"Развиваем речь, играем, рисуем и поем"(использование интегрированного подхода на коррекционных занятиях по преодолению детьми общего недоразвития речи)
статья по теме

Славкина Татьяна Николаевна

В последнее время тяжелые нарушения речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом встречаются, к сожалению, чаще. Это дети 1, 2 уровня общего недоразвития речи. У таких детей в первую очередь затруднено общение. Сверстники их не понимают, не хотят с ними общаться, принимать их в игры. Что в свою очередь накладывает отпечаток на личность ребенка - он становится замкнутым, а порой агрессивным. Конечно, в таких условиях ни о какой социализации не может быть и речи. Кроме того страдает и эмоциональная сфера ребенка, снижается познавательная активность. Как правило, у детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушена общая, мелкая моторика, координация движения, снижено внимание, эти дети быстро утомляются.

  Поэтому главным в работе с такими детьми становится комплексный подход, то есть совместная работа всех специалистов ДОУ. Эффективному осуществлению такого подхода способствует система интегрированных занятий соответствующих лексико-тематическим циклам. Применение таких занятий специалистами ДОУ дает более высокий результат развития связной речи, как следствие формирование коммуникативных способностей детей и их социализацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Развиваем речь, играем, рисуем и поем!»

Интеграция, по мнению Т.С. Комаровой – это не межпредметные связи, где один из предметов выступает как ведущий, а содержание других привлекается с целью улучшить его усвоение.

  Интеграция – это глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающая все виды детской деятельности.

  Тяжелые нарушения речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом в последнее время встречаются, к сожалению, все чаще. Это затрудняет общение, отрицательно влияет на формирование коммуникативных качеств личности, отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, снижает познавательную активность, и как следствие отрицательно влияет на социализацию личности.

  Кроме того, у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются нарушения мелкой и общей моторики, координации движений, пониженное внимание, быстрая утомляемость. Поэтому, по мнению, Н.В. Нищевой главным в работе с такими детьми становится комплексный подход: согласованность действий логопеда, воспитателя и специалистов. Осуществлению такого подхода эффективно способствуют интегрированные развивающие игровые занятия, планируемые в соответствии с лексическими темами.

   Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А.Коменского, утверждавшего: что связано меду собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.

   Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений  становления современного образования.

   Наиболее полное и всеобъемлющее понимание педагогической интеграции, дается В.С. Безруковой, рассматривающей ее в виде:

-принципа: ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае ее реализации достижение более высоких позитивных результатов в научной и педагогической деятельности;

-процесса: непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предлагаемым результатом. Это процесс интегрирования объектов, проектирование пути получения результата;

-результата: форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом, например интегрированное занятие.

   Таким образом, по мнению С.Д. Сажиной,  можно сделать вывод, что интеграция – системное образование, объединяющее:

-интегративное целое, представляющее собой синтез процессуальных и результирующих составляющих интеграции;

-интеграцию-процесс;

-интеграцию-результат, отражающую момент фиксации получения в ходе осуществления интеграционного процесса определенного «продукта» и в целом понимаемую как процесс становления целостности, связанной с обменом идеями, понятиями, методами, взаимопроникновением структурных элементов различных областей знаний, что приводит к уплотнению и концентрации знаний, расширению эвристических и познавательных способностей.

   Интеграция а образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания. Это является наиболее ценно для детей с ОНР.

  Потребность в интеграции дошкольного образования объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для  других видов детской деятельности.

5. Интегрированные занятия способствуют закреплению в личном опыте ребенка полученных знаний и умений на предыдущих занятиях а также раскрепощению речевых возможностей.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей.

   Интегрированное занятие, часто путают с комплексным или комбинированным.

Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий.

   Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей меду собой.

   Комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

   Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагог имеет возможность решить несколько задач развития. По  сути, понятие «интегрированное занятие» рассматривается более широко, чем некая организованная форма обучения детей, имеющая фиксированное время и место в режиме дня.

  В форме интегрированных занятий целесообразно проводить  обобщающие занятия, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких разделов.

  В процессе проведения интегрированных занятий используются различные методы и приемы. Наиболее эффективны – это использование игровых обучающих ситуаций.

  Интегрированные игровые занятия предполагают частую смену видов деятельности, что позволяет поддерживать необходимый уровень работоспособности и внимания даже у детей с повышенной возбудимостью.

   Использование на занятиях произведений литературы, музыки и живописи в комплексе повышает эмоциональность восприятия, помогает формировать представление о художественном образе. В свою очередь понимание художественного образа и сопоставление его с собственными чувствами и настроением актуализирует речевые высказывания детей.

   Картина, музыкальное произведение – это тот е рассказ, но не словами, а другими средствами, которые развивают образное мышление. Приобщение детей к искусству способствуют установлению ассоциаций, то есть способность предметы и явления, устанавливать посредством воображения новые связи. Музыкальные произведения обогащают эмоциональную сферу, развивают чувства эмпатии. Таким образом, рассматривание картин, слушание музыки и речевая деятельность взаимостимулируют друг друга.

   Интеграция содержания эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на детей, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданного детским воображением в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичных для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, театрально-игровой).

   Также стимулируют речевую деятельность детей игровые задания, интересные вопросы. Интегрированные занятия можно заканчивать рисованием или конструированием или же иной творческой деятельностью детей, что позволяет детям воплотить свои ощущения и чувства в видимые образы, а затем их выразить словесно при обсуждении получившейся работы.

  Основные цели интегрированных развивающих занятий:

-обогащение словаря, развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей;

-воспитание эмоциональной отзывчивости на окружающие объекты и явления;

-формирование интереса к произведениям музыки, литературы и изобразительного искусства.

Литература.

1. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации / Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научных трудов. Свердловск,1990.

2. Васюкова Н., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности / Детский сад от А до Я. 2004. №6

3. Комарова Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей/ Детский сад от А до Я. №6.2004.

4. Левченко В.В. Интеграция в учебном процессе: Уч.-метод. Пособие для студ. ф-та начального образования. Самара,2002.

5. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2008.

6. Бартош Н.Т., Савинская С.П.

Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2013.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.

Эффективные приемы, используемые для обучения чтению по следам звукового анализа и синтеза, апробированные в нашей практической логопедической работе....

презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома

презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома ...

Рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по преодолению общего недоразвития речи» для 1 класса

Рабочая программа - это важный докуметн в работе учителя - логопеда. Данная программа и календарно-тематическое планирование направлены на преодоление общего недоразвития речи у учащихся 1 класса обще...

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей подготовительной логопедической группы, имеющих общее недоразвитие речи по подготовке к школе на тему: "Что?Где?Когда?"

Цель: Определение уровня подготовленности детей к обучению в школе.Задачи:Формировать умение различать звуки  в слогах, словах.Закреплять умение определять место звука в слове.Закреплять умение в...

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей подготовительной логопедической группы, имеющих общее недоразвитие речи на тему: «Путешествие в Театр»

Цель: Развитие способностей детей средствами театрального искусства. Задачи:Коррекционно-образовательные:Обогащение словаря по теме: «Профессии в театре».Расширить представления ребёнка о театре,...

Тематические игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей средней группы с общим недоразвитием речи.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки особенностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творчес...