Изобразительная деятельность. Возможности в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.
статья по теме

Поцелуева Анна Сергеевна

Краткий анализ литературы на тему "Изобразительная деятельность. Возможности в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_izobrazitelnaya_deyatelnost.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность. Возможности в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение (например, страх; рисуя какие-либо явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).

Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель придавал большое значение в развитии ребенка предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты.

Великий чешский педагог Я. А. Коменский, утверждая важность рисования для формирования всесторонне развитого человека, предлагал внести этот предмет в материнские школы как необходимое занятие для развития наблюдательности, ощущений ребенка: «Позволяйте им (детям. – Т. К.) также срисовывать рисунки, если они захотят. Мало того, подстрекайте их к тому, чтобы они этого захотели. Во-первых, это также заостряет их внимание к вещам. Во-вторых, они станут наблюдать взаимные пропорции между отдаленными деталями вещей. Наконец, будут развивать ловкость рук, что полезно во многих отношениях». Он считал, что изобразительное искусство и рисование позволяют развивать чувство прекрасного, учат «подмечать правильность и стройность в предметах», формируют способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы.

О важном значении рисования для всестороннего воспитания и образования ребенка писал известный немецкий педагог Ф. Фребель, создатель учреждения для воспитания детей дошкольного возраста – детского сада, разработавший уникальную по тем временам систему воспитания малышей, в которой большое место отводилось ручным занятиям, включающим рисование и лепку: «Развитие способности к рисованию в ребенке, – утверждал он, – составляет одну из существеннейших задач развивающе воспитывающего обучения чело- века, существенных оснований давно предполагаемого человечеством и теперь с вожделением ожидаемого общего воспитания человечества, воспитания человеческого рода, для все- общего единения жизни. Благодаря тому, что сила рисования была познана не вполне и на ее укрепление и дальнейшее упражнение не обращалось общего внимания как на неразрывное звено истинно человеческого образования, и оно не рассматривалось как существенное воспитательное средство образования человечества, человечество, и прежде всего дети и юношество, были до сих пор лишены одного из самых сильных средств обучения».

О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, B. C. Кузин, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, П. П. Чистяков, Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов др.). Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт (США), К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелой личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на его важную роль в эмоциональном развитии ребенка.  [Т. С. Комарова. «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет», стр 25-28]

Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. [Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М.: Просвещение, 1977. - 253с.  Стр74]

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах — сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Изобразительная деятельность является, с одной стороны, действенным средством удовлетворения коммуникативной потребности ребенка, а с другой стороны – результатом удовлетворения это потребности.

Изобразительная деятельность детей организуется на специальных занятиях, которые проводит воспитатель по подгруппам. Элементы изобразительной деятельности детей могут использоваться и другими специалистами: учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами. В начале обучения детям демонстрируется процесс рисования, лепки, создания аппликации. При этом их внимание обращается на результат деятельности. Во время демонстрации необходимо активно вовлекать детей в процесс выполнения изображения вместе со взрослым (прибегая к совместным действиям), с другими детьми. Это постепенно приведет к тому, что результат изобразительной деятельности станет личностно значимым для ребенка.

У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается несформированность предпосылок к изобразительной деятельности: крайне низкий уровень развития сенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, представлений о себе и окружающем мире; отсутствие интереса к деятельности и потребности в ней; несформированность предметной деятельности и самых элементарных изобразительных операционно-технических умений и др. В связи с этим бывает невозможно решить собственно изобразительные задачи: слепить, нарисовать и т.д. Поэтому более корректно говорить об организации изобразительных игр, то есть игр, построенных на использовании техники рисования, лепки, аппликации. [Из программы стр.100 – 102]

У детей с проблемами в интеллектуальном развитии в возрасте от трех до пяти лет наблюдается грубое недоразвитие сенсорной сферы. Это выражается в том, что даже в предметной деятельности они не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не используют «поисковую», результативную пробу и зрительные ориентировки в задании. Восприятие ребенка с интеллектуальной недостаточностью характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдает зрительное и слуховое внимание, сосредоточение, идентификация и группировка объектов по различным признакам. Это отрицательно сказывается на характере предметных, предметно-игровых действий, чаще всего подменяемых манипулированием, на овладении изобразительной деятельностью (без обучения их рисование остается на уровне хаотического черкания).

После пяти лет при обучающем воздействии дети начинают овладевать предметным, декоративным и сюжетным рисование, выполняя рисунки при организующей помощи взрослого. У некоторых детей проявляется интерес к рисованию и его эмоциональное сопровождение. Характерно, что дети начинают сами проявлять желание рисовать, даже при достаточно низких изобразительных навыках.

На шестом году жизни восприятие претерпевает существенные изменения, однако все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильно-кинетическое) продолжают оставаться неполными, неточными, слабо дифференцированными и осознанными.

Также необходимо отметить, что у детей с легкой умственной отсталостью на протяжении всего дошкольного возраста ярко проявляется недостаточность зрительно-двигательной координации и сенсорной интеграции – невысокое качество выполняемых действий и их результатов, что вызывает необходимость постоянной стимулирующей помощи взрослых. [Из программы стр.18-19]

Все виды творческой деятельности очень сложны для детей с интеллектуальной недостаточностью, хотя в результате целенаправленной работы дети могут овладеть ими. При этом необходимо помнить об огромной ценности, которую имеет творческая деятельность для развития детей по всем направлениям.

Виды изобразительной деятельности обеспечивают: формирование у детей заинтересованности в получении результата, потребности в отражении действительности посредством рисунка, лепки, аппликации; развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов; совершенствование сенсорно-двигательной координации; формирование, уточнение и обогащение представлений о предметах окружающего мира; развитие операций анализа, синтеза, замещения, наглядно-образного и наглядно-схематического мышления и т.д. [Из программы стр.38]


Литература

Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М., 1974.

Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной школе (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2002.

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет»

Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М.: Просвещение, 1977. - 253с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная и конструктивная деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью

Из продуктивных видов деятельности умственно отсталых детей больше изучена изобразительная деятельность (Т. Н. Головина, О. П. Гаврилушкина и др.). Изобразительная деятельность таких детей формируется...

Игры направленные на сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью.

 Семинар для воспитателей ДДИ№1: «Игры, направленные на сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюДата проведения семинара:04.05.2012г.» Цели семинара:1.  Закрепить понятия ...

Развитие психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности

Система обучения игре детей с интеллектуальной недостаточностью строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуал...

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Развитие познавательных способностей детей с интеллектуальной недостаточностью через экспериментальную деятельность с неживой природой

В статье представлен опыт работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми в ДОУ компенмирующего вида....

Рабочая программа "Эмоционально - волевое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью"

Рабочая программа "Эмоционально - волевое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью" предназначена для коррекционных занятий с детьми, имеющими  умеренную или  тяжёлую умственную от...

Статья на тему "Роль изобразительной деятельности в психическом развитии детей с интеллектуальными нарушениями".

Данная статья посвящена роли изобразительной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, ее коррекционно-развивающее воздействие на психику ребенка....