«Творческие приёмы обучения английскому языку на начальном и среднем этапах обучения как условие сохранения здоровья школьников»
статья по английскому языку (5, 6, 7 класс)

Пчела  Светлана Сергеевна

  Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей.

На уроках  обучения иностранному языку  необходимо использовать разнообразные образовательные технологии,  методы и творческие приемы, которые являются условиями сохранения здоровья школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_shkole_vse_stanovitsya_realnym_i.docx38.1 КБ

Предварительный просмотр:

«В школе все становится реальным и

достижимым лишь тогда, когда в  

учении – в том, что он ходит в школу,

читает, пишет, познаёт, - он чувствует

радость и приобретает

 человеческую гордость»

В.А. Сухомлинский

  Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала. 
         Известно, что перегрузка  учащихся на уроке зависит не столько от количества, сколько от качества работы; исходит не от содержания отдельных предметов, а от отсутствия у ребенка интереса к тому, чем он занимается на уроке.

  Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала. 

        Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса.

 

На уроках  обучения иностранному языку  необходимо использовать разнообразные образовательные технологии,  методы и творческие приемы, которые являются условиями сохранения здоровья школьников.

  • смена видов активности
  • включение игровой деятельности
  • изучение песенок и стихов в движении
  • стимулирование творческого отношения к теме урока
  • наличие соревновательных моментов (повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка)
  • использование проектной деятельности
  • ведение языкового портфолио
  • стимулом привлечения внимания учащихся является и новизна структуры урока.

             Работая с детьми, необходимо ставить перед собой цель:

Решение проблемы сохранения здоровья школьников через творческие приёмы обучения иностранному языку

Следовательно, необходимо  максимально наполнить обучение детей творческими методами и приемами обучения. Урок можно начать с театрализованного приветствия, которое не оставляет равнодушным даже самых пассивных детей. В младших классах можно взять игрушку – «гостя», от имени которого и общаться с ребятами.

Изучая английский язык, ребенок развивает свою психику, свои языковые способности, а для развития психики самые нужные витамины  -  эмоции. Поэтому важнейшим требованием к занятиям является яркая, радостная окраска. Только в такой обстановке ребенок будет жадно впитывать все новое и все психические процессы - запоминание, смыслопонимание и т. д. – будут работать в полную силу, непроизвольно.

Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Игра – дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества.

Необходимо применять  игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Например, игры-пантомимы, различные конкурсы и соревнования, подвижные игры. Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.

Они забывают о своем психологическом дискомфорте.

Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка) также необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.

Игровые приемы часто вводятся  во время работы над лексическими и грамматическими структурами.

       Задания такого типа направлены на развитие мыслительной деятельности учащихся, дают им возможность показать свои знания не только в области английского языка, но и в других сферах деятельности, вырабатывают быстроту реакции, внимание, сосредоточенность. Такие задания можно давать как в начале урока, так и в середине. Наибольший эффект достигается в ситуации, когда учащиеся утомлены. Например, лексическая  игра - “Закончи предложения”             Повторение изученной лексики можно проводить  в игре по командам, считая баллы за каждое задание:

- кто придумает больше слов на определенную букву алфавита,

- кто вспомнит больше слов на определенную тему (например, “Animals”)

- в теме “Food”- составление рецептов разных блюд.

Игры,  которые можно использовать  на начальном этапе обучения: «В зоопарке», "Поймай  и  скажи", «Перепутанные слова», «В магазине игрушек», «Угадай, что я делаю?», «Угадай какого цвета?», «Восстанови предложения», «Угадай, у кого предмет?»

             На уроках английского языка, особенно в начальной школе, поэтический язык имеет преимущество перед прозой – даже там, где это касается материальных предметов и действий. Поэтому на уроках английского языка  рекомендуется использовать работу со стихами и песнями. Но для того чтобы обучение было эффективным, следует относиться к стихам и песням творчески, а не  просто пропевать или проговаривать их от начала до конца. А именно – менять местами куплеты, заменять слова, создавая проблемные ситуации для смыслопонимания, несколько раз проговаривать или пропевать отдельные фразы, связанные с наиболее важным лексическим или грамматическим материалом, придумывать новые куплеты и т. д.

