"Играем с фантиками и развиваем речь"
методическая разработка на тему

Фомина Валентина Ивановна

В презентации показано, как с помощь незамысловатого материала - фантиков, можно организовать работу по развитию речи детей  3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igraem_s_fantikami_i_razvivaem_rech.docx45.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение республики Коми «Ухтинский дом ребёнка специализированный»

Педагогический проект

«Играем с фантиками и развиваем речь»

Фомина Валентна Ивановна,

логопед высшей категории

г.Ухта, 2016г.

Содержание:

Паспорт проекта

2

Постановка проблемы

2

Цель проекта

3

Задачи проекта

3

Ожидаемые результаты по реализации проекта

3

Механизм осуществления проекта

4

Распределение деятельности по этапам проекта

5

Результативность реализации проекта

7

Приложения:

1.Перечень игр с фантиками по разделам

2.III этап – Практический

1.Паспорт проекта

Проект в номинации «Играем с фантиками и развиваем речь».

Вид проекта  – среднесрочный (11января – 6 мая).

Классификация  проекта – образовательный.

Сложность проекта – простой.

Вид проекта (по Л.В.Киселевой) – групповой.

Тип проекта (по Л.В.Киселевой) – творческий.

 Участники: логопед, дети 2-3 лет с ОВЗ.

2.Постановка проблемы: 

Проект посвящён актуальной проблеме – развитию речи, зрительного, слухового внимания, памяти, мелкой моторики у детей с ОВЗ.

Дети, поступающие в дом ребёнка,  имеют различные медицинские диагнозы: ДЦП; врождённые пороки сердца; множественные врождённые поражения развития; расщелины мягкого и твёрдого нёба; грыжи; синдром Дауна; атрезию слуховых проходов; артрогриппоз.

Дети, как правило,  расторможены, неусидчивы, плохо идут на контакт со взрослыми и сверстниками. У них плохо развиты такие психологические функции, как память, внимание, слабо развита мелкая моторика пальцев рук.

Воспитанники часто болеют, находятся в изоляторе и больнице, в связи с чем, появляются явления госпитализма.  Безусловно, что всё это негативно влияет на нервно-психическое и речевое развитие детей.

Участие в проекте поможет детям в развитии этих процессов, обогатит их пассивный и активный словарь.

3. Цель проекта: 

- создание условий для обогащения пассивного и активного словаря детей с ОВЗ при помощи игры с фантиками.

4. Задачи проекта:

- развивать познавательную и речевую активность;

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- формировать элементарные математические представления;

- развивать сенсорные эталоны;

- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;

- вырабатывать правильное речевое дыхание;

- вызывать интерес к игре с фантиками;

- воспитывать чувство симпатии к сверстникам;

- формировать коммуникативные навыки детей.

5. Ожидаемые результаты по реализации проекта

* У детей обогащается словарный запас за счёт новых слов (существительных, прилагательных, глаголов).

* У детей развивается память, внимание, усидчивость, мелкая моторика пальцев рук.

*  Дети положительно настроены на выполнение заданий.

* Дети проявляют интерес к правилам игр.

* Дети получают удовольствие от совместной деятельности со взрослым.

* Дети с большим желанием вступают в общение с другими детьми и с логопедом в играх и при выполнении игровых заданий.

*У детей повышается уровень инициативности, самостоятельности.

6. Механизм осуществления проекта:
Первый этап:
Информационно – аналитический

Задачи данного этапа:

*Собрать фантики.

*Сортировать фантики.

*Уточнить уровень нервно-психического развития детей.

Второй этап: Информационно - моделирующий

Задачи данного этапа: 

*Составить план мероприятий.

* Разработать и систематизировать игры, направленные на достижение поставленной цели и задач проекта.

* Познакомить с целью и задачами проекта коллектив группы.

Третий этап: Практический

Задачи данного этапа: Реализация плана мероприятий проекта «Играем с фантиками и развиваем речь»  детей в познавательную деятельность.

Четвертый этап: Контрольно-аналитический

Задачи данного этапа: 

*Представить мультимедийную презентацию по результатам проведения проектной деятельности.

7. Распределение деятельности по этапам проекта

Этапы реализации

Мероприятия

Сроки

Ответственный

I этап – Информационно-аналитический

*Сбор фантиков.

*Сортировка фантиков.

*Уточнение уровня нервно-психического развития детей.

11-29 января

(3 недели)

Логопед

II этап -

Информационно-моделирующий

*Составление плана мероприятий.

