Использование наглядности в обучении английскому языку на начальном и среднем этапах
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Урмиева Эмине Рустемовна

В данной статье предложена классификация демонстрационного и раздаточного материала, виды графических опор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение наглядности в обучении английскому языку  на начальном и среднем этапах.

На начальном этапе обучения иностранному языку наглядность особенно необходима. "Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти ему неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету" (В.Г. Белинский). Нужно, чтобы особенно на начальном этапе обучения иностранному языку предмет или рисунок с его изображением непосредственно стоял перед глазами учащихся и сильно врезался в память. Такой способ семантизации лексических единиц от предмета, его изображения к слову соответствует возрастной психологии детей.

Использование картинной наглядности на уроках иностранного языка в средних учебных заведениях очень эффективно. Она помогает учителю на начальном этапе организовать работу по расширению словарного запаса учащихся, создать языковую атмосферу на уроке и вне его, использовать лексику для развития устной иноязычной речи.

(Алфавит в картинках.  Словарик в картинках.)

Наглядность на уроке иностранного языка и вне его способствует, прежде всего обогащению лексического запаса учащихся, совершенствует знания, умения, навыки детей в изучаемом иностранном языке, повышает заинтересованность школьников в данном предмете

Современная жизнь требует от людей знаний и владения иностранными языками. И поэтому проблема изучения иностранных языков актуальна сейчас как никогда. Но недостаток словарного запаса - основная причина того, что учащиеся не владеют иностранным языком.

Проанализировав лексические упражнения, можно сделать вывод, что структура лексического навыка говорения не всегда осознанно учитывается при построении комплекса лексических упражнений, что отрицательно сказывается на уровне владения учащимися лексической стороной говорения. Для повышения этого уровня необходимо использовать различные средства обучения. Так как иностранный язык изучается в искусственных условиях, это требует широкого применения наглядности в обучении, особенно на младшей и средней ступенях.

В восемь - четырнадцать лет у школьников интенсивно формируется их самосознание, интеллект, расширяются кругозор и опыт. В этом возрасте совершенствуются все психические процессы: мышление, память, внимание. Подростки перестают быть достаточно внимательными, плохо слушают на уроке учителя.

Характеристика памяти также имеет важное значение в обучении иностранному языку. Развитие всех видов памяти связано с использованием наглядности в обучении. Наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, служит опорой в его понимании на слух и создает условия для его практического применения.

Принцип наглядности обучения - это один из самых интуитивно понятных принципов обучения, которой вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения материала учащимися.

Наглядность воздействует на эмоциональную сторону личности обучаемого.  Известно, что органы зрения обладают большей чувствительностью. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - гласит русская пословица. "Пропускная" способность органов зрения в овладении информацией в пять раз больше, чем органов слуха. Эта информация запечатлевается в памяти человека легко, быстро и надолго. Применение наглядности в сочетании со словом учителя способствует более прочному усвоению материала.

Средства наглядности помогают созданию образов, представлений, мышление же превращает эти представления в понятия. Иллюстрации способствуют развитию внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культуры мышления, памяти и повышают интерес к изучению иностранного языка.

Картинка может быть использована как демонстрационный или как раздаточный дидактический материал. Различают следующие типы учебных демонстрационных картинок:

· Предметные картинки

На предметных картинках изображены типичные (“обезличенные”) представители своего класса явлений: предметы, люди, животные, растения и т. п. Например: мяч, школа, ученик, рабочий, лошадь, собака, дерево, цветы. Предметные демонстрационные картинки используются для введения и закрепления новой лексики.

