Особенности усвоения математических знаний детьми с ДЦП
методическая разработка по теме

Гурьянова (Смолякова)  Анна Сергеевна

Практика педагогической работы в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выявляет значительные трудности в овладении программным материалом по математике. Это является не только следствием изменений, внесенных в новую программу, но и качественным изменением контингента учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_znaniya.docx488.93 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности усвоения математических знаний детьми с ДЦП

        Практика педагогической работы в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, где обучение осуществляется по программе общеобразовательной массовой школы, выявляет значительные трудности в овладении программным материалом по математике. Это является не только следствием изменений, внесенных в новую программу (включены новые элементы теории, и многие вопросы рассматриваются на достаточно высоком уровне обобщения), но и качественным изменением контингента учащихся.

        Дети с церебральными параличами, двигательные расстройства которых нередко сочетаются с нарушениями психических функций, составляют основную группу учащихся специальных школ.

        Дефектность развития двигательного анализатора, ограничивающая предметно- практическую деятельность ребенка с церебральным параличом, в сочетании с нарушениями речи и других высших корковых функций (особенно пространственного восприятия) создает своеобразную картину психического развития этих детей и определяет трудности формирования математических представлений в дошкольном возрасте.

        Важнейшим условием формирования счетных навыков у здорового ребенка является развитие практических навыков манипулирования совокупностями предметов, в процессе которого ребенок приходит к открытию операции взаимно-однозначного соответствия, являющейся первичной в процессе построения числа. Овладение этой операцией дает возможность ребенку производить количественную оценку предметов и явлений, устанавливать равенство или неравенство совокупностей без использования названий числового ряда, путем прикладывания (накладывания) каждого элемента одной группы к каждому из элементов другой.

        Сравнение двух величин способом установления элементов во взаимно-однозначное соответствие рассматривается в настоящее время как составная часть определения самого целого числа, так как такое сравнение дает простейшее и непосредственное измерение эквивалентности множеств. Формирование полноценного счета предполагает наличие у учащихся пропедевтики числа. Основой для формирования понятия о натуральном числе и арифметических действиях служит опыт предметно-практической деятельности учащихся. Знакомство с различными способами сравнения чисел, нахождение их суммы и разности непременно предполагает выполнение операций с соответствующими множествами предметов путем их сопоставления, объединения и т. д.

        Таким образом, сформированность практических навыков манипулирования множествами в процессе первоначального ознакомления с понятием числа выдвигается в начальном обучении математике на первый план. У детей, страдающих церебральными параличами, отмечается некоторое своеобразие первоначальных понятий о числе, что является, как можно полагать, следствием ограниченности движений, сужения опыта предметно-практической деятельности и замедленного психического развития.

        В специальной литературе имеются указания на то, что детям с церебральными параличами нередко свойственны нарушения счетной деятельности (Р. Я. Абрамович-Лехтман, 1965; Г.С. Гуменная, 1978; Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, 1965; М. Б. Эйдинова, 1959). Об этом свидетельствуют также педагогические наблюдения различных авторов, которые, характеризуя особенности формирования числовых представлений у детей с церебральными параличами, обращают внимание на необходимость длительной отработки понятий в процессе выполнения различного рода упражнений.

        У детей, страдающих церебральными параличами, ввиду двигательной недостаточности и своеобразия предметных действий, к началу обучения в школе не заканчивается пропедевтика числа. Это выражается в задержке формирования самого простейшего и непосредственного измерения эквивалентности множеств: сравнения двух величин способом установления элементов во взаимно-однозначное соответствие.

        Наличие дефекта и особенности дошкольной подготовки этих детей (неправомерно скорое введение счета как основного способа количественной оценки) приводят к сокращению этапа практических действий, необходимого в освоении понятия о числе. Это главным образом выражается в оторванности количественных представлений от реальных предметов, в трудностях оперирования наглядно представленными множествами.

        Большое место в уроке должно отводиться предметно-практической деятельности учащихся, что обеспечивает наглядную оценку формирования математических понятий и создает предпосылки для применения полученных знаний на практике.

        Выполнение упражнений с группами предметов способствует усвоению способа количественной оценки нескольких множеств путем установления поэлементного соответствия между их составляющими. Уравнивание различных количеств путем добавления недостающего, убавления лишнего, перекладывания части от одного количества к другому (при уравнивании групп одинаковых предметов) — задания такого рода могут быть предложены в качестве практических упражнений.

        Аналогично строится пропедевтическая работа по усвоению состава числа, т. е. знакомство со структурой того или иного числа проходит как манипуляция предметами внутри совокупности: разложение ее на составные элементы и объединение нескольких групп в единое целое.

Завершением подготовительного периода является знакомство учащихся со счетом в пределах пяти на конкретном материале.

        Работу по развитию у учащихся с церебральными параличами навыка пересчитывания элементов множеств целесообразно строить с учетом следующих моментов:

1. Опора на ручное действие. Выделение каждого элемента множества, показ его и соотнесение с числительным одновременно с дотрагиванием рукой до каждого предмета.

2. Активизация зрительной функции: применение целенаправленного усилия удерживать взор на каждом элементе множества.

3. Замедленный темп пересчитывания с использованием речи, акцентирование внимания учащегося на каждом элементе множества.

        Большинство детей с церебральным параличом с трудом усваивают разрядное строение числа, затрудняются в осмыслении задач, путают цифры, близкие по своему графическому образу, строят цифровой ряд справа налево.