*Разработка и систематизация игр, направленных на достижение поставленной цели и задач проекта. (Приложение №1)

* Знакомство с целью и задачами проекта коллектив группы.

1 – 29 февраля

(4 недели)

Логопед

III этап –

Практический

Реализация проекта «Играем с фантиками и развиваем речь»,  вовлечение детей в познавательную деятельность

проекта. (Приложение №2)

1 марта  - 15апреля

(7 недель)

Логопед

IV этап – Контрольно-аналитический

*Оформление презентации.

18 апреля –

6 мая

(3 недели)

 Логопед

Творческий этап: изготовление дидактической игры «Большие и маленькие конфеты» (пластилин).

Распределение деятельности участников проекта (по А. М. Вербенец, О.В. Солнцева, О.Н.Сомкова):

Этапы проекта

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

1 этап

Мотивационный

*Ставит проблему, цели, задач проекта.

*Вводит в игровую, проблемную ситуацию.

* Организация экскурсии  в магазин.

*Принятие проблемы проекта, а также его задач, в ходе решения проблемной ситуации.

*Экскурсия в магазин.

*Просмотр мульфильма «Коллекция» из серии «Смешарики»

*Рассматривание фантиков

2 этап

Проблемно - деятельностный

*Помогает в решении задач.

*Организует и направляет деятельность детей.

*Выполнение действий по слову педагога.

*Выполнение и соблюдение правил игры

*Усвоение детьми полученных знаний.

*Закрепление навыков  умения играть рядом с другими детьми.

3 этап

Творческий

*Осуществляет практическую помощь детям.

*Контролирует осуществление проекта.

Изготовление дидактической игры «Большие и маленькие конфеты» (пластилин).

4 этап

Заключительный

*Проводит подготовку к презентации проекта.

*Организует и проводит презентацию.

Представляют продукт деятельности – новую

д/и «Большие и маленькие конфеты».

Формы взаимодействия с детьми:

- беседы, индивидуальная работа, игровая деятельность (дидактические игры, пальчиковые игры), ситуация общения, рассматривание фантиков, экскурсия в магазин, просмотр мультфильма.

8. Результативность реализации проекта.

    В проекте принимали участие 12 детей  в возрасте от 2 лет 8 месяцев до 3лет 8 месяцев. Осуществление данного проекта позволяет развить у детей с ОВЗ познавательную и речевую активность, развивать зрительное и слуховое внимание, сенсорные эталоны, мелкую моторику пальцев рук, вырабатывать правильное речевое дыхание. Работа над проектом поможет формировать у детей элементарные математические представления.

В начале и в конце проекта был проведён мониторинг по результатам логопедического обследования. (Приложение№3)

На основании полученных результатов можно сделать вывод: разработанный проект эффективен в организации образовательной работы, направленной на достижение основной цели: создание условий для обогащения пассивного и активного словаря детей с ОВЗ при помощи игры с фантиками. Проект помогает организовать совместную творческую деятельность всех участников образовательного процесса.

По завершению проекта дети с большим желанием вступают в общение с другими детьми, принимают активное участие в игровой деятельности. У них увеличивается интерес к настольным играм. Дети становятся более усидчивыми, самостоятельными, умеющими проявить инициативу.

Таким образом, запланированный результат проекта достигнут, поставленные цель и задачи выполнены. В дальнейшем мы будем продолжать работу над данной проблемой более углубленно и последовательно.

Приложение №1

Перечень игр с фантиками по разделам

Игры на развитие речи

- «Найди фантик с самолётом»

- «Где фантик?» (предлоги  В, НА, ПОД)

Игры на развитие зрительного внимания:

- «Найди пару» (найти такой же фантик)

- «Собери целый фантик» (найти вторую половину фантика)

- «Какого фантика не стало?»  (из трёх фантиков убрать один)

- «Какой фантик  появился?» (добавить один фантик к двум, лежащим на столе)

Игры на развитие слухового внимания:

- «Загадки» (найти фантик по описанию)

- «Пошурши фантиком, как я»

Игры на развитие речевого дыхания:

- Дуть на фантик, лежащий на столе

-Дуть на один фантик, привязанный к нитке

-Дуть на несколько фантиков, связанных ниткой

-Дуть на смятый в шарик фантик (скатать фантик в шарик и дуть на него на столе)

-Дуть на смятый в шарик фантик (на ниточке)

-Дуть на несколько смятых в шарики фантиков (на ниточке)

Игры на формирование элементарных математических представлений:

-«Найди, где много, а где один фантик»

-«Найди, где большой фантик, а где маленький»

-  «Большие и маленькие конфеты» (заворачивать в маленький фантик – маленький кусочек пластилина, в большой – крупный кусочек пластилина)

Игры на сенсорное развитие:

- «Найди такой же, как у меня» (цвет)

– «Собери все» (найти все зелёные, красные…)

- «Найди такой же, как у меня» (форма - квадрат, прямоугольник, круг, треугольник    – вырезать из фантиков)

– «Собери все» (найти все квадратные, круглые)

Игры на развитие мелкой моторики:

- Смять фантик

- Разгладить фантик

- Сделать кружочки дыроколом

- Сложить фантик: по горизонтали, по вертикали, гармошкой, трубочкой, на угол

Приложение №2

III этап – Практический

1-я неделя (1 – 4 марта)

Игра «Найди фантик с самолётом»

Цель: - Упражнять детей в назывании изображений на фантиках доступным детям образом (облегчённым словом, полным словом, фразой)

Ход игры: Перед ребёнком ставится задача: найти фантики с изображением самолёта. Ребёнок из коробочки достаёт фантики по одному. Если на фантике нет нужной картинки, то фантик откладывается в другую коробку. Если есть нужное изображение, то фантик оставляется на столе. После того, как собраны все фантики, ребёнок ещё раз называет все картинки.

Игра «Где фантик?» (предлоги  В, НА, ПОД)

Цель: - Упражнять детей в умении понимать значение предлогов В, НА, ПОД.

- Усвоение пространственного значения предлогов.

Ход игры: Ребёнку предлагается выбрать несколько фантиков. Затем логопед описывает фантик и говорит, куда его положить: «Фантик с зелёной полоской положи в коробку». После того, как ребёнок выполнил задание, он отвечает на вопрос логопеда: «Куда ты положил фантик?»

Усложнение: «Положи фантик с зелёной полоской в коробку, а красный фантик  - на коробку»

 2-я неделя (7 – 11 марта)

Игра  «Найди пару»

Цель: - Развивать зрительное внимание.

-Упражнять детей в умении пользоваться фразой: «У меня такой же фантик».

Ход игры: Детям раздаются такие же фантики, как у логопеда. Логопед показывает один фантик, ребёнок, у которого есть такой же фантик, говорит: «У меня такой же фантик».

Игра «Собери целый фантик»

Цель: - Развивать зрительное внимание.

-Упражнять детей в умении пользоваться фразой: «У меня такая же половинка».

Ход игры: Детям раздаются половинки фантиков. У логопеда точно такие же половинки. Логопед показывает половинку фантика, ребёнок, у которого есть такая же  половинка, говорит: «У меня такая же половинка».

Игра «Какого фантика не стало?»  

Цель: - Развивать зрительное внимание.

-Упражнять детей в умении пользоваться фразой с существительным в Р.п.: « Нет жёлтого фантика».

Ход игры: Перед детьми на столе лежат 3 фантика. Дети внимательно рассматривают каждый фантик, одновременно отвечают на вопросы логопеда: «Что нарисовано на этом фантике?» Затем логопед закрывает фантики ширмой и убирает один. Открыв ширму, логопед спрашивает: «Какого фантика не стало?» Дети отвечают фразой   «Нет жёлтого фантика».

Игра  «Какой фантик  появился?»

Цель: - Развивать зрительное внимание.

-Упражнять детей в умении пользоваться фразой.

Ход игры: Перед детьми на столе лежат 2 фантика. Дети внимательно рассматривают каждый фантик, одновременно отвечают на вопросы логопеда: «Что нарисовано на этом фантике?» Затем логопед закрывает фантики ширмой и добавляет один. Открыв ширму, логопед спрашивает: «Какой фантик появился?» Дети отвечают фразой «Появился красный фантик».

 3-я неделя (14 – 18 марта)

Игра «Загадки» 

Цель: - Развивать слуховое внимание.

-Упражнять детей в умении находить предмет по описанию.

- Упражнять в умении использовать в активной речи простые фразы.

Ход игры: Перед детьми на столе лежат 2 фантика. Дети внимательно рассматривают каждый фантик. Логопед просит найти фантик, о котором он расскажет: «Фантик большой. Он синего цвета. На нём нарисован самолёт». Дети находят этот фантик и отвечают на вопросы: «Какого размера фантик?», «Какого цвета фантик?», «Что нарисовано на фантике?»