Такие элементы, как звук, образность, ритм и мелодия, - это те средства, которые непосредственно и эмоционально переносят ребенка в мир нового языка. Дети всей душой отдаются звучанию и интонации нового языка. Понимание основного смыслового содержания играет до поры до времени подчиненную роль. Знакомя детей с новыми стихами, песнями, в которых язык требует большего понимания, надо стараться привести класс в нужное состояние, используя подходящие и тщательно отобранные жесты и мимику для создания яркой картины. Но и тогда дети приходят к пониманию постепенно, через несколько недель слушания и повторения этих стихов или песен.

 Но если учитель  (или ребенок) будет на уроке просто рассказывать стихотворение о «потерявшейся собачке», «замерзающей птичке» и т. п., то это как ни странно, скоро надоест детям. Дети хотят на уроках самореализоваться, говорить о своих собственных чувствах, желаниях. Пусть ребенок представит себя собачкой, зайчиком, птичкой…

Если ребенок ощущает себя главным субъектом общения, то гораздо эффективнее и быстрее овладевает новым языковым материалом,  особенно если он помогает реализовать его желания.

Когда учитель начинает заниматься непосредственным окружением детей, (части тела, предметы в классе или цвета), то ситуация несколько изменяется. В этой области встречается мало трудностей. Когда только возможно, необходимо «связывать слово с материальными объектами и действиями».

Но, чтобы ребенок ощущал себя субъектом общения, требуется овладеть искусством общаться сразу со всеми и с каждым в отдельности. Например, при изучении частей тела стараться сделать так, чтобы каждый ребенок думал, что в песне или стихотворении говорится именно о его руке, ноге, его носе. Тогда удается задействовать его эмоциональную, двигательную, тактильную память.  Например,  

 These are my eyes                          

And these are my toes,                    

These are my fingers                      

And this is my nose.                        

These are my knees

And this is my head,

And when I sleep

I am in bed.

   

  Отдельный ребенок узнает стихотворение или песню во время декламации или пения хором с остальным классом. Как только достаточное число детей достигают определенной начальной степени уверенности относительно того, что именно они говорят или поют, наступает время для следующего шага. Например, можно ввести в хоровое исполнение элемент диалога, когда отдельные группы или «ряды» детей произносят отдельные строчки или даже целые куплеты. На более продвинутом этапе дети по одному уже могут сами проговорить всю роль, как это легко можно себе представить из следующих примеров.

Новый языковой материал легче всего помещается в долговременную память ребенка и при необходимости оттуда извлекается, если он связан не с четко сформулированными правилами, а с яркими, пахнущими, звенящими образами 

 Часто несколько тщательно выбранных (зрительных) «опор» или простых предметов одежды могут облегчить детям вхождение в роль, которую им нужно сыграть.

 “Where are you going, my pretty maid?”

“I’m going a-milking, sir”, she said.

“May I go with you, my pretty maid?”

“You’re kindly welcome, sir”, she said.

“Say, will you marry me, my pretty maid?”

“Yes, if you please, kind sir”, she said.

“What is your father, my pretty maid?”

“My father is a farmer, sir”, she said.

В этом случае достаточно трех «опор»: маленький молочный бидон или корзинка, фартук для служанки и шляпа для молодого человека. Роль хора-класса можно ограничить вставкой – своевременной - слов «she said». Отдельным детям, между прочим, очень нравится и эта роль, которая требует определенного присутствия сознания.

       

Для стихотворения «Wee Willie Winkie» все, что требуется – это поставить восемь или десять учеников в пары перед классом, причем каждая пара соединяет руки и поднимает их вверх, изображая домик. Прежде чем главный «актер» начнет свой ночной пробег по улицам, ему можно дать любую рубашку или кофту, которую он наденет вместо ночной сорочки. У самого Ви – Вилли – Винки очень мало слов, потому что его задача, в основном, изобразительная. Основная часть проговаривается или пропевается другими: остальным классом или группой «певцов» или «чтецов».

Wee Willie Winkie runs through the town,

Upstairs, downstairs in this nightgown,

Knocking at the windows, crying through the lock,

“Are the children all in bed, for now it’s nine o’clock.”

Использование инсценировок может решить часть организационных проблем, снизить утомляемость и развить у детей с низкой заинтересованностью в обучении интерес к изучению английского языка.

 

Вот пример разделения речи и действия:

  “Pussy-cat, Pussy-cat, where have you been?”

“I’ve been to London to visit the Queen.”

“Pussy-cat, Pussy-cat, what did you their?”

“I frightened a little mouse under the chair.” 