         У детей наблюдается особая структура интеллектуальной недостаточности — диссоциация  между  относительно удовлетворительным уровнем развития абстрактного  мышления  и  недоразвитием функций пространственного анализа и синтеза, праксиса, счетных  способностей и  других  высших  корковых  функций,  имеющих  значение  для   формирования интеллектуальной    деятельности  и  развития  школьных   навыков (Е.И. Кириченко, 1965;  Е. М.  Мастюкова,  1974; С.  С.  Калижнюк  и  др.,  1975).

        Нарушения пространственного гнозиса проявляются в  замедленном  формировании понятий, определяющих положение  предметов  и  частей  собственного  тела  в пространстве,  неспособности  узнавать   и   воспроизводить   геометрические фигуры, складывать из  частей  целое.  

               В тесной  связи  с  нарушениями  зрительно-пространственного  синтеза находится  слабость  функций   счета.   Эти   расстройства   проявляются   в замедленном  усвоении  числа  и   его   разрядного   строения,   замедленной автоматизации механического счета, неузнавании или смешении  арифметических знаков и цифр при письме и чтении.  

        Работу по изучению состава числа рекомендуется вести следующим образом: показать цифру, обозначающую новое число, показать различные варианты состава данного числа, пользуясь подсобным материалом (палочками, пуговицами и т.п.), и предложить ребенку подобрать несколько других вариантов, затем обязательно дать возможность пересчитать подобранный материал без зрительного контроля. На следующем этапе необходимо учить детей подбирать число «на один больше», «на один меньше», пользуясь наглядными объектами.

        Важно дать детям представление, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, их пространственного расположения и направления счета. В коррекционную работу необходимо вводить также двигательный и звуковой варианты счета: пересчитать количество хлопков, ударов в бубен, шагов, взмахов руки и т.п.

        В процессе обучения счету необходимо уточнить и автоматизировать в речи детей такие понятия, как «больше—меньше», «прибавить—отнять», «уменьшить—увеличить».

        Большое значение придается формированию временных и пространственных представлений. На начальном этапе обучения дети овладевают умениями ориентироваться на странице тетради, учебника, в окружающей обстановке. Например, сформированные пространственные представления способствуют усвоению порядковых отношений чисел в натуральной последовательности. Особо выделяются отношения порядка: перед—после —между и т.д.

        При ознакомлении с образом цифры пользуются специальными трафаретами для раскрашивания вырезанных цифр. Эффективным приемом является обведение пальцем цифры, вырезанной из бархатной и наждачной бумаги, а также прописывание изучаемой цифры пальцем на шероховатой поверхности (наждачная бумага, бархатная бумага наклеенные на картон). У детей с тяжелыми нарушениями манипулятивных функций или с гиперкинезами необходимо использовать следующий способ обучения: сначала цифра несколько раз прописывается с помощью взрослого, который с усилием воздействует на руку ребенка, обучая соответствующему движению; затем ребенок прописывает цифру пальцем самостоятельно. Дети также могут вылепить изучаемые цифры из пластилина, теста или глины.

        Необходимым элементом обучения счету является понятие цифрового ряда. Следует учить детей строить цифровой ряд слева направо, дать понятие увеличения цифрового ряда слева направо и уменьшения справа налево.

        Особенности развития мышления большинства учащихся делают необходимым применение чертежей, схем, рисунков. Недостаточная сформированное пространственных представлений предполагает введение дополнительных упражнений при обучении к записи примеров в столбик: размещение одних предметов под другими, рисование фигур в клетках и т.д.

        Важное место в обучении занимает формирование геометрических представлений. В ходе выполнения практических упражнений дети учатся распознавать геометрические фигуры в окружающих предметах, на рисунках, моделях; овладевают графическими умениями, приобретают практические умения в решении задач вычислительного и измерительного характера.

        Таким образом, практика педагогической работы в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, где обучение осуществляется по программе общеобразовательной массовой школы, выявляет значительные трудности в овладении программным материалом по математике. У детей наблюдается замедленное  усвоение  числа  и   его   разрядного   строения,   замедленная автоматизация механического счета, неузнавание или смешение  арифметических знаков и цифр при письме и чтении.  Нарушения пространственного гнозиса проявляются в  замедленном  формировании понятий, определяющих положение  предметов  и  частей  собственного  тела  в пространстве,  неспособности  узнавать   и   воспроизводить   геометрические фигуры, складывать из  частей  целое.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности овладения математическими знаниями учащимися с ограниченными возможностями

Особенности овладения математическими  знаниями  учащимися  с   ограниченными возможностями...

Основные трудности и особенности усвоения геометрических знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

1. .. Основные трудности и некоторые особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.. 3 2. .. Основные средства, методы и приемы изучения гео...

Применение на уроках истории коррекционно-развивающих заданий с учетом особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта.

Характеристика особенностей  усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта  и описанив видов коррекционно-развивающих заданий по формированию исторических знаний....

Особенности усвоения детьми звуков речи

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. В данной работе представлены проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста и рассмо...

Система игр и упражнений по усвоению экологических знаний детьми среднего возраста

Система игр и упражнений по усвоению экологических знаний  детьми среднего возраста...

Научная публикация (статья) "Особенности усвоения математических представлений у старших дошкольников"

Усвоение математических представлений у дошкольников дает им значительное количество преимуществ перед сверстниками в процессе изучения школьной программы. К ним можно отнести высокую усвояемость учеб...

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения математических знаний в 5,6,7,8 классах"

Контрольно измерительный материал по усвоению математических знаний в 5,6,7,8 классах, 1 четверть, 2021 для учащихся с интеллектуальными нарушениями....