Игра «Пошурши фантиком, как я»

Цель: - Развивать слуховое внимание.

- Учить воспроизводить ритмичные действия с фантиком по подражанию.

Ход игры: У детей и логопеда в руках по одному фантику. Логопед ритмично шуршит фантиком, дети повторяют.

 4-я неделя (21 – 25 марта)

Дуть на фантик, лежащий на столе

Дуть на один фантик, привязанный к нитке

Дуть на несколько фантиков, связанных ниткой

Дуть на смятый в шарик фантик

(скатать фантик в шарик и дуть на него на столе)

Дуть на смятый в шарик фантик (на ниточке)

Дуть на несколько смятых в шарики фантиков (на ниточке)

Цель: - Развивать правильное речевое дыхание.

- Упражнять детей округлять губы при дутье, не надувая щёки и не поднимая плечи.

- Упражнять дуть плавно, выдыхая достаточно воздуха для движения фантика.

5-я неделя (28 марта – 1 апреля)

 «Найди, где много, а где один фантик»

Цель: - Формировать элементарные математические представления.

- Упражнять детей в умении находить по подражанию один и много фантиков.

- Активизировать в речи детей слова один, много

- Добиваться в ответах детей использования фразы: «У меня один фантик», «У меня много  фантиков».

Ход игры: Логопед берёт из коробки один фантик и говорит: «У меня один фантик». Затем просит детей взять по одному фантику. После этого спрашивает каждого ребёнка: «Сколько у тебя фантиков?» Логопед обращает внимание детей на то, что у них в руках по одному фантику. А в коробке - много.

Усложнение: - Упражнять детей в умении находить один и много фантиков по образцу (ребёнок видит не действие, а результат).

Ход игры: Перед детьми и перед логопедом много фантиков. Логопед за экраном берёт один (много) фантиков и предлагает детям взять столько же. Спрашивает: «Сколько ты взял?»

Усложнение: - Упражнять детей в умении находить один и много фантиков по инструкции.

Ход игры: Перед детьми и перед логопедом много фантиков. Логопед говорит: «Дай один фантик», «Возьми много фантиков»

«Найди, где большой фантик, а где маленький»

Цель: - Формировать элементарные математические представления.

- Упражнять детей в умении находить по подражанию большой и маленький фантик.

- Активизировать в речи детей слова большой, маленький.

- Добиваться в ответах детей использования фразы: «Вот большой фантик», «Вот маленький фантик».

Ход игры: Логопед показывает детям два фантика: один маленький, второй – большой. Маленький фантик прячет между ладонями и говорит: «Фантик маааленький. Его можно спрятать». Затем показывает большой фантик, который кладёт между ладонями, но его хорошо видно: «А этот фантик большОООй, его видно». После этого предлагает детям взять один фантик и ответить, какой фантик у каждого из них: «Вот большой фантик», «Вот маленький фантик».

 «Большие и маленькие конфеты»

Цель: - Формировать элементарные математические представления.

- Упражнять детей в умении находить по слову большой и маленький фантик.

- Активизировать в речи детей слова большая, маленькая.

- Добиваться в ответах детей использования фразы: «Это большая конфета», «Это маленькая конфета».

Ход игры: Перед детьми на столе по 2 тарелочки: на одной два кусочка пластилина (большой и маленький) и два фантика (большой и маленький). Логопед говорит: «Сегодня будем делать конфеты для кукол». Предлагает детям взять фантик и кусочек пластилина и завернуть пластилин в фантик. Логопед спрашивает каждого ребёнка, какой он взял фантик и пластилин, какая получится конфета. Дети отвечают фразой: «Это большая конфета», «Это маленькая конфета». Дети раскладывают конфеты по тарелочкам: большие конфеты в большую тарелочку, маленькие – в маленькую тарелочку.

 6-я неделя (4 – 8 апреля)

Сенсорное развитие:

 «Найди такой же, как у меня» (цвет)

Цель: - Упражнять в подборе фантиков по цвету к образцу.

- Добиваться в ответах детей использования фразы: «У меня зелёный фантик», «У меня красный фантик».

Ход игры: Перед каждым ребёнком по 4 фантика. Каждый фантик имеет  преобладающий основной цвет (красный, синий, жёлтый, зелёный). Логопед показывает фантик и говорит: «У меня красный фантик. Найдите такой же», Каждый ребёнок показывает такой же фантик и говорит: «У меня красный фантик». 

«Собери все» (найти все зелёные, красные…)

Цель: - Формировать навык группировки фантиков по цвету.