Весь класс или группа детей хором задают вопросы кошке, а мышка в это время сидит на корточках под стулом, изображающим трон величественной королевы с золотой короной. Только когда кошка полностью проговорит свой второй ответ, ей разрешается показать, что она «делала» в Лондоне. Теперь она может – сначала держась на расстоянии – выгнать мышку из-под «трона» и  - на четвереньках попытаться поймать её. Обычно мышке быстрее удается вернуться в норку (на свое место за партой), на чем и завершается это маленькое представление.

         Психика ребенка очень подвижна. Он стремится познать и обиду собаки, которую бросили, и радость цветка, политого заботливыми руками. Диапазон чувств и эмоций беспределен. Надо серьезно относиться ко всем его ролям. Когда ребенок играет немую роль «собачки», например, он ощущает себя артистом. А это очень сложная деятельность. Никто, кроме самого ребенка не должен знать, будет ли его собачка лаять (только            по-английски) или поскулит, какой следующий ход он сделает.

Каждая театрализация песни или стихотворения – это мини-спектакль. Каждое новое исполнение – это новая режиссура, с новым распределением ролей.  

Через несколько недель в ребенке закономерно возникает чувство: «Я понимаю все, о чем это стихотворение (или песня)», «Теперь я могу рассказать это стихотворение сам». – Когда достигается этот этап, наступает пора убрать это стихотворение или песню, даже если этой степени уверенности достигли еще не все дети. Застенчивые, молчаливые дети всегда будут нуждаться в мягком побуждению к участию, но я не всегда настаиваю на этом. Часто опыт показывает, что дети, которые сначала едва ли осмеливались вообще что-либо произнести, неожиданно проявляют повышенную степень уверенности в себе позднее.

           При закреплении лексического материала разыгрываются  с ребятами сценки “Shopping” (покупки), “At a café” (в кафе) и другие ролевые игры, где учащиеся сами играют роли продавцов, покупателей, посетителей кафе и т.д.

На средней ступени обучения подростки уже делают попытки анализировать стихотворение. Здесь разучивание стихов проходит в несколько этапов:

  1. предварительное изучение лексико-граматического материала;
  2. прослушивание текста для целостного представления;
  3. толкование содержания;
  4. работа над трудными для произношения звуками, лексическими единицами, речевыми образцами, интонацией;
  5. заучивание со слуха отдельных строк и строф;
  6. инсценировка некоторых стихов и песен;
  7. создание микроситуаций с использованием выученной лексики;

Стихи и песни обогащают речь учащихся. Так, в самостоятельных высказываниях по теме они часто приводят отдельные фразы и целые строчки. Например, после отработки стихотворения о весне «April», ученик          используя отработанный в стихах материал, составляет рассказ о данном времени года.

       

                Когда язык и движение идут рука об руку друг с другом или когда мы акцентируем ритм, хлопая в ладоши или топая ногами, это может облегчить ребенку запоминание стихотворения или песни. Однако есть опасность, при использовании этого приема слишком часто или даже всегда, в том что, некоторые дети чрезмерно увлекаются

прохлопыванием или протопыванием  ритма. Движение конечностей может затемнить или «погасить» более тонкие движения органов речи. В ходе урока необходимо создавать и  периоды физической пассивности. Путем концентрации слуха на речи другого мы создаем внутреннее эхо звучащего языка и тем самым переживаем его во всей полноте.  Отдельные группы детей декламируют стихотворение, а остальные их слушают. Часто можно четко заметить , что дети произносят определенные звуки точнее и правильнее после такого внимательного прослушивания речи других детей.

Было бы большой ошибкой  рассматривать  это «только слушание» как пассивность. Как показали последние исследования в области медицины, гортань человека, внимательно слушающего речь другого, находится в постоянном движении и имитирует (беззвучно) движения органов речи говорящего: «субвокальная речь».

Всё же  двигательная активность школьника  в школе должна составлять не менее 2 часов. Большая часть ее предоставляется ребенку на переменах, уроках физкультуры. На уроке -это различные физкультминутки, динамические паузы, или очень часто смена позы детей и изучение  необходимого учебного материала в движении. И стихотворения, в данном случае, также оказываются очень полезны.

 Творчески следует подходить  и к проведению физкультминуток. Дети не просто повторяют заученные фразы и движения, а выполняют разнообразные роли.

   Если на уроке запланировано ввести нечто новое, то самый подходящий момент для этого -  сразу после «ритмической» части урока.

