Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе
статья на тему

Серегина Ольга Егоровна

Данный материал рассказывает об основных образовательных технологиях с примерами использования некоторых из них на уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Агибаловская средняя школа» Холм – Жирковского района Смоленской области

Доклад

на тему

«Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе».

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Серегина О.Е.

2016г.

Развитие современной школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях)..

Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые адекватны концепции развития школы и основным направлениям педагогической стратегии, а также самостоятельной разработке и конструированию новых технологий обучения и воспитания необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «образовательная технология».

 «Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:

  • диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
  • экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
  • алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;
  • корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной вязи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
  • визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

  • традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;
  • игровые технологии;
  • тестовые технологии;
  • модульно-блочные технологии;
  • интегральные технологии и т.п.;

.

Попробуем остановиться на следующих инновационных технологиях

Их  следует рассматривать как инструмент внедрения новой образовательной парадигмы в жизнь.

Современная технология обучения представляет целостную дидактическую систему, которая должна отвечать следующим требованиям:

  • - при коллективной форме обучения выстраивать индивидуальную траекторию развития ученика.
  • - использование, внедрение инновационных методов в практику работы школы.
  • - технология должна выступать средством реализации рефлексии, побуждающей учащегося к самостоятельному формированию системы знаний.
  • - ученик сам источник знаний.
  • - не противоречить принципам и закономерностям педагогики.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат. С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:

1. Технология проблемного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

Урок русского языка.

На доске написано слово «электровоз». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

2. Исследовательская работа.

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Например, на урок литературы на тему «Творчество А.С.Пушкина» учитель дает дополнительное задание сравнить темы свободы у А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

3. Здоровьесберегающие технологии.

В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке (упражнения на глаза, физические упражнения),причём проведение физминуток обязательно связываю с темой урока, участие в спортивных соревнованиях школы, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», « Витамины для глаз», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию  горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч с врачом общей практики, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?

Литература 5 класс«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Все знают, что нельзя есть немытые фрукты. Фрукты надо мыть с теплой водой. В них могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы  стараюсь ввести практически на каждом. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.

5. Игровые технологии

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники». Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью

6. Метод проектов

Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей» (Полат Е.С. Метод проектов).

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

Список литературы.

  1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: «Педагогический поиск», 2003. – 256 с.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1999.
  3. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001.
  4. Гузеев В.В. ТехнологияXXI века. М.: Народное образование, 2004.
  5. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. М.: Народное образование, 2006.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе

Статья освещает применение  современных технологий на уроках русского языка и литературы и внеурочное время....

Отчёт учителя начальных классов о результатах использовании современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе С(К)ОУ

Отчёт учителя начальных классово результатах использовании современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе С(К)ОУ...

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе...

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе...

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе

      Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося...