Главные вкладки

    Творческие приемы обучения английскому языку на начальном и среднем этапах обучения
    статья по английскому языку на тему

    Лемутова Ольга Евгеньевна

    Статья

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Творческие приемы обучения английскому языку на начальном и среднем этапах обучения»

    Учитель: Лемутова О.Е.

    Изучая английский язык, ребенок развивает свою психику, свои языковые способности, а для развития психики самые нужные витамины - эмоции. Поэтому важнейшим требованием к занятиям является яркая, радостная окраска. Только в такой обстановке ребенок будет жадно впитывать все новое и все психические процессы: запоминание, смыслопонимание и т. д. – будут работать в полную силу, непроизвольно. Но даже если организовать очень интересную игру, ребенок легко может отвлечься.

    И если я (или ребенок) буду на уроке просто рассказывать стихотворение о «потерявшейся собачке», «замерзающей птичке» и т. п., то это как ни странно, скоро надоест детям. Дети хотят на уроках самореализоваться, говорить о своих собственных чувствах, желаниях. Пусть ребенок представит себя собачкой, зайчиком, птичкой…

    Если ребенок ощущает себя главным субъектом общения, то гораздо эффективнее и быстрее овладевает новым языковым материалом, особенно если он помогает реализовать его желания.

    Новый языковой материал легче всего помещается в долговременную память ребенка и при необходимости оттуда извлекается, если он связан не с четко сформулированными правилами, а с яркими, пахнущими, звенящими образами. 

    Часто несколько тщательно выбранных (зрительных) «опор» или простых предметов одежды могут облегчить детям вхождение в роль, которую им нужно сыграть.

    В этом случае достаточно трех «опор»: маленький молочный бидон, шарф для служанки и шляпа для молодого человека. Роль хора-класса можно ограничить вставкой – своевременной - слов «she said». Отдельным детям, между прочим, очень нравится и эта роль, которая требует определенного присутствия сознания.

    Немая роль лошади, которую нужно подковать, пользуется не меньшей популярностью, чем роли кузнеца или «сэра», который ведет её к кузнецу, и столь же важна для ребенка, чтобы обогатить свой эмоциональный мир. Это одна из целей, запрограммированных природой. Возможно, он хочет, став «лошадкой», проявить особую ловкость и смелость, которые окружающие в нем даже не подозревали.

    Использование инсценировок может решить часть организационных проблем и развить у детей с низкой заинтересованностью в обучении интерес к изучению английского языка.

    Что касается хорошо известного стихотворения про «Джека и Джил», здесь мы имеем пример того, как речь и действие полностью отделяются друг от друга. Двое детей и «мама», инсценирующие эту историю, показывают все молча в соответствии со словами, которые произносят другие дети:

    На средней ступени обучения подростки уже делают попытки анализировать стихотворение. Здесь разучивание стихов проходит в несколько этапов:

    1. предварительное изучение лексико-грамматического материала;
    2. прослушивание текста для целостного представления;
    3. толкование содержания;
    4. работа над трудными для произношения звуками, лексическими единицами, речевыми образцами, интонацией;
    5. заучивание со слуха отдельных строк и строф;
    6. инсценировка некоторых стихов и песен;
    7. создание микроситуаций с использованием выученной лексики;

    Стихи и песни обогащают речь учащихся. Так, в самостоятельных высказываниях по теме они часто приводят отдельные фразы и целые строчки.

     (слова, не входящие в лексический минимум учебников выделены курсивом).

    Используя, отработанный в стихах материал ученик составляет рассказ о весне. Например:

    Spring is coming. The weather is fine. The sun is warm. The sky is blue and bright. The days are longer than in winter. A fresh wind is blowing. It sometimes rains. The brooks are clear. In the woods beautiful snowdrops are springing. They are white and blue. The grass is growing. The birds are singing.

    На уроках английского языка, особенно в начальной школе, поэтический язык имеет преимущество перед прозой – даже там, где это касается материальных предметов и действий. Радость и воодушевление от нового языка пробуждаются в ребенке такими элементами как ритм, рифма и песня, так как они обращаются непосредственно к душе ребенка благодаря своей исконной, динамической природе. Дети, в отличие от подростков, не делают никаких попыток анализировать язык, сравнивать его с русским языком.

    На начальном этапе я предлагаю использовать стихи американской писательницы Энн Макгровен. Её стихи точно соответствуют детской психологии. А потому они будут личностно значимы для детей разных возрастов.

    Несмотря на то, что эти стихи лаконичны, они насыщены эмоциональными переживаниями, которые непременно находят отклик у детей и легко запоминаются. Язык стихов соответствует рече-возрастным нсрмам англоговорящих детей. Это дает возможность использовать их в учебных целях. Привожу примеры таких стихотворений.

    Движения

    I. Дети показывают на пальцах, сколько было обезьянок.

    Потом, сближая ладони, показывают размер обезьянок. Затем, изображают, как обезьянки прыгают.

    1. Дети показывают, что обезьянка упала и сильно ударилась головой.
    2. Дети показывают, как мама зовет доктора. Дети изображают строгого доктора.
    3. Дети грозят пальчиком расшалившимся обезьянам и строго произносят слова доктора.

    Важно использовать один прием длительное время, чтобы он превратился в ритуал, своеобразную медитацию, которая позволяет ребенку успокоиться и перейти в рабочее состояние.

    Известно, что неподвижная поза для младшего школьника гораздо утомительнее для организма, чем движения. Двигательная активность школьника в школе должна составлять не менее 2 часов. Большая часть ее предоставляется ребенку на переменах, уроках физкультуры. На уроке также необходимо проводить различные физкультминутки, динамические паузы, или очень часто менять позы детей и изучать необходимый учебный материал в движении. И стихотворения, в данном случае, также оказываются, очень полезны.

    Если на уроке запланировано ввести нечто новое, то самый подходящий момент для этого - сразу после «ритмической» части урока.

    В последние пять или десять минут урока необходимо вновь сосредоточить внимание детей и вновь собрать весь класс вместе. Это можно сделать, рассказав им небольшую историю на языке. Что касается содержания таких рассказов, то это зависит от возраста детей, например, сказки, басни, легенды. Особенно хорошо подходят для этой цели таке истории, которые содержат рефрены с четким ритмом. Практика показывает, что дети очень быстро и с удовольствием подхватывают такие рефрены. В качестве примера из английского языка можно назвать сказку про «Пряничного мальчика» с таким рефреном:

    Run, run, as fast as you can,

    You can’t catch me,

    I’m the gingerbread man.

    Или «Смешной кролик Бани», где следующие слова повторяются шесть раз:

    I’m big Mr. Goat, I’m here to stay,

    I shall eat you up, if you don’t go away.

    Также есть огромное количество стихов, скороговорок, песен, которые можно использовать в качестве фонетической зарядки. Её цель:

    1. Предвосхищение и снятие появления возможных фонетических сложностей любого порядка – слуховых, произносительных, ритмико-интонационных.
    2. Отработка фонетических навыков, которые по какой-либо причине оказались недостаточно сформированными.

    Поэтому у фонетической зарядки нет и не может быть фиксированного места на уроке. На некоторых уроках она вообще бывает лишней.

    Её место на уроке зависит от последовательности выполнения тех заданий, где ученики могут столкнуться с трудностями. Фонетическая зарядка помогает их предвосхитить и избежать. Приведу примеры таких стихотворений;

    На отдельные звуки:

    A black cat sat on a mat A bird with a beak

    And ate a fat rat. Wanted to speak

    I scream, you scream Jack Hall, he is small.

    We all scream for ice-cream. Little Jack Horner sat in a corner.

    На грамматические явления:

    I am Jack. You are Jill. I have a hare, I have a bear,

    She is Kate. He is Bill. My toys are here, my toys are there.

    На лексику: 

    I love my father, I love my mother, I like fish, I like eggs,

    I love my sister, I like cheese and meat.

    And my big brother. I like cakes and biscuits

    In fact I like to eat.

    Правда, разграничение таких стихотворений по аспектам языка весьма условно.

    Подводя итог, хочется сказать, что использование стихов и песен на уроке:

    1. позволяет индивидуализировать процесс обучения.
    2. повышает мотивацию обучения
    3. наполняет урок эмоциональной окраской
    4. активизирует деятельность учащегося


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой

    Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании....

    Из опыта работы. Некоторые приемы обучения английскому языку в начальной школе.

    Обобщение опыта на тему "Некоторые приемы обучения английскому языку в начальной школе"....

    Преемственность обучения английскому языку в начальной и средней школе. Развитие лингвистической компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка.

    Данная статья отображает условия для осуществления успешной преемственности в обучении английскому языку, формирование лингвистической компетенции в 5 классе...

    Использование наглядности в обучении английскому языку на начальном и среднем этапах

    В данной статье предложена классификация демонстрационного и раздаточного материала, виды графических опор....

    «Творческие приёмы обучения английскому языку на начальном и среднем этапах обучения как условие сохранения здоровья школьников»

    Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей.На уроках  обучения иностранному языку  необходимо использовать ра...