Доклад "Использование интеллект карт при обучении устной речи на уроках английского языка и элективных курсах"
учебно-методический материал по английскому языку (7 класс)

Бурлакова НатальяАлексеевна

Подчеркивается важность приобретения навыка работы с информацией, развития умения анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность речевой деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интеллект карт при обучении  устной речи на уроках английского языка и элективных курсах.

 (Слайд 2)  Многолетняя практика работы в школе показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету является большой объём  материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабая память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха и как следствие - снижение учебной мотивации.

Ученики  сегодня сталкиваются с огромным потоком информации, которую невозможно запомнить в полном объеме и переработать за короткое время. Немногие могут выбирать из этого потока самое необходимое. Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного?

Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности приводит к поиску таких методов, которые помогли бы учащимся научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.

 Реализация ФГОС потребовало введения в активную практику множество интерактивных методов, среди которых есть один замечательный метод-метод   интеллектуальных карт.

( Слайд 3) Основоположник этого метода  Тони Бьюзен сказал: « Каждый бит информации, поступающий в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль –может быть представлено в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, сотни тысяч и миллионы лучей»

 (Слайд 4) Что такое mind map? Интеллект карты - это графический способ представить идеи, понятия, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей. Интеллект карты предназначены для эффективного хранения информации. А эффективное хранение информации означает ее усвоение и понимание. И чем больше информации мы усваиваем таким способом, тем сильнее становятся наша память и интеллект. Интеллект карты представляет собой эффективный способ для систематизации и обработки информации.

(Слайд 5)   Цели использования интеллект карт

Интеллектуальные карты могут использоваться для:

1.   запоминания  (подготовка к экзаменам, запоминание лексического и грамматического материала, происходит  непроизвольное запоминание с использованием ключевых  элементов.  

2.  обучения ( систематизация информации,  максимальная отдача от прочтения учебников, эффективная обработка   информации);

3.    планирования деятельности (управление временем, разработка проектов);

4.     подготовки  выступлений - презентаций  (за меньшее время больше информации )

5. поиска решений в сложной ситуации - мозговой штурм (генерация новых идей, творчество, анализ, коллективное решение сложных задач, написание эссе, подготовка докладов) Интеллект карты предлагают новый подход к проведению мозгового штурма, стимулируют быстрое генерирование идей, которые в  последствии можно улучшать для дальнейшего использования;

6.   принятия  решений (четкое видение всех «за» и «против»)

 Использование на разных ступенях обучения

Майндмэппинг используется  на разных ступенях обучения, с учащимися практически любого возраста. В начальной школе дети представляют интеллект карты в виде  красочных  рисунков.   В старшей школе, где у детей уже практически сформированы информационно-коммуникативные умения рекомендуют применять электронный способ построения интеллект  карт. 

( Слайд 6)  На уроках я активно использую  электронное пособие  English Speaking  Maps, состоящее из 340 дидактических интеллект  карт, предназначено для организации образовательного процесса на уроках  с учащимися средних и старших классов общеобразовательных школ и гимназий.

С картой на руках ученик не испытывает себя незащищенным и одиноким, а, напротив, - обретает чувство уверенности в своих силах и готовности выразить свои мысли по изучаемой теме.  Пособие выступает в роли оригинального обучающего средства, предназначенного к формированию моментальных речевых высказываний на основе принципа ассоциативного мышления.

(Слайд7) Структура  интеллект  карт

 Каждая интеллект-карта представляет собой лист формата А4, распечатанный на принтере непосредственно из Пособия English Speaking Maps. В центральной части карты имеется название темы. Именно по этой теме учащиеся должны оперировать представленным на карте лексико-грамматическим материалом, чтобы выдать свой персональный образовательный продукт в виде связного рассказа, письменного эссе, диалога или активного участия в творческом обсуждении и т.д. Вокруг центрального поля группируются модули, сопровождаемые лексико- грамматическими блоками для построения грамматически правильных высказываний.

 Все интеллект карты Пособия English Speaking Maps представлены различными типами, нацелены  на прочное освоение разговорных навыков на конкретных материалах. В любой категории  карты  обеспечены лексическим материалом в минимальном объеме, вполне достаточном для формирования адекватных высказываний в сфере страноведения, образования, традиций, а также культуры общения с использованием общеупотребительных фразеологических и идиоматических выражений

Что входит в это пособие:

1. Диалоги

Дидактические карты категории Dialogus предназначены для автоматизации

навыков составления диалогов на определенные темы.

С такими картами рекомендуется работать в паре.

Каждому ученику определяется своя секция реплик (правая или левая),

расположенных в хаотическом порядке.

Задача учеников определиться с порядком высказываемых реплик в логической  последовательности в соответствии с полученной репликой своего партнера.