          Один из наиболее эффективных приемов в начале каждого урока – это хоровая рецитация всем классом стихотворения, которое создает атмосферу спокойствия, торжественности или возможно, даже благоговения.

         На детей благотворное влияние оказывает то, что уроки начинаются рецитацией одних и тех же небольших стихотворений в течение нескольких недель. Когда класс заново настроен на дух другого языка, после этого возобновленного контакта с уже усвоенным, я прошу отдельных детей или группу повторить то, что класс только что декламировал хором.

     

           Важно использовать один прием длительное время, чтобы он превратился в ритуал, своеобразную медитацию, которая позволяет ребенку успокоиться и перейти в рабочее состояние.

В последние пять или десять минут урока необходимо вновь сосредоточить внимание детей и вновь собрать весь класс вместе. Это можно сделать, рассказав им небольшую историю на языке. Что касается содержания таких рассказов, то это зависит от возраста детей, например, сказки, басни, легенды. Особенно хорошо подходят для этой цели также истории, которые содержат рефрены с четким ритмом. Практика показывает, что дети очень быстро и с удовольствием подхватывают такие рефрены. В качестве примера из английского языка можно назвать историю про «Смешного кролика Бани», где следующие слова повторяются шесть раз:

I’m big Mr. Goat, I’m here to stay,

I shall eat you up, if you don’t go away.

В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, сменить вид деятельности, снять уровень утомляемости. Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность

Примеры проектных работ на начальном и среднем звене обучения английскому языку:

2 класс «The ABC»

3 класс “Family Tree”

Учащиеся рисуют семейное дерево, подписывают членов семьи, используя лексические единицы по данной теме.

4 класс “Funny Animals”

Учащиеся придумывают забавных фантастических животных, рисуют их и описывают на иностранном языке.

5 класс   “My Dream House”:

Учащиеся придумывают дом своей мечты и воплощают свои идеи в рисунках, макетах, планах, сопровождая их рассказами.

7 класс  New image for a celebrity

Учащиеся предлагают известным людям новый стиль в одежде, макияже, объясняя свой выбор особенностями человека.

            Также можно использовать  огромное количество стихов, скороговорок, песен в качестве фонетической зарядки, которую можно проводить в движении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, хочется сказать, что использование творческих приемов на уроке:

  1. позволяет индивидуализировать процесс обучения.
  2. повышает мотивацию обучения
  3. наполняет урок эмоциональной окраской
  4. активизирует деятельность учащегося
  5. является условием сохранения здоровья школьников

Совершенно невозможно установить какие-либо строгие и жесткие правила. Каждый отдельный урок – уникален. И как сказал один американский специалист: «Хорошее преподавание языка – это искусство». Отличительной чертой хорошего учителя является то, что в любой момент он инстинктивно знает, как именно воспользоваться нужным учебным средством. Это ключевое требование.  Огромное значение имеет и артистический элемент в использовании творческих приемов, что в первую очередь и, главным образом, выражается в манере и методе ведения урока. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

  Прохлопать ритм, угадать или практически узнать стишок по ритму, слушать и наблюдать, или даже «жужжать», петь, шлепать или говорить громко, изображать действиями то, что поют или декламируют другие – разнообразие форм бесконечно.  И дело учителя – составить «композицию» так, чтобы дети участвовали в различных формах деятельности с огромной радостью и самозабвением, и в конце урока класс оказался отдохнувшим, несмотря на то, что, на самом деле, дети «работали» самым добросовестным образом.

Сообщение

по теме: 

«Творческие приёмы обучения английскому языку на начальном и среднем этапах обучения как условие сохранения здоровья школьников»

Подготовила:

учитель английского языка

МБОУ – Первомайская СОШ

Пчела С.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность обучения английскому языку в начальной и средней школе. Развитие лингвистической компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка.

Данная статья отображает условия для осуществления успешной преемственности в обучении английскому языку, формирование лингвистической компетенции в 5 классе...

Использование наглядности в обучении английскому языку на начальном и среднем этапах

В данной статье предложена классификация демонстрационного и раздаточного материала, виды графических опор....

Опыт использования современных педагогических технологий на уроках английского языка на начальном и среднем этапах обучения

Данная статья посвящена использованию разнообразных современных педагогичских технологий на уроках английского языка в начальной и преимущественно средней школе, благодаря которым процесс обучения ста...