Рабочая программа курса "Основы компьютерной грамотности" 8 класс VIII вид
рабочая программа (8 класс) на тему

Краснова Светлана Викторовна

Современное общество нельзя представить без компьютера. Умение пользоваться компьютером облегчит их учёбу.  Специальные коррекционные занятия, по знакомству с работой на компьютере, направлены на практическую подготовку  учащихся  к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_kompyuternoy_gramotnosti_8_klass_viii_vid.rar42.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Алгатуйская средняя общеобразовательная школа"

     

    8 класс

2015-2016 учебный год

Программа:

И.А. Курилина, педагог дополнительного образования Областного государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, п. Целинные Земли Тулунского района Иркутской области, 2012

Учитель: 

Краснова Светлана Викторовна

с. Алгатуй, 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное общество нельзя представить без компьютера. Умение пользоваться компьютером облегчит их учёбу.  Специальные коррекционные занятия, по знакомству с работой на компьютере, направлены на практическую подготовку  учащихся  к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Программа составлена на основе авторской программы педагога дополнительного образования И.А. Курилиной для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, рассчитана на 1 час в неделю (34часа).

Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с нарушением интеллекта необходимые им навыки работы с компьютером. Реализация данной программы направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на социализацию личности ученика. На создание основы для осознанного выбора и освоение будущей профессии.

Предлагаемый курс «Основы компьютерной грамотности» знакомит учащихся с основами информационных ресурсов. 

Цели изучения курса основ компьютерной грамотности следующие:

  • получение учащимся таких доступных сведений и представлений о компьютере, которые помогут им в дальнейшем включиться в процесс обучения в училищах и в трудовую деятельность;
  • повышение уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
  • развитие речи учащихся, обогащение её новыми терминами, развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения).

Основные задачи курса:

  • усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером;
  • приобретение учащимися с ограниченными возможностями здоровья навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре;
  • использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев;
  • воспитание целенаправленности, работоспособности трудолюбия у учащихся, навыков контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Специальные задачи курса

       Обучение по программе «Основы компьютерной грамотности» направлено на коррекцию недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия:

          - активизировать  мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации);

          - учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;

          - обогащать  активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;

          - развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).

 Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов.

Формы обучения:

  • Передача информации от учителя к ученику   -  устное изложение материала: рассказ, беседа,   объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы.
  • Слово  учителя в  сочетании  со зрительным рядом -  демонстрация картин, таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности.
  • Организация практических работ учащихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить полученный материал.

Формы организации учебного процесса:

       - фронтальные

       - индивидуальные

Формы  работы должны варьироваться в зависимости от темы, от способностей и возможностей учащихся:

  •  диктант;
  • работа по индивидуальным карточкам;
  • цифровой диктант;
  • работа по опорным схемам;
  • ребусы, загадки, кроссворды, развивающие игры.

Коррекционно-развивающие задания:

  • Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет).
  • Развитие зрительно-мыслительных операций (найди 10 предметов на картине, найди 6 отличий).
  • Словарная работа (терминология).
  • Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по схемам, опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям, игра «Чего не стало?»).
  • Развитие памяти (игры: «Кто больше запомнит», «Кто больше знает», «Кто хочет стать отличником»)
  • Развитие связной речи (рассказ по  образцу, плану, описанию, объяснению, по наводящим вопросам, игра «Вопросы задает компьютер»).
  • Развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажёры, развивающие игры).

ОБЩАЯ ХАРАКТИРЕСТИКА ПРЕДМЕТА

В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся с особыми возможностями здоровья в силу их психофизических особенностей.

      Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации.  Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.

В связи с этим целесообразно ввести изучение курса «Основы компьютерной грамотности» с 5 по 9 классы.

       Данный курс формирует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.  