- Активизировать в речи детей слова: синие, красные, жёлтые, зелёные.

- Добиваться в ответах детей использования фразы: «У меня зелёные фантики», «У меня красные фантики».

Ход игры: Перед детьми на столе 4 тарелочки основных цветов и 4 коробки с фантиками. Логопед спрашивает, какого цвета тарелочку хочет взять каждый ребёнок. Дети говорят, какого цвета тарелочку они хотят взять. Затем предлагается каждому ребёнку выложить из коробки все фантики такого же цвета, как тарелочка. После этого дети говорят: «У меня зелёные фантики», «У меня красные фантики».

 «Найди такой же, как у меня» (форма)

Цель: - Формировать навык группировки фантиков по форме к образцу.

- Активизировать в речи детей слова: квадратный, прямоугольный, круглый, треугольный.

- Добиваться в ответах детей использования фразы: «У меня квадратные фантики», «У меня круглые фантики».

Ход игры: Перед каждым ребёнком по 4 фантика. Каждый фантик имеет  определённую форму (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник.). Логопед показывает фантик и говорит: «У меня квадратный фантик. Найдите такой же». Каждый ребёнок показывает такой же фантик и говорит: «У меня квадратный фантик».

«Собери все» (найти все квадратные, круглые)

Цель: - Формировать навык группировки фантиков по форме.

- Активизировать в речи детей слова: квадратные, круглые.

- Добиваться в ответах детей использования фразы: «У меня квадратные фантики», «У меня круглые фантики».

Ход игры: Перед детьми на столе квадрат и круг и 2 коробки с фантиками. Логопед спрашивает, что хочет взять каждый ребёнок. Дети говорят, какую форму они хотят взять. Затем предлагается каждому ребёнку выложить из коробки все фантики такой же формы, как у каждого ребёнка. После этого дети говорят: «У меня круглые фантики», «У меня квадратные фантик».

7-я неделя (11 – 15 апреля)

Смять фантик

 Цель: - Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: Перед каждым ребёнком 3 фантика. Предложить детям сказать (описать), какой фантик они хотят смять. Во время сминания фантика обращать внимание детей на то, что надо мять фантик кончиками пальцев.

Разгладить фантик

Цель: - Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Упражнять при разглаживании указательные пальцы.

Ход игры: Смятые фантики надо разглаживать указательным пальцем.

Игра «Цветной дождик»

Цель: - Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Упражнять в умении ладонью с силой давить на дырокол.

Ход игры: Логопед показывает детям конфетти из фантиков и предлагает сделать такие же. Логопед показывает, как делаются конфетти. Дети выбирают фантики и с помощью логопеда прокалывают их. Затем на бумагу, намазанную клеем, высыпаются кружочки.

Сложить фантик: по горизонтали, по вертикали,

 гармошкой, трубочкой, на уголок.

Цель: - Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Упражнять в игре указательные и большие пальцы одновременно.

Ход игры: Логопед показывает детям готовые сложенные по горизонтали, по вертикали, гармошкой, трубочкой, на уголок фантики. Предлагает детям выбрать, как они хотят сложить свой фантик.

Усложнение: Дети складывают несколько фантиков разными способами.

Приложение №3

Мониторинг по результатам логопедического обследования

Логопедическое заключение

Месяц

январь

май

Активная

 речь

Отставание в развитии речи

4 детей

7 детей

Значительное

отставание в развитии речи

5 детей

3 детей

Выраженное

отставание в развитии речи

3 детей

2 детей



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольно-печатная игра "Развиваем речь"

Игра – основной вид деятельности ребенка с нарушениями в развитии независимо от возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра влияет на формирование всех основных психических п...

консультация "Играем пальчиками и развиваем речь!"

На основе обследования детей была выявлена  следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту,  то и речевое развитие находится в пределах нормы...

Консультация для родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Простые движения рук поммогают убрать на...

Статья "Играя развиваем речь и мышление "на ходу".

Статья написана как пособие или памятка для родителей....

Презентация "Играем пальчиками - развиваем речь"

Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг - это высший отдел нервной системы, он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речью....

Играя пальчиками, развиваем речь

Играя пальчиками, развиваем речь...

"Развиваем речь, играем, рисуем и поем"(использование интегрированного подхода на коррекционных занятиях по преодолению детьми общего недоразвития речи)

В последнее время тяжелые нарушения речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом встречаются, к сожалению, чаще. Это дети 1, 2 уровня общего недоразвития речи. У таких детей в первую очере...