· Картинки "единичного действия"

Картинки “единичного действия” отображают отдельные повседневные действия людей и животных. Например: ребята катаются на лыжах (коньках), мальчик обедает, девочка делает уроки, мужчина (женщина) переходит через улицу, собака лает и т. п. Сюда же относятся картинки с изображением единичного действия. Например: идёт дождь (снег), гроза, на реке ледоход и т. п. “Единичные действия” даются в общих чертах, крупным планом, вне конкретной обстановки (на белом фоне). Учебное назначение демонстрационных картинок “единичного действия” то же, что и у предметных картинок: с их помощью вводятся и закрепляются глаголы и глагольные словосочетания.

· Тематические картинки

Тематические картинки отображают характерный для некоторой области (сферы) действительности набор предметов, персонажей, действий. Ср., например, картинки “Комната”, “Семья”, “На спортплощадке”. Тематические демонстрационные картинки используются для введения и речевой реализации новой лексики, и для развития навыков говорения.

· Ситуативные картинки

Известно,  что для развития речи учащихся на уроках иностранного языка продуктивно используют ситуативную организацию обучения, что предполагает большие возможности для естественной коммуникации учащихся. Прием использования двух картинок для определения различий между ними является одним из средств обеспечения подобной коммуникации.

Что представляют собой эти картинки? На первый взгляд, две картинки почти  идентичны, однако между ними существует 4-5 и более различий, которые необходимо понять в процессе беседы, а затем рассказать о них.

При использовании такого рода картинок

обеспечивается многократное повторение определенных структур, если предполагается тренировка учащихся в их употреблении;

решается  речевая  задача:  одни школьники называют различия, другие слушают;

 

возникает естественная ситуация для коммуникации.

· Иллюстративные картинки

Иллюстративные картинки отображают тот или иной фрагмент содержания читаемого учащимися иностранного текста. Демонстрационные иллюстративные картинки служат более полному пониманию учащимися отдельных фрагментов читаемого текста, они используются для контроля понимания прочитанного, а также в качестве наглядной основы для высказываний учащихся.

· Фабульные картинки

Фабульной называют такую картинку, которая отображает кульминационный момент какого-нибудь события. Содержание фабульной картинки выявляется как бы в двух планах: в плане видимого и в плане невидимого, не изображённого. При этом видимое (предметное) содержание картинки подаётся с такими изобразительными подробностями, что это позволяет догадываться о скрытом, невидимом содержании картинки, позволяет, так сказать, домыслить подтекст изображённого. В учебных целях демонстрационные фабульные картинки используются для развития навыка говорения, главным образом в старших классах. Обсуждение содержания фабульной картинки должно охватывать не только видимое, но и невидимое: необходимо раскрыть исторический и социальный колорит изображённого, предисториюсобытия, взаимоотношение персонажей, суть конфликта и т. п. Таким образом, работа с фабульной картинкой наряду с практической ценностью имеет явно выраженную образовательную и воспитательную ценность. В качестве учебных фабульных картинок могут быть использованы репродукции картин известных художников.

· Сюжетная серия картинок

Сюжетная серия картинок - это ряд взаимосвязанных по содержанию картинок, отображающих развитие некоторого жизненного события во времени и пространстве. По существу сюжетная серия картинок представляет собой рисованный диафильм. Примером сюжетных серий картинок являются популярные рисунки известного датского художника - карикатуриста Х. Бидструпа, широко используемые в преподавании иностранных языков. При обучении иностранному языку демонстрационная сюжетная серия картинок может служить наглядной опорой для восприятия учащимися со слуха иноязычной речи или для высказываний учащихся на языке.

При использовании раздаточной наглядности необходимо соблюдать следующие методические правила:

1. Раздаточная наглядность может быть использована со следующими дидактическими целями: для реализации новой лексики в устной речи (для введения новой лексики используется демонстрационная наглядность!); для реализации в устной речи грамматических структур с варьированием их лексического наполнения, для организации микродиалогов и коллективных высказываний по заданной теме.

