ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку на тему

 

В статье описывается дидактический потенциал средств образной наглядности в обучении школьников устному высказыванию на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье описывается дидактический потенциал средств образной наглядности в обучении школьников устному высказыванию на уроках английского языка.

В качестве средств образной наглядности мы используем дидактические сюжетные картинки и образные схемы, разработанные Е.А. Романовской. В основе указанных средств образной наглядности лежат близкие и знакомые школьнику из его эмоционального опыта образы и представления объектов/предметов окружающей действительности.

Так, сюжетная картинка представляет собой изображение определенного момента реальной действительности, окружающей школьника, ситуацию из его повседневной жизни: дома, в школе, в парке, в зоопарке, за городом, в магазине и т.д. То, что главными героями сюжетной картинки являются такие же дети, как и он сам, усиливает эффект личной соотнесенности ребенка с сюжетом, который становится для него личностно значимым.

Рассмотрим образные схемы, разработанные Е.А. Романовской, с учетом особенностей восприятия школьника и потенциальных возможностей использования эмоциональной составляющей в психологической структуре цвета. Образные схемы интегрируют в себе свойства как внешних, так и внутренних форм образной наглядности. С одной стороны, каждая схема представляет собой образ восприятия, близкий эмоциональному опыту школьника, что вызывает соответствующий эмоциональный отклик у ребёнка в результате узнавания объекта. Каждый из указанных образов восприятия в процессе специально организованного обучения школьников связному высказыванию на основе методики, разработанной Е.А. Романовской, трансформируются в сознании ребёнка в образ представления, и заключает в себе схему построения связного высказывания, так называемый алгоритм, отражающий композиционно-структурную организацию связного высказывания и логическую последовательность его частей. Это достигается посредством стилизации известных детям образов объектов реальной действительности.

Например, в описании раскрывается предмет речи, то есть уточняется форма (состав), структура, свойства, назначение предмета, нередко выражается отношение к предмету или его оценка. В повествовании сообщается о развивающихся действиях или состояниях предмета.

Для связного описания предлагается образная схема – трёхцветный цветок-трилистник, каждый лепесток которого соответствует конкретной части высказывания. Предмет высказывания обозначается в центре цветка (картинки). Данная образная схема отражает параллельный тип связи элементов связного высказывания (рис.1).

Рис.1

При построении связного высказывания – повествования используется образная схема – паровозик, состоящая из трёх разноцветных вагончиков, которые отражают четкую последовательность частей структуры этого типа связного высказывания. Данная образная схема представляет цепной тип связи частей связного высказывания (рис.2).

Рис.2

Особенности образных схем отражены в требованиях, касающихся их изображения, структуры и колорита.

Требования к дидактическим образным схемам

Изображение

Структура

Колорит

Наличие у учащихся образа восприятия изображаемого объекта/предмета, который соответствует эмоциональному опыту младшего школьника.

Возможность использования образа восприятия изображаемого объекта/предмета для формирования представления учащихся о трёхчастной структуре связного высказывания.

Учёт положения психологии о теории живописи о

1) реакции мозга на цвет;

2) перекрестной системе мозга при восприятии цвета;

3) цветовой памяти мозга.

Таким образом, для повышения эффективности обучения школьников связному высказыванию необходимо использовать образную наглядность в виде сюжетных картинок и образных схем, которые позволяют апеллировать к чувствам детей, обеспечивая эмоциональное восприятие содержания; способствуют развитию логического мышления школьников на основе активизации мышления образного и решают проблему преодоления трудностей у школьников в обучении связному высказыванию при условии соответствия сюжетной картинки определенным требованиям, касающимся ее содержания, композиции и цветового оформления.

Литература

  1. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 2000.
  2. Романовская Е.А. Обучение детей младшего школьного возраста устному связному высказыванию на основе образной наглядности: английский язык, первый год обучения: дисс. канд. пед. наук. М., 2007.
  3. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. Под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. М.: Педагогика, 1981.
  4. Фарбер Д. А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность. М.: Вентана-Графф, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс " Обучение устной речи на уроках английского языка"

Тема: Обучение устной речи на уроках английского языкаЗадачи: 1. Ознакомить с новым форматом устной речи в  ЕГЭ (задания С3-С6) по английскому языку2. Вовлечение учащихся и учителей в работу по р...

Использование вербальных опор при обучении устной речи на уроках английского языка

В данной работе представлена технология применения вербальных опор при обучении устной речи на уроках английского языка,система  конкретных педагогических действий учителя....

Роль учебно–речевых ситуаций при обучении устной речи на уроках английского языка.

Обучение иностранному языку в средней школе преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной целей. Эти цели достигаются в процессе практического овладения иностранным я...

Доклад "Использование интеллект карт при обучении устной речи на уроках английского языка и элективных курсах"

Подчеркивается важность приобретения навыка работы с информацией, развития умения анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность речевой деятельности"...

Статья "Некоторые аспекты обучения устной речи на уроках английского языка"

В                 В статье рассматриваются некоторые практические приемы и формы работы, способствующие более эффективному формированию навыков говорения у...