Особенности усвоения детьми звуков речи
консультация

Нырцова Людмила Егоровна

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. В данной работе представлены проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста и рассмотрены пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_usvoeniya_zvukov.docx61.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителейhttp://volnistij-gorod.ru/download/file.php?avatar=6731_1368532747.gif

Особенности усвоения детьми звуков речи

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определённых причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что "с возрастом всё само пройдёт". О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.

Естественно, что неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причём нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей (выбор профессии, устройство личной жизни и пр.). Многие из них потом обращаются за помощью к специалистам, сетуя на родителей за то, что те своевременно не предприняли необходимых мер.

Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребенка речи. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком лепетно, с очень искаженным, неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает лишь постепенно.

В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: МАМА, ПАПА, БАБАhttp://a18003.rimg.info/1717806000c3f79fc5318a91bd751bb547dec98901.jpg

 Несколько позднее усваиваются и другие,  простые по артикуляции  звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, X, И. Более же сложные по

артикуляции согласные звуки (С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р)

образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей!

Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, приведу небольшую таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми  гласных  и согласных звуков речи.

Время появления звуков (в годах)

1-2

2-3

3-5

5-6

Звуки

АОЭ ПБМ

И Ы У ФВ

тдн кгхи

С 3 Ц

шжчщ

Л

р

Из таблицы видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит и своеобразие в произношении звуков задерживается до более позднего возраста; то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения (термины однозначные), требующих специальной логопедической помощи.

Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щек), что придает звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих), когда кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.

Используемая литература

1.Правдина О.В.Логопедия. М.: Просвещение, 1973.

2.Рождественская В.И., Радина Е.А.Воспитание правильной речи. М.: Просвещение 1968.

Учитель-логопед                                            Нырцова Л.Е.

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=106748654-66-73&n=21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Консультация для воспитателей "УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ"

Конах Светлана Владимировна УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Э...

Особенности усвоения математических знаний детьми с ДЦП

Практика педагогической работы в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выявляет значительные трудности в овладении программным материалом по математике. Это является не только с...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит"

Цели урока:1.     уяснить значение понятий: «звук речи», «буква», «алфавит»;2.     развитие умений различать звук речи и бук...

Логопедическое занятие: «Речевые и неречевые звуки. Органы и речи и образование звуков речи».

Логопедическое занятие по теме «Речевые и неречевые звуки. Органы и речи и образование звуков речи»....

Статья на тему: "Современное состояние проблемы изучения особенностей усвоения детьми с общим недоразвитием речи навыков языкового анализа и синтеза".

В современной логопедии одной из актуальных проблем является совершенствование методов и приемов, которые направлены на устранение нарушений языкового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием р...