2. Раздаточная наглядность предназначается не для описания учащимися картинок (это типичное заблуждение!), а для того, чтобы с помощью картинок вызвать учащихся на ситуативное высказывание, т. е. на высказывание, являющееся откликом на поступивший речевой стимул (напр., вопрос), на высказывание в рамках заданного речевого образца (ср. If we go to …! - No, we must go …), на высказывание, соответствующее заданной речевой ситуации.

3. Поскольку при использовании раздаточной наглядности возможность высказаться должна быть представлена каждому ученику, постольку объём высказывания, приходящийся на одну картинку должен быть минимальным одно - два предложения.

4. Если количество раздаточных картинок недостаточно для охвата всех учащихся, то освобождающиеся картинки учитель может “на ходу” - пока высказываются одни учащиеся - передать другим учащимся.

5. После первого обсуждения можно предложить учащимся обменяться картинками и повторить обсуждение ещё раз.

6. При работе с раздаточными картинками необходимо эпизодически требовать передачи учащимися содержания чужой речи с позиции 3 - го лица.

Работа с картинками демонстрационной наглядности

1. Высказывание учителя по картинке и аудирование его речи учащимися.

2. Показ учащимися по картинке в соответствии с воспринимаемой ими на слух иноязычной речи.

3. Обсуждение содержания картинок с использованием прямых вопросов;

4. Обсуждение невидимого (мыслимого) содержания картинок с использованием проблемных вопросов.

5. Обсуждение картинок с тематическим переносом на личность учащихся, на знакомую им действительность.

6. Связное высказывание по картинке отдельных учащихся с обязательным словесным откликом на него класса в форме дополнения или постановки вопросов к сказанному.

7. Нахождение и зачитывание вслух учащимися фрагментов прочитанного текста, соответствующих иллюстративным картинкам.

8. Расспрос учащимися учителя по портретной картинке (а также по невидимому содержанию других типов картинок).

Проблемным называется такой вопрос, ответ на который предметное содержание картинки прямо не даёт; но он (ответ) может быть выведен из предметного содержания картинки путём логических умозаключений. Так, например, по тематической картинке “Комната” можно поставить проблемный вопрос: “Сколько человек живёт в этой комнате?” Учащиеся дают тот или иной ответ, обосновывая его размером комнаты, имеющейся в комнате мебелью и т. п. (Учитель: “Почему ты так думаешь?” “Обоснуйте свой ответ!”).

Переходим к рассмотрению раздаточных картинок.

Преимущества картинок раздаточной наглядности

В качестве раздаточного материала используются небольшие по размеру предметные картинки, картинки “единичного действия”, ситуативные картинки, а иногда и другие типы картинок. Применяя раздаточный материал в ходе урока, учитель должен руководствоваться рядом правил. Раздаточная наглядность имеет самостоятельную учебную ценность и не дублирует демонстрационной наглядности, не конкурирует с демонстрационной наглядностью.

Чтобы выявить особые преимущества раздаточной наглядности по сравнению с демонстрационной наглядностью, следует рассмотреть конкретный пример использования раздаточных картинок на уроке английского языка.

А именно: учитель даёт всем учащимся по картинке “единичного действия” следующего содержания:  мальчик (девочка) делает уроки, мальчик (девочка) обедает,  мальчик (девочка) украшает ёлку и т. д. и т. п.

Затем учитель проходит по классу и задаёт каждому ученику вопрос: What are you doing? (Что ты делаешь?). Учащиеся отвечают по-английски: я делаю уроки, я обедаю, я убираю квартиру, я читаю, я смотрю телевизор, я смотрю телепередачу, я играю в шахматы, я украшаю ёлку и т. д. Эпизодически (в среднем через два ответа на третий) учитель ставит классу контрольный вопрос типа: What is Kostja doing? (Что делает Костя?) What have we known? (Что мы только что узнали?).

Анализируя этот простой пример, приходим к выводу о том, что картинки раздаточной наглядности имеют ряд преимуществ по сравнению с картинками демонстративной наглядности.

