществляю чередование видов деятельности, предупреждающее переутомления учащихся. Мною разработана гуманная система контроля  УУД учащихся с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании: разноуровневые контрольные работы по русскому языку и литературе – по выбору учащихся, памятки-планы, памятки-алгоритмы, что исключает стрессовую для ученика ситуацию, и,  следовательно, не принесёт вреда  его физическому и психическому здоровью.

    Наблюдения показывают, что грамотное использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

  

Результативность опыта

       Я убедилась, что использование  современных образовательных технологий  на уроках русского языка и литературы  даёт высокие результаты:  

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний  в  системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

       Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

- наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

- формировать элементы информационной культуры;

- прививать навыки рациональной работы с компьютерными

  программами;

- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

- идти в ногу со временем.

        Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.  

         Для меня компьютер на уроке – это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно-коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового общения в интерактивном режиме.

      Психологи отмечают, что  для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное  воздействие на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным.

  Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы.

       Однако хотелось бы отметить, что внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.

       Излишнее увлечение современными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлечённый в «нескучные» формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной  форме. Не стоит забывать, что  живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменит даже самая умная машина. Компьютерная деятельность на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

        Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

         Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.