Рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по преодолению общего недоразвития речи» для 1 класса
рабочая программа по теме

Воробей Татьяна Вячеславовна

Рабочая программа - это важный докуметн в работе учителя - логопеда. Данная программа и календарно-тематическое планирование направлены на преодоление общего недоразвития речи у учащихся 1 класса общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_onr.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Коррекционно-развивающих занятий по преодолению общего недоразвития речи» для 1 класса

Пояснительная записка.

Основная задача логопеда общеобразовательной школы – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями развития устной речи. Именно поэтому основное внимание уделяется учащимся первых классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определённой части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования. В последнее время отмечается значительный рост числа обучающихся, отстающих в учёбе.

Число первоклассников, не готовых к усвоению чтения – 40%, к письму – 50%; испытывают трудности в общении – 10 – 15%; имеют нарушения звукопроизношения – 25%.

Одной из причин, не позволяющей ребёнку успешно обучаться уже в 1 классе является несформированность компонентов устной речи, которые в той или иной степени влияют на усвоение письма и чтения.

В результате логопедического обследования детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, выявлено, что у многих детей имеются нарушения устной речи: лексико-грамматическое недоразвитие, недостатки звукопроизношения, связной речи. Эти речевые нарушения, как правило, препятствуют успешному усвоению грамоты и могут привести к общей школьной дезадаптации. Многие дети испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, понятием числа и счётными операциями, в усвоении и понимании текстов, в логических мыслительных операциях, в понимании сложных устных и письменных речевых текстов. Неуспеваемость в школе часто вызывает в этой группе детей негативное отношение к учёбе, к любому виду деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтным ситуациям.

Нарушения устной речи у первоклассников препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программы по русскому языку и чтению в начальной школе.

При составлении учебной программы использованы пособия по коррекционной работе с обучающимися, имеющие речевые нарушения:

Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений» Москва «АРКТИ» 1999г.

Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Москва «Владос» 2001г.

Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» Москва «Владос» 1997г.

Мазанова Е.В. «Школьный логопункт» Москва «Гном» 2011г.

Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» Москва «Астрель» 2005г.

Безрукова О.А. «Грамматика русской речи» Москва 2013г.

Цель программы:

коррекция нарушений устной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении к овладению значимыми компетенциями для обучения русскому языку и чтению.

Задачи программы:

  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;
  • уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;
  • развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;
  • развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.

Коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи состоит из трёх этапов. Данная программа рассчитана на 2 учебных года.

Цель I этапа

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Задачи I этапа

  • Развитие фонематических процессов.
  • Формирование навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины.
  • Формирование готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
  • Закрепление звукобуквенных связей.
  • Коррекция дефектов произношения.
  • Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
  • Развитие внимания, памяти и мышления.
  • Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение

словарного запаса.

  • Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.

Основные направления работы

  1. Развитие звуковой стороны речи:
  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
  • коррекция дефектов произношения.
  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности;
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приёмов  самоконтроля;
  • произвольности общения и поведения.
  1. Формирование полноценных учебных умений:
  • планирование предстоящей деятельности;
  • работа в определённом темпе;
  • применение знаний в новых ситуациях.

Структура и содержание I этапа

Первый этап коррекционно-развивающего обучения продолжается с 16 сентября по 1 – 3 марта, что составляет примерно 50 – 60 занятий. Для детей с выраженным ОНР число занятий может быть увеличено на 15 – 20. Занятия проводятся в групповой форме 3 раза в неделю. Длительность занятия 35 минут (первое полугодие); 40 минут (второе полугодие).

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года

К концу первого этапа у учащихся должны быть:

  • сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
  • поставлены и отдифференцированны все звуки.
  • уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение и т.д.
  • сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных терминов.

Цель II этапа

Восполнение пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи.

Основные задачи и направления работы

  1. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
  • уточнение значения используемых синтаксических конструкций;
  • дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности;
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приёмов самоконтроля;
  • произвольности общения и поведения.
  1. Формирование полноценных учебных умений:
  • планирование предстоящей деятельности;
  • контроль за ходом своей деятельности;
  • работа в определённом темпе;
  • применение знаний в новых ситуациях.
  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Структура и содержание второго этапа

На второй этап коррекционно-развивающего обучения отводится примерно 35 – 45 занятий. Занятия проводятся в групповой форме 2 раза в неделю. Длительность занятия 40 – 45 минут.

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года

К концу второго этапа учащиеся должны научиться:

  • ориентироваться в морфологическом составе слова, т. е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
  • активно пользоваться различными способами словообразования;
  • правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;
  • передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.

Цель III этапа

Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания

Основные задачи и направления работы

1. Развитие навыков построения связного высказывания.

2. Программирование смысловой структуры высказывания.

3. Установление связности и последовательности высказывания

4. Отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях (общения: наблюдение, доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Структура и содержание третьего этапа

Коррекционно-развивающие занятия проводятся в групповой форме один раз в неделю начиная с апреля (первый год обучения) и на протяжении всего второго года обучения по методике В.К. Воробьевой. Занятие длится 45 минут. Основным содержанием работы является развитие умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними.

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года

К концу третьего этапа учащиеся должны научиться:

  • составлять предложения различных синтаксических конструкций;
  • анализировать текст:
  • определять тему рассказа (текста);
  • определять основную мысль текста;
  • определять последовательность и связность предложений в тексте;
  • устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
  • составлять план связного высказывания.

