Программа кружка по краеведению: "Моя малая Родина"
рабочая программа на тему

Лисянская Татьяна Анатольевна

    Главной задачей обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, находящихся в школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.  История в  такой школе рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств  гражданина, подготовка подростка к жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kraeved.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:


СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР

«31» августа_2014  г.

Программа кружка по краеведению

«Моя малая Родина».


РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

протокол № 4 

от 31.08.2014

Учитель профильного труда

Т.А. Лисянская


Обоснование проблемы

    Главной задачей обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, находящихся в школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.  История в  такой школе рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств  гражданина, подготовка подростка к жизни.

     Работа в фотокружке «Окно в мир »  работа по краеведению «Моя малая Родина»  тесно связаны между собой и составляют целостный процесс. В современных условиях внеклассная краеведческая работа становится органической частью обучения.  Краеведческая работа позволяет расширить кругозор учащихся, приобщить их к культурному достоянию, привить любовь и бережное отношение к своей малой Родине, научить ориентироваться в окружающей действительности. Кроме того, знания, приобретенные в процессе краеведческой работы, помогают школьникам с нарушением интеллекта лучше осмыслить исторический материал, изучаемый на уроках, конкретизировав его фактами, цифрами, именами участников событий, запечатлев его на фотографиях.

Актуальность.

    Актуальность программы обусловлена тем,  что в настоящее время мало программ разработанных для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.  Считаю, что необходимо приобщать детей к пониманию природного своеобразия своего края, (посредством экскурсий, практических работ, посещением музеев -  запечатлев всё это на фотографии), воспитывать в детях с ОВЗ чувство национальной гордости и ответственности за сохранение и приумножение богатства своего края. Дети должны ощутить себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.          

Цель программы

Приобщать учащихся к истории малой Родины, ощутить гордость за неё. Способствовать усвоению исторических знаний,  которые расширяют кругозор учащихся, помогают им определить свое место в обществе, рождают уважение к тому, что создано трудом и героической борьбой многих поколений.

Задачи программы

  • Углубление и расширение знаний, полученных школьниками на уроках, обогащение их новыми представлениями  понятиями, отражающими различные стороны жизни общества в разные исторические эпохи.
  • Развитие интереса учащихся к истории.  Решение этой задачи начинается на уроке, но именно разнообразие содержания и видов внеклассной деятельности, доступных учащимся, способствует более успешному ее осуществлению.
  • Развитие умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. Этому способствует использование многообразных источников познания (окружающая действительность, предметы материальной культуры, документы, периодическая печать, произведения искусства и др.).
  • Развитие интеллектуальных и практических умений учащихся: находить нужную книгу, пользоваться справочными изданиями, готовить сообщения, анализировать и сравнивать музейные экспонаты, вести беседу с участниками событий, собирать краеведческий материал, воспроизводить историческое прошлое в рисунках, макетах, схемах.
  • Воспитание гражданско-патриотических качеств личности, коллективизма, взаимопомощи, трудолюбия.
  • Развитие интереса к краеведению, чувства гордости за добрые дела своих земляков, чувства любви к Родине.

Целевая группа (объект программы)

Учащиеся 7-9 классов

Условия реализации программы

Место проведения основных занятий: О ГБОУ  «Смоленская  коррекционная школа-интернат  8 вида», улицы родного города в различное время года.
Количество воспитанников: в зависимости от формы и вида занятий -  10-12

Сроки реализации

Программа рассчитана на  один учебный год, из расчета 1 учебный час в неделю. Всего 34 часа.

Основные формы

  • Традиционные – коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия.
  • Нетрадиционные – посещение музеев, экскурсии по историческим местам, встречи с интересными людьми, викторины, краеведческие выставки.

Методы

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра и т.д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются краеведческие плакаты, краеведческие рисунки и картинки.     

Содержание программы

№ п\п

Темы занятий

Кол-во часов

1

 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

2, 3

 Знакомство с экспонатами школьного музея

2

4, 5

 Знакомство с экспонатами  музея истории  В.О.войны Смоленска.

2

Ι

 Изучение родного края. Путешествие в далекое  прошлое

7

6

 Поэты нашего края: Н.Рыленков., Исаковский.

1

7, 8

 Их именами названы улицы нашего города: Твардовского.

1

9

 Церковь Иоанна Богослова.

1

10

 Успенский кафедральный собор.

1

11

 Православие на Руси.

1

12

 Древний Смоленск.

1

ΙΙ

 Россия – моя республика (РФ).

5

13,14

 Мой город древний и молодой

2

15,16

 Москва  – город любви, красоты,  наша столица

2

17

 Государственная символика

1

ΙΙΙ

 Мы любим и молодой Смоленск.

5

18,19

  Моя малая родина – город  Смоленск.

2

20

 История основания г. Смоленска.

1

21

 Смоленск  в годы ВОВ

1

22

 Герои Советского Союза –   наши земляки:  М.Егоров,

1

ΙV
23

 Изготовление поделок к рождеству, пасхе.

1

V

 Мир народных праздников   

6

24

 Православные праздники «Рождество.  Крещение.  Пасха»

1

25

 Традиции и обряды  народов России.

1

26

 Праздник «Масленица»

1

27

 Праздник в доме – музее Грибоедова -  «Хмелите»

1

28

 Заповедные уголки смоленщины: п. Пржевальское

1

29

 Заповедные уголки смоленщины: Тенишевой.

1

30, 32

 Экскурсия в  г. Вязьму, историко-архитектурный музей.

3

33, 34

 Подведение итогов работы кружка (краеведческая выставка)

2

Ожидаемые результаты освоения программы

Освоение программы должно способствовать как развитию отдельных качеств личности (наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, воображения, памяти, воли), так и общему развитию каждого ребенка. В процессе занятий должны развиваться творческие способности детей, формироваться нравственные и эстетические принципы, убеждения, которые побуждали бы их к добрым, благородным поступкам. Ни один учебник, ни один урок не может дать учащимся такого яркого представления о прошлом и настоящем родной страны, как дает им непосредственное знакомство с ее прекрасными уголками – историческими музеями-заповедниками, с людьми и созданными ими произведениями искусства.

Создание слайдов и презентаций по тематике программы.

Литература

  1. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город». Смоленск.
  2. Петрова Л.В. «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок краеведения "Моя малая родина -Красноселье"

Методические рекомендации:  Данный урок-конференцию можно проводить в любом классе среднего звена.Тема рассчитана на 1 урок. Данный материал можно использовать для классного часа,...

Реферат по историческому краеведению "Моя малая родина. Из истории Вольска"

Реферат по историческому краеведению о истории г Вольска Саратовской области"...

Программа факультатива по краеведению "Моя малая родина - Коломенский край"

В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Программа по краеведению «Моя малая родина – Коломенский край» рассчитана на 35 часо...

Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина!

Рабочая программа по краеведению Хворостянского края, Самарской области....

Рабочая программа по краеведению» Моя малая Родина»

Изучение природы, истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением  в воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к больш...

Рабочая программа кружка в ДОУ "Моя малая родина"

Программа расчитана на детей дошкольного возраста....

Программа по краеведению "По малой родине моей"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...