Существует ряд преимуществ использования раздаточного дидактического материала:

1. Раздаточная наглядность обеспечивает массовый охват учащихся упражнением, ибо каждому ученику, получившему картинку, должна быть предоставлена возможность высказаться по ней. И ученик готовится к высказыванию, понимая, что вызов неизбежен. В определённых случаях, например, при организации диалогов, раздаточной наглядностью могут быть охвачены не все учащиеся, только прямые участники диалога.

2. С помощью раздаточной наглядности можно включить учащихся в такие речевые ситуации, которые на уроке объективно не существуют. В самом деле, в приведённом выше примере учителю удалось с помощью раздаточных картинок вызвать учащихся на такие высказывания как: я обедаю, я убираю в квартире, я смотрю телевизор и т. д., чего на уроке, конечно, не было.

3. Используя раздаточную наглядность, можно вызвать учащихся на такие высказывания, которые требуют домысливания отдельных фактов их биографии, а также выхода за рамки их конкретного жизненного опыта. Это немаловажное обстоятельство, так как обучение иностранному языку не может целиком базироваться на объективно “бедных” биографиях и ограниченном жизненном опыте отдельных учащихся.

4. Используя раздаточную наглядность, можно навязать учащимся употребление нужного (отрабатываемого) языкового материала.

5. Раздаточная наглядность позволяет вызвать учащихся на высказывание от первого лица, в то время как использование демонстрационной наглядности высказывание обычно делается от третьего лица.

6. При использовании раздаточной наглядности каждый ученик говорит нечто своё, не повторяет других. Это вызывает активность учащихся. Кроме того, высказывание отдельных учащихся содержит элемент новизны для всех других учащихся, что заставляет последних внимательно слушать каждого говорящего, ибо учитель может в любой момент потребовать передать содержание чужой речи с позиции третьего лица.

Графические опоры как один из видов наглядности обладают рядом неоспоримых достоинств для организации самостоятельной работы по обучению иноязычной лексике с использованием игрового метода. А.В. Конышева выделяет следующие виды графических опор:

Виды графических опор

Вид опоры

Назначение

Преимущества

1.

Семантическая карта

Семантизация лексики;  интеграция имеющихся знаний с новыми знаниями.

Установление парадигматических связей; быстрая оценка имеющихся знаний

2.

Компонентный семантический анализ

Семантизация лексики, принадлежащей одним семантическим полям или лексико-семантическим группам; обучение устойчивым словосочетаниям.

Более полное раскрытие понятий; установление или деконструкция отношений синонимии.

3.

Семантическая «решётка»

Классификация вокабуляра по пройденной или новой теме; подготовка устных высказываний.

Использование в качестве индивидуальной, парной, групповой и самостоятельной форм работы.

4.

Градиентное построение слов

Семантизация лексики; упражнения по первичному закреплению лексики.

Исключение перевода при семантизации.

5.

Иллюстративно-лексическая таблица

Первичное закрепление лексики; повторение лексики.

Обучение в парах.

6.

Иллюстративно-графическое упражнение

Первичное закрепление

Высокая мотивация обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой

Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании....

Использование ИКТ в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в условиях ФГОС

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – неотъемлемая часть развития образования.         Использование ИКТ дает принципиально новые возможно...

Преемственность обучения английскому языку в начальной и средней школе. Развитие лингвистической компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка.

Данная статья отображает условия для осуществления успешной преемственности в обучении английскому языку, формирование лингвистической компетенции в 5 классе...

«Творческие приёмы обучения английскому языку на начальном и среднем этапах обучения как условие сохранения здоровья школьников»

Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей.На уроках  обучения иностранному языку  необходимо использовать ра...

Опыт использования современных педагогических технологий на уроках английского языка на начальном и среднем этапах обучения

Данная статья посвящена использованию разнообразных современных педагогичских технологий на уроках английского языка в начальной и преимущественно средней школе, благодаря которым процесс обучения ста...