Начинать можно с двух-трех реплик. Главное - найти их в своей секции.

Затем увеличивать количество реплик до логического окончания диалога.

На последующем этапе от учащихся требуется переходить к составлению

спонтанных диалогов по изученным темам, исходя из личного опыта или

полученных ассоциированных знаний.

(Слайд 8,9)  2. Карты для составления монологов  различной тематики  (animals, celebrities, countries,  travel)

Дидактические карты категории PEOPLE предназначены для конструирования

рассказов об известных личностях.

Задача ученика: выбрать один-два модуля и высказаться по теме, пополняя

свой рассказ дополнительной информацией, содержащейся в других модулях,

а также ориентируясь на свои знания фактов относительно того или иного персонажа.

В режиме мини-группы можно устроить коллективную дискуссию по теме в виде  обсуждения противоречивых мнений или  информации, найденной  в  сторонних информационных источниках.

(Слайд 10)  Дидактические карты категории Popular Phrases  имеют графические изображения, служащие для определения учеником темы высказывания и текстовыми клише, широко употребляемыми в устной речи.

Задача ученика: Глядя на изображение и определившись с темой, ассоциированной с ним, высказаться с использованием предлагаемых фразеологических выражений.

Задача учителя: на начальном этапе работы с интеллект  картами проинструктировать учеников об использовании модулей и лексических блоков в качестве опор для построения грамматически правильных высказываний.

 (Слайд 11)   Из практики

Я использую карты  подходящие по тематике  при проведении элективного курса «С английским за границу.  Курс имеет практическую направленность , цель – совершенствование устной речи.  Беру готовые карты из этого пособия  для составления разыгрывания диалогов. Например:  At customs ,  Hotels,  At passport control .  Более сильные дети составляют карты сами. Включаю короткие видео клипы  ,короткие диалоги  из серии Practical English ,совпадающие по теме. Составив карты, дети разыгрывают диалоги, опираясь на них.

На уроках мне нравится использовать  Mind maps  в начале урока  при  проведении мозгового штурма. Это помогает формировать новые идеи, организовывать  мыслительную деятельность,  развивает способность анализировать  и творчески подходить к поставленной  задаче.  Для этого этапа урока карту готовит либо учитель заранее, либо ученики сами .  Это зависит от  формата задания, который подготовил учитель, от того как учитель планирует реализовать идею.

  Кроме того, считаю очень эффективно  использовать мыслительные карты особенно в старшем и среднем звене при обсуждении каких- то тем, проблемных ситуаций, просмотренных видеоклипов, при  обучение устному монологическому и диалогическому  высказываниям.  В этом случае мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Особенно нравится детям  обсуждение просмотренных видеоклипов с использованием интеллект карт.  Обычно я использую на уроке какие-нибудь социальные  видео ролики, которые кроме того еще несут в себе  воспитательное значение.  Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

Итак, интеллект карты – это инструмент для запоминания информации с использованием ключевых элементов. Ключевые элементы становятся якорями, за которые цепляется ассоциативная память при воспроизведении информации.  При таком запоминании устанавливаются связи с другими знаниями, понятиями, темами, что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память детей.

Интеллект-карта выступает опорой для быстрой актуализации необходимых лексических единиц после продолжительного перерыва. Интеллект-карта позволяет быстро перевести пассивную форму в активную, т.е. при необходимости вызвать в памяти и подтолкнуть к употреблению ЛЕ.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития среднего образования в России, применение интеллект карт в обучении, и в частности, на уроках иностранного языка, может дать положительные результаты, поскольку обучающиеся учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание , а также сделать процессы обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Создают мотивацию к овладению английским языком как средством общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс " Обучение устной речи на уроках английского языка"

Тема: Обучение устной речи на уроках английского языкаЗадачи: 1. Ознакомить с новым форматом устной речи в  ЕГЭ (задания С3-С6) по английскому языку2. Вовлечение учащихся и учителей в работу по р...

Использование вербальных опор при обучении устной речи на уроках английского языка

В данной работе представлена технология применения вербальных опор при обучении устной речи на уроках английского языка,система  конкретных педагогических действий учителя....

Роль учебно–речевых ситуаций при обучении устной речи на уроках английского языка.

Обучение иностранному языку в средней школе преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной целей. Эти цели достигаются в процессе практического овладения иностранным я...

Статья "Некоторые аспекты обучения устной речи на уроках английского языка"

В                 В статье рассматриваются некоторые практические приемы и формы работы, способствующие более эффективному формированию навыков говорения у...

Исследовательская работа (форсайт-центр) Средства интенсификации обучения устной речи на уроках английского языка в начальной школе на примере темы “Мой питомец”.

Материал содержит микс средств, техник, направленных на повышение качества обучения и мотивации учеников начальных классов в разделе "говорение"....