Программа кружка по краеведению: "Моя малая Родина"
рабочая программа на тему
Главной задачей обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, находящихся в школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. История в такой школе рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка к жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kraeved.docx | 43.13 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УВР
«31» августа_2014 г.
Программа кружка по краеведению
«Моя малая Родина».
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
протокол № 4
от 31.08.2014
Учитель профильного труда
Т.А. Лисянская
Обоснование проблемы
Главной задачей обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, находящихся в школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. История в такой школе рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка к жизни.
Работа в фотокружке «Окно в мир » работа по краеведению «Моя малая Родина» тесно связаны между собой и составляют целостный процесс. В современных условиях внеклассная краеведческая работа становится органической частью обучения. Краеведческая работа позволяет расширить кругозор учащихся, приобщить их к культурному достоянию, привить любовь и бережное отношение к своей малой Родине, научить ориентироваться в окружающей действительности. Кроме того, знания, приобретенные в процессе краеведческой работы, помогают школьникам с нарушением интеллекта лучше осмыслить исторический материал, изучаемый на уроках, конкретизировав его фактами, цифрами, именами участников событий, запечатлев его на фотографиях.
Актуальность.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время мало программ разработанных для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Считаю, что необходимо приобщать детей к пониманию природного своеобразия своего края, (посредством экскурсий, практических работ, посещением музеев - запечатлев всё это на фотографии), воспитывать в детях с ОВЗ чувство национальной гордости и ответственности за сохранение и приумножение богатства своего края. Дети должны ощутить себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.
Цель программы
Приобщать учащихся к истории малой Родины, ощутить гордость за неё. Способствовать усвоению исторических знаний, которые расширяют кругозор учащихся, помогают им определить свое место в обществе, рождают уважение к тому, что создано трудом и героической борьбой многих поколений.
Задачи программы
- Углубление и расширение знаний, полученных школьниками на уроках, обогащение их новыми представлениями понятиями, отражающими различные стороны жизни общества в разные исторические эпохи.
- Развитие интереса учащихся к истории. Решение этой задачи начинается на уроке, но именно разнообразие содержания и видов внеклассной деятельности, доступных учащимся, способствует более успешному ее осуществлению.
- Развитие умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. Этому способствует использование многообразных источников познания (окружающая действительность, предметы материальной культуры, документы, периодическая печать, произведения искусства и др.).
- Развитие интеллектуальных и практических умений учащихся: находить нужную книгу, пользоваться справочными изданиями, готовить сообщения, анализировать и сравнивать музейные экспонаты, вести беседу с участниками событий, собирать краеведческий материал, воспроизводить историческое прошлое в рисунках, макетах, схемах.
- Воспитание гражданско-патриотических качеств личности, коллективизма, взаимопомощи, трудолюбия.
- Развитие интереса к краеведению, чувства гордости за добрые дела своих земляков, чувства любви к Родине.
Целевая группа (объект программы)
Учащиеся 7-9 классов
Условия реализации программы
Место проведения основных занятий: О ГБОУ «Смоленская коррекционная школа-интернат 8 вида», улицы родного города в различное время года.
Количество воспитанников: в зависимости от формы и вида занятий - 10-12
Сроки реализации
Программа рассчитана на один учебный год, из расчета 1 учебный час в неделю. Всего 34 часа.
Основные формы
- Традиционные – коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия.
- Нетрадиционные – посещение музеев, экскурсии по историческим местам, встречи с интересными людьми, викторины, краеведческие выставки.
Методы
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра и т.д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются краеведческие плакаты, краеведческие рисунки и картинки.
Содержание программы
№ п\п | Темы занятий | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 |
2, 3 | Знакомство с экспонатами школьного музея | 2 |
4, 5 | Знакомство с экспонатами музея истории В.О.войны Смоленска. | 2 |
Ι | Изучение родного края. Путешествие в далекое прошлое | 7 |
6 | Поэты нашего края: Н.Рыленков., Исаковский. | 1 |
7, 8 | Их именами названы улицы нашего города: Твардовского. | 1 |
9 | Церковь Иоанна Богослова. | 1 |
10 | Успенский кафедральный собор. | 1 |
11 | Православие на Руси. | 1 |
12 | Древний Смоленск. | 1 |
ΙΙ | Россия – моя республика (РФ). | 5 |
13,14 | Мой город древний и молодой | 2 |
15,16 | Москва – город любви, красоты, наша столица | 2 |
17 | Государственная символика | 1 |
ΙΙΙ | Мы любим и молодой Смоленск. | 5 |
18,19 | Моя малая родина – город Смоленск. | 2 |
20 | История основания г. Смоленска. | 1 |
21 | Смоленск в годы ВОВ | 1 |
22 | Герои Советского Союза – наши земляки: М.Егоров, | 1 |
ΙV | Изготовление поделок к рождеству, пасхе. | 1 |
V | Мир народных праздников | 6 |
24 | Православные праздники «Рождество. Крещение. Пасха» | 1 |
25 | Традиции и обряды народов России. | 1 |
26 | Праздник «Масленица» | 1 |
27 | Праздник в доме – музее Грибоедова - «Хмелите» | 1 |
28 | Заповедные уголки смоленщины: п. Пржевальское | 1 |
29 | Заповедные уголки смоленщины: Тенишевой. | 1 |
30, 32 | Экскурсия в г. Вязьму, историко-архитектурный музей. | 3 |
33, 34 | Подведение итогов работы кружка (краеведческая выставка) | 2 |
Ожидаемые результаты освоения программы
Освоение программы должно способствовать как развитию отдельных качеств личности (наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, воображения, памяти, воли), так и общему развитию каждого ребенка. В процессе занятий должны развиваться творческие способности детей, формироваться нравственные и эстетические принципы, убеждения, которые побуждали бы их к добрым, благородным поступкам. Ни один учебник, ни один урок не может дать учащимся такого яркого представления о прошлом и настоящем родной страны, как дает им непосредственное знакомство с ее прекрасными уголками – историческими музеями-заповедниками, с людьми и созданными ими произведениями искусства.
Создание слайдов и презентаций по тематике программы.
Литература
- Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город». Смоленск.
- Петрова Л.В. «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок краеведения "Моя малая родина -Красноселье"
Методические рекомендации: Данный урок-конференцию можно проводить в любом классе среднего звена.Тема рассчитана на 1 урок. Данный материал можно использовать для классного часа,...
Реферат по историческому краеведению "Моя малая родина. Из истории Вольска"
Реферат по историческому краеведению о истории г Вольска Саратовской области"...
Программа факультатива по краеведению "Моя малая родина - Коломенский край"
В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Программа по краеведению «Моя малая родина – Коломенский край» рассчитана на 35 часо...
Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина!
Рабочая программа по краеведению Хворостянского края, Самарской области....
Путешествие по родному городу в курсе краеведения "Моя малая Родина"
Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном городе, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существ...
Рабочая программа по краеведению» Моя малая Родина»
Изучение природы, истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к больш...
Рабочая программа кружка в ДОУ "Моя малая родина"
Программа расчитана на детей дошкольного возраста....