Программа кружка по краеведению: "Моя малая Родина"
рабочая программа на тему

Лисянская Татьяна Анатольевна

    Главной задачей обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, находящихся в школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.  История в  такой школе рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств  гражданина, подготовка подростка к жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kraeved.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:


СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР

«31» августа_2014  г.

Программа кружка по краеведению

«Моя малая Родина».


РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

протокол № 4 

от 31.08.2014

Учитель профильного труда

Т.А. Лисянская


Обоснование проблемы

    Главной задачей обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, находящихся в школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.  История в  такой школе рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств  гражданина, подготовка подростка к жизни.

     Работа в фотокружке «Окно в мир »  работа по краеведению «Моя малая Родина»  тесно связаны между собой и составляют целостный процесс. В современных условиях внеклассная краеведческая работа становится органической частью обучения.  Краеведческая работа позволяет расширить кругозор учащихся, приобщить их к культурному достоянию, привить любовь и бережное отношение к своей малой Родине, научить ориентироваться в окружающей действительности. Кроме того, знания, приобретенные в процессе краеведческой работы, помогают школьникам с нарушением интеллекта лучше осмыслить исторический материал, изучаемый на уроках, конкретизировав его фактами, цифрами, именами участников событий, запечатлев его на фотографиях.

Актуальность.

    Актуальность программы обусловлена тем,  что в настоящее время мало программ разработанных для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.  Считаю, что необходимо приобщать детей к пониманию природного своеобразия своего края, (посредством экскурсий, практических работ, посещением музеев -  запечатлев всё это на фотографии), воспитывать в детях с ОВЗ чувство национальной гордости и ответственности за сохранение и приумножение богатства своего края. Дети должны ощутить себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.          

Цель программы

Приобщать учащихся к истории малой Родины, ощутить гордость за неё. Способствовать усвоению исторических знаний,  которые расширяют кругозор учащихся, помогают им определить свое место в обществе, рождают уважение к тому, что создано трудом и героической борьбой многих поколений.

Задачи программы

  • Углубление и расширение знаний, полученных школьниками на уроках, обогащение их новыми представлениями  понятиями, отражающими различные стороны жизни общества в разные исторические эпохи.
  • Развитие интереса учащихся к истории.  Решение этой задачи начинается на уроке, но именно разнообразие содержания и видов внеклассной деятельности, доступных учащимся, способствует более успешному ее осуществлению.
  • Развитие умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. Этому способствует использование многообразных источников познания (окружающая действительность, предметы материальной культуры, документы, периодическая печать, произведения искусства и др.).
  • Развитие интеллектуальных и практических умений учащихся: находить нужную книгу, пользоваться справочными изданиями, готовить сообщения, анализировать и сравнивать музейные экспонаты, вести беседу с участниками событий, собирать краеведческий материал, воспроизводить историческое прошлое в рисунках, макетах, схемах.
  • Воспитание гражданско-патриотических качеств личности, коллективизма, взаимопомощи, трудолюбия.
  • Развитие интереса к краеведению, чувства гордости за добрые дела своих земляков, чувства любви к Родине.

Целевая группа (объект программы)

Учащиеся 7-9 классов

Условия реализации программы

Место проведения основных занятий: О ГБОУ  «Смоленская  коррекционная школа-интернат  8 вида», улицы родного города в различное время года.
Количество воспитанников: в зависимости от формы и вида занятий -  10-12

Сроки реализации

Программа рассчитана на  один учебный год, из расчета 1 учебный час в неделю. Всего 34 часа.

Основные формы

  • Традиционные – коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия.
  • Нетрадиционные – посещение музеев, экскурсии по историческим местам, встречи с интересными людьми, викторины, краеведческие выставки.

Методы

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра и т.д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются краеведческие плакаты, краеведческие рисунки и картинки.     

Содержание программы

№ п\п

Темы занятий

Кол-во часов

1

 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

2, 3

 Знакомство с экспонатами школьного музея

2

4, 5

 Знакомство с экспонатами  музея истории  В.О.войны Смоленска.

2

Ι

 Изучение родного края. Путешествие в далекое  прошлое

7

6

 Поэты нашего края: Н.Рыленков., Исаковский.

1

7, 8

 Их именами названы улицы нашего города: Твардовского.

1

9

 Церковь Иоанна Богослова.

1

10

 Успенский кафедральный собор.

1

11

 Православие на Руси.

1

12

 Древний Смоленск.

1

ΙΙ

 Россия – моя республика (РФ).

5

13,14

 Мой город древний и молодой

2

15,16

 Москва  – город любви, красоты,  наша столица

2

17

 Государственная символика

1

ΙΙΙ

 Мы любим и молодой Смоленск.

5

18,19

  Моя малая родина – город  Смоленск.

2

20

 История основания г. Смоленска.

1

21

 Смоленск  в годы ВОВ

1

22

 Герои Советского Союза –   наши земляки:  М.Егоров,

1

ΙV
23

 Изготовление поделок к рождеству, пасхе.

1

V

 Мир народных праздников   

6

24

 Православные праздники «Рождество.  Крещение.  Пасха»

1

25

 Традиции и обряды  народов России.

1

26

 Праздник «Масленица»

1

27

 Праздник в доме – музее Грибоедова -  «Хмелите»

1

28

 Заповедные уголки смоленщины: п. Пржевальское

1

29

 Заповедные уголки смоленщины: Тенишевой.

1

30, 32

 Экскурсия в  г. Вязьму, историко-архитектурный музей.

3

33, 34

 Подведение итогов работы кружка (краеведческая выставка)

2

Ожидаемые результаты освоения программы

Освоение программы должно способствовать как развитию отдельных качеств личности (наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, воображения, памяти, воли), так и общему развитию каждого ребенка. В процессе занятий должны развиваться творческие способности детей, формироваться нравственные и эстетические принципы, убеждения, которые побуждали бы их к добрым, благородным поступкам. Ни один учебник, ни один урок не может дать учащимся такого яркого представления о прошлом и настоящем родной страны, как дает им непосредственное знакомство с ее прекрасными уголками – историческими музеями-заповедниками, с людьми и созданными ими произведениями искусства.

Создание слайдов и презентаций по тематике программы.

Литература

  1. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город». Смоленск.
  2. Петрова Л.В. «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок краеведения "Моя малая родина -Красноселье"

Методические рекомендации:  Данный урок-конференцию можно проводить в любом классе среднего звена.Тема рассчитана на 1 урок. Данный материал можно использовать для классного часа,...

Реферат по историческому краеведению "Моя малая родина. Из истории Вольска"

Реферат по историческому краеведению о истории г Вольска Саратовской области"...

Программа факультатива по краеведению "Моя малая родина - Коломенский край"

В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Программа по краеведению «Моя малая родина – Коломенский край» рассчитана на 35 часо...

Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина!

Рабочая программа по краеведению Хворостянского края, Самарской области....

Путешествие по родному городу в курсе краеведения "Моя малая Родина"

Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном городе, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существ...

Рабочая программа по краеведению» Моя малая Родина»

Изучение природы, истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением  в воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к больш...

Рабочая программа кружка в ДОУ "Моя малая родина"

Программа расчитана на детей дошкольного возраста....