Статья на тему: "Современное состояние проблемы изучения особенностей усвоения детьми с общим недоразвитием речи навыков языкового анализа и синтеза".
статья

Матвейчук Анастасия Олеговна

В современной логопедии одной из актуальных проблем является совершенствование методов и приемов, которые направлены на устранение нарушений языкового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_logopedii.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:

Матвейчук Анастасия Олеговна

Современное состояние проблемы изучения особенностей усвоения детьми с общим недоразвитием речи навыков языкового анализа и синтеза

В современной логопедии одной из актуальных проблем является совершенствование методов и приемов, которые направлены на устранение нарушений языкового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.

К понятию общее недоразвитие речи Р. Е. Левина относит различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны и смысловой стороны. У детей с общим недоразвитием речи фонематическое восприятие недостаточно сформировано, вследствие этого затруднено становление языкового анализа и синтеза.

В общем недоразвитии речи традиционно выделяют несколько состояний:

- затруднения при анализе тех звуков, произношение которых у ребёнка дефектно;

- при сохранной артикуляции, ребёнок не может различить звуки, которые относятся к различным группам фонем;

-неспособность установить наличие и правильный порядок звуков в слове.

Р.Е. Левина в своих работах говорит о том, что у детей с общим недоразвитием речи нарушения чрезвычайно многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только дефектов произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях звукового анализа, чтения и письма.

Многие специалисты, изучающие развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обращали свое внимание на формирование у них фонемного анализа и синтеза. Они говорили о том, что готовность детей с общим недоразвитием речи к звуковому анализу лексических единиц оказывается ограниченным, по сравнению с нормально говорящими сверстниками. И для того, чтобы дети успешно освоили грамоту, необходимо обучить детей звуковому анализу и синтезу.

В настоящее время количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети с общим недоразвитием речи пяти – семилетнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка.

В ряде исследований установлено, что недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в звуковом анализе слова: они с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук, смешивают его с акустически близкими, не могут сравнить звуковой состав слов, отличающихся одним только звуком и т.д.

Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к овладению школьной программы. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом. Основная причина – несформированность различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными будут искажения звуко - буквенной структуры слова. 

  Для правильного овладения процессом письма и чтения необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.

 Следовательно, непременным условием овладения письмом и чтением является приобретение ребенком умения членить целостно звучащий речевой поток на составляющие его элементы.  И если ребенок в дошкольном возрасте не овладел самыми элементарными формами звукового анализа, то при обучении грамоте ему не удается справиться с этой сложной задачей.

В логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи одной из главных коррекционных задач является формирование навыков языкового анализа и синтеза и профилактика нарушения чтения и письма.

Несформированность языкового анализа и синтеза в дальнейшем может привести к дислексии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Поэтому формирование вышеуказанных функций у детей с общим недоразвитием речи проводится в дошкольном возрасте.

Анализируя литературу по данной проблеме, мы сможем сказать, что от навыка сформированности языкового анализа и синтеза зависит степень сформированности письма и чтения. Предпосылкой к формированию языкового анализа и синтеза является правильное произношение и сформированность фонематического восприятия. Для формирования навыков языкового анализа и синтеза нужна специальная коррекционная работа.

Список литературы:

  1. Алмазова, А. А., Давидович, Л. Р., Антипова, Ж. В. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация.- М.: МПСИ, 2016. – 204 с.
  2. Величенкова, О. А., Русецкая, М. Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений письма и чтения у младших школьников. - М.: Национальный книжный центр, 2015. – 320 с.
  3. Головина, А. И. Система работы по развитию языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Инфоурок: ведущий образовательный портал России, 2017. URL: https://infourok.ru/sistema-raboti-po-razvitiyu-yazikovogo-analiza-i-sinteza-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-2358503.html
  4. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" – Самара: СГПУ, 2017. – С. 70 – 83.
  5. Коробченко, Т. А. Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у школьников. – М.: Неолит, 2017. – 304 с.
  6. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - СПб.: Союз, 2003. – 224 с.
  7. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / Под ред. Р. Е. Левинойю. - М.: АльянС, 2013. - 367 с.
  8. Мальм, М. В. Дисграфия: языковой анализ и синтез. - М.: Феникс, 2017. - 61 с.
  9. Мунтян, О. В. Развитие звукового анализа и синтеза у дошкольников [Электронный ресурс] // nsportal.ru: социальная сеть работников образования, 2016. URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/12/07/razvitie-zvukovogo-analiza-i-sinteza-udoshkolnikov
  10. Суханова, Н. А., Романовская Т. Ф. Развитие языкового анализа и синтеза в норме и при патологии / Современные проблемы науки и образования. – 2016 - № 4. – С. 11 – 14.
  11. Спирова, Л.Ф. Коррекция нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ / Дефектология. – 2007. - №2. – С. 19-23.
  12. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Развиваем речь дошкольника. - М.: В. Секачев, 2018. – 228 с.
  13. Филичева, Т. Б., Орлова, О. С., Туманова, Т. В. Основы дошкольной логопедии. - М.: Эксмо, 2015. – 320 с.
  14. Эльконин, Д. Б. Устная и письменная речь школьников. -М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

В настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья становится особенно актуальной. Решение данной проблемы видится  во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, то...

статья "Коррекция дисграфии на почве нарушения навыков языкового анализа и синтеза"

Актуальность проблем коррекции дисграфии на почве нарушения навыков языкового анализа и синтеза. Программа коррекции дисграфии на почве нарушения навыков языкового анализа и синтеза у младших школьник...

Статья "Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы в ДОУ с детьми с общим недоразвитием речи"

В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формир...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Конспек на тему Звуки З-Ж. Цель занятия-закрепить правильное произношение звуков З-Ж в слогах, словах, фразах, учить дифференцировать эти звуки....

Логопедические игры и упражнения для развития навыков языкового анализа и синтеза

Как известно, ребенка младшего школьного возраста нельзя обучать чему-либо иначе, как заинтересовав его в этом. Отсюда следует, что выбор технологических средств логопедической работы с учениками нача...

Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей при изучении лексической темы и обучении грамоте с детьми с общим недоразвитием речи.

Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей с детьми с ОВЗ при изучении лексической темы "Животные холодных стран"  и обучении грамоте по теме "Звук и буква Л&q...