Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.
статья по теме

Яшпатрова Любовь Петровна

Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.

      Потребности социальной адаптации личности и развития общества в целом, определяемые объективными параметрами современного уровня развития производственных отношений, выдвигают на первый план новые требования к результатам образования. Современное образование- ‘’..это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться’’.  Конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем,готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.  В наше время остро стоит вопрос о практической реализации ценностных ориентиров образования в массовой школе как необходимом условии безопасности и ее успешного функционирования. Образовательные стандарты второго поколения не только конкретизируют и уточняют данные требования, но и ставят вопрос о приведении в соответствие оценку результатов обучения и качества труда педагогов с новыми целями образования. Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’. Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных  умений, возможно только в деятельности. Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы:

1.Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивацию.

2.Формирование нового способа ( алгоритма ) действия , установление первичных связей с имеющимися способами.

3.Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекцию.

4.Контроль.

Так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании универсальных  умений и навыков, но соответствующие алгоритмы действий будут носить уже не узкопредметный, а надпредметный характер. Поэтому, для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие, необходимо организовать прохождение ими следующих этапов:

1.Формирование первичного опыта выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивация.

2.Формирование понимания способа выполнения соответствующего УУД.

3.Формирование умения выполнять изученное УУД посредством включения  его в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, организация самоконтроля его выполнения и при необходимости- коррекции.

4.Организация контроля уровня сформированности данного УУД .

УМК  нового поколения разработана технология и дидактическая система деятельностного  метода обучения как конкретизация данной структуры.  Дидактическая система позволяет учителю на уроках по разным предметам системно включать школьников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексий, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и т. д. Выделяются 4 типа уроков в зависимости от их целей:

- уроки открытия нового знания;

- уроки рефлексии;

- уроки общеметодологической направленности;

- уроки развивающего контроля.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так,технология деятельностного метода для организации введения нового знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги:

1.Мотивация к учебной деятельности.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3.Выявление места и причины затруднения.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

5.Реализация построенного проекта.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.Включение в систему знаний и повторение.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Все это позволяет системно формировать универсальные учебные  умения, зафиксированные в проекте госстандартов нового поколения. Организация образовательной среды обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1.Принцип деятельности

2.Принцип непрерывности.

3.Принцип целостности.

4.Принцип минимакса.

5.Принцип психологической комфортности.

6.Принцип вариативности.

7.Принцип творчества.

Данная система дидактических принципов обеспечивает передачу культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы. При этом в ней отражены идеи организации развивающего обучения ведущих педагогов и психологов- В.В.Давыдова ( принцип деятельности ),Л.В.Занкова ( принцип минимакса ), Ш.А.Амонашвили ( принцип психологической комфортности ) и др. Данная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Важно то , что данная система дидактических принципов обеспечивает сохранение и поддержку психического здоровья детей в соответствии с требованиями, предъявляемыми сегодня к здоровьесберегающим технологиям. Дидактическая система деятельностного подхода позволяет:

1.Систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленные в различных подходах ( традиционном, системах развивающего обучения ).

2.Увидеть себя, свой  педагогический подход в новой системе обучения.

3.Переходить к новому способу обучения поэтапно.

4.Уже на первых этапах перехода повысить качество образования в соответствии с существующими сегодня измерителями ( мониторинги, ЕГЭ ), которые мотивируют его к дальнейшему развитию.

5.Работать в условиях ‘’открытого’’ комплекта, включающие  в себя любые учебники федеральных перечней по всем учебным предметам.

6.Включиться в инновационный процесс на посильном для себя уровне.

7.Обеспечить достаточную полноту и качество формирования универсальных умений и ключевых деятельностных компетенций.

8.Вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым госстандартам образования.

Предметное содержание и структура нового УМК ‘’Планета знаний’’ соответствуют требованиям нового Госстандарта начального общего образования и базируются на ‘’Концепции содержания непрерывного образования ( дошкольное и начальное звено) современных педагогических технологиях. Основная особенность комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников, сквозных линий, типовых заданий, подход к организации учебной и внеурочной деятельности учащихся. Учебный материал каждого учебника разделен на инвариантную и вариативную части. В инвариантной части находятся обязательные для всех учащихся задания, которые обеспечивают освоение ими учебного материала в соответствии с новым Госстандартом начального общего образования. В вариативной части – задания, выполняемые по выбору учителя и учащихся. Эти задания направлены на самостоятельный поиск необходимой информации, творческую и интеллектуальную деятельность, дифференцированную работу, расширение и закрепление знаний по изучаемой теме. Такая структура организации материала дает возможность осуществлять дифференцированный подход в классах, где обучаются дети с разным уровнем подготовки. Во всех книгах комплекта с помощью специально подобранных заданий заложена возможность работы учащихся в парах. Это позволяет привлечь максимальное количество учащихся к активному выполнению заданий; разнообразить формы выполнения заданий репродуктивного характера; ввести воспитательные моменты в учебную деятельность.

В учебниках в конце представлены проверочные работы и тренинговые задания, которые могут быть использованы для диагностики знаний учащихся и устранения пробелов, индивидуальной работы с учениками, организации самостоятельной работы школьников.

В организации внеурочной деятельности учителю помогут специальные развороты проектной деятельности учащихся. Работа над проектами способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изучаемым темам и носит добровольный характер.

Содержание и структура учебников предоставляют возможность формировать у учащихся умения: решать творческие задачи, распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности, самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебных задач, а также формировать навыки самоконтроля.

Структурирование учебного материала в учебниках и рабочих тетрадях формирует дидактическую систему, обеспечивающую:

- личностно – ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

- предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и т.д.;

- ориентирование педагогической оценки на относительные показатели детской успешности ( сравнение сегодняшних достижений ребенка с его вчерашними достижениями );

- создание образовательной среды, способствующей эмоционально – ценностному, социально – личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;

- формирование учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

- сбалансированность репродуктивной, исследовательской и творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

За последние годы в педагогике произошло много позитивных изменений. Но это не значит, что все проблемы решены. Мы находимся только в начале пути, и еще лишь проложены тропинки к решению всех поблеем. Но главное – не бояться трудностей, перестраиваться, самообразовываться и самореализоваться.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе

             Важнейшей особенностью образовательного процесса в малокомплектной  школе является  необходимость совместного объединения  д...

Особенности организации образовательного процесса при переходе на ФГОС

Описание необходимых условий образовательного процесса в условиях введения ФГОС ООО...

«Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Новые педагогические технологии

Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными обра...