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Учебный предмет  «Информатика и ИКТ»  представлен в обязательной части учебного плана МОУ «Алгатуйская СОШ» в предметной области «Информатика», изучается в 8 классе по одному часу в неделю (34 ч.).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

       К концу изучения курса «Основы компьютерной грамотности» учащиеся с ограниченными возможностями здоровья

должны знать:

  • основные требования при работе на компьютере;
  • основные приемы работы в программах Word, Excel, Power Point;
  • приемы работы с периферийными устройствами компьютера (принтер, сканер);

учащиеся научаться:

  • набирать редактировать и форматировать тексты с образца на клавиатуре;
  • создавать презентацию с помощью программы Power Point, осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора;
  • выполнять арифметические действия (вычитание, умножение, деление)  с помощью программы   Excel,  решать задачи  в  Excel. 
  • сканировать рисунок, сохранять его как отдельный файл.
  • распечатывать рисунок, текста.
  • соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  • использовать полученные знания в практической деятельности.

учащиеся получат возможность научаться:

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере. (2ч). 

Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии

Устройство компьютера(4 ч.).

Периферийное устройство - сканер. Сканирование рисунка, сохранение его как отдельный файл. Периферийное устройство -  принтер. Распечатка рисунка, небольшого текста.

Табличный редактор Excel (13 ч.).

Программа Excel.Действия: сложение и вычитание в программе Excel. Составление и решение практических задач, решение примеров. Действия умножение  и деление в программе Excel. Решение практических задач и примеров. Распределение чисел в порядке возрастания и  убывания. Расположение слов в алфавитном порядке. Диаграммы в  программе  Excel.

 Создание диаграммы, наглядно показывающей практическую задачу. Графики в программе  Excel.Добавление изображения в документ  Excel.Дополнение построенного графика и диаграммы рисунком, изображением. Сборник ClipArt или Файл, с найденными ранее и сохранёнными картинками.

Программа PowerPoint ( 12ч.).

Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка в программе PowerPoint.  Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты для работы с фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде. Упорядочивание фигур. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур. Формат. Дизайн. Работа с клипами. Создание слайдов с клипами. Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам. Работа с диаграммами, графиками. Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат.

Программы для поиска информации в сети Интернет (3 ч.)

Учебно-тематический план

34 ч/год  (1 ч/нед.)

Название темы

Кол-во часов

1

Введение.  Техника безопасности.

2

2

Устройства компьютера

4

3

Табличный редактор Excel

13

4

Программа PowerPoint

12

5

Сеть Интернет

3

Итого:

34

Тематические контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

1

Входной контроль

Входной контроль

Тестирование по опросному листу

2

Устройства компьютера

Тематический контроль

Тестирование по опросному листу

3

Табличный редактор Excel

Тематический контроль

Тестирование по опросному листу

4

Программа PowerPoint

Компьютерный практикум

Творческая работа

5

Контрольная работа за курс               8 класса

Промежуточный контроль

Тестирование по опросному листу

Учебно-методическое обеспечение

  1. И.А. Курилина, Программа «Основы компьютерной грамотности», п. Целинные Земли, 2012
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3.   Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-7 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Электронные учебные пособия

  1. http://www.metodist.lbz.ru Набор цифровых образовательных ресурсов для                        6, 7 классы
  2. http://www.metodist.ru  Лаборатория информатики МИОО
  3. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
  4. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
  5. http://fcior.edu.ru 
  6. http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
  7. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
  8. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Материально-техническое обеспечение

  1. Компьютер (ноутбук) – 15 шт.
  2. Операционная система Windows 7
  3. Пакет офисных приложений MSOffice.
  4. Интерактивная доска
  5. Документ – камера
  6. МФУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа география ХМАО 11 класс (VIII вида)

рабочая программа по предмету "География ХМАО-Югра" для учащихся  11 класса корреционной школы VIII вида...

Рабочая программа по технологии 5 класс VIII вид

Календарно-тематическое планирование, пояснительная записка....

Рабочая программа по технологии 6 класс VIII вид

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии 7 класс VIII вид

Пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии 9 класс VIII вид

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии 8 класс VIII вида

Пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по географии. 6 класс (VIII вид) по учебнику М.Лифанова, Е.Н.Соломина. "География 6 класс", Москва "Просвещение" 2018г. 68 часов.

Включает пояснительную записку, тематическое планирование (характеристика основных видов учебной деятельности, формы организации учебных занятий, формы контроля), календарно-тематическое планирование ...