Сравнительный анализ результатов, полученных на начало и на конец года позволяет проследить динамику каждого ребёнка. Данные, полученные в ходе диагностики и наблюдений за каждым ребёнком, заносятся в речевую карту. В ходе реализации коррекционно-развивающей программы идёт тесное взаимодействие логопеда с педагогом класса. Оно заключается в информировании педагога о результатах первичной и завершающей диагностики, проявлениях положительной динамики в ходе проведения занятий.

        Приложение 1.

Календарно – тематическое планирование логопедических занятий.

29 учебных недель (87ч).

Дата

Тема занятия.

Упражнения на развитие фонематического слуха

Лексико-граммаические упражнения

ОНР

НВОНР 1

НВОНР 2

1

Дифференциация понятий: «Речь. Предложение».

Узнавание неречевых звуков.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

2

Интонационная законченность предложения. Знаки в конце предложения.

Узнавание неречевых звуков.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

3

Дифференциация понятий: «Предложение. Слово».

Узнавание неречевых звуков.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

4

Анализ простого нераспространенного  предложения.

Узнавание неречевых звуков.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

5

Анализ предложений, состоящих из трех слов без предлогов.  

Узнавание неречевых звуков.

Существительные мужского и женского рода.

6

Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами.  

Узнавание неречевых звуков.

Существительные мужского и женского рода.

7

Анализ предложений, состоящих из четырех слов с предлогами.  

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

Существительные мужского и женского рода.

8

Закрепление. Обучающий диктант.

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

Существительные мужского и женского рода.

9

Деление слов на слоги. Дифференциация понятий: «Слово. Слог».

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

Ед. и мн. число существительных м. и ж. рода.

10

Слогообразующая роль гласных звуков.

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

Ед. и мн. число существительных м. и ж. рода.

11

Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

Ед. и мн. число существительных м. и ж. рода.

12

Ударение.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Ед. и мн. число существительных м. и ж. рода.

13

Дифференциация звуков речи и других звуков. Звуковой состав слов.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Ед. и мн. число существительных м. и ж. рода.

14

Звуковой анализ слов типа «мак».

Различение слов, близких по звуковому составу.

Существительные, которые употребляются только в ед. числе.

15

Слоговой и звуковой анализ слов типа «луна».

Различение слов, близких по звуковому составу.

Существительные, которые употребляются только во мн. числе.

16

Слоговой и звуковой анализ слов типа «машина».

Различение слов, близких по звуковому составу.

Глаголы настоящего времени в ед. и мн. числе.

17

Слоговой и звуковой анализ слов типа «кошка».

Различение слов, близких по звуковому составу.

Глаголы настоящего времени в ед. и мн. числе.

18

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Глаголы прошедшего времени м. и ж. рода..

19

Обучающий диктант.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Глаголы несовершенного и совершенного вида.

20

Обобщающее занятие.

Дифференциация слогов.

Существительные м. и ж. рода ед числа в В. падеже.

21

Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале слова.

Дифференциация слогов.

Существительные м. и ж. рода ед числа в В. падеже.

22

Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в конце слова.

Дифференциация слогов.

Существительные м. и ж. рода ед числа в Р. падеже.

23

Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова.

Дифференциация слогов.

Существительные м. и ж. рода ед числа в Р. падеже.

24

Слоговой и звуковой анализ слов различной слоговой структуры.

Дифференциация слогов.

Существительные м. и ж. рода ед числа в Д. падеже.

25

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

Дифференциация слогов.

Существительные м. и ж. рода ед числа в Тв. падеже.

26

Обучающий диктант.

Дифференциация слогов.

Существительные м. и ж. рода ед числа в Тв. падеже.

27

Дифференциация гласных и согласных звуков. Образование гласных звуков 1 ряда.

Дифференциация слогов.

Повторение.

28

Выделение гласных звуков 1 ряда из слогов и слов.

Повторение.

29

Выделение гласных звуков 1 ряда из предложений и текстов.

Существительные ср. рода.

30

Дифференциация гласных звуков 1 ряда на материале слогов и слов.

Дифференциация сущ. по родам.

31

Дифференциация понятий: «Звук. Буква».

Согласование прил. с сущ. ед. числа в роде.

32

Дифференциация понятий: «Звук. Буква».

Согласование прил. с сущ. ед. числа в роде.

33

Образование гласных 2 ряда.

Согласование прил. с сущ. ед. числа в роде.

34

Образование гласных 2 ряда.

Предлоги НА, В со значением местонахождения.

35

Выделение гласных 2 ряда из слогов и слов.

Предлоги ПОД, ЗА со значением местонахождения.

36

Выделение гласных 2 ряда из слов и предложений.

Повторение.

37

Обучающий диктант.

Повторение.

38

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в слогах и словах.

Предлоги В, ИЗ в значении направления движения.

39

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И в словах и предложениях.

Предлоги В, НА, ИЗ в других значениях.

40

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы – И  предложениях и текстах.

Предлог С в различных значениях.

41

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Закрепление.

Предлоги НА, НАД. Повторение.

42

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в слогах и словах.

Согласование прил. с сущ. мн. числа в Им. падеже.

43

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в словах и предложениях.

Мн. число сущ. ср. и м. рода.

44

Р/Р Сравнение рассказа с набором слов.

Мн. число сущ. ср. и м. рода.

45

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А – Я в предложениях и текстах.

Возвратные и невозвратные глаголы.

46

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в слогах и словах.

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

47

Р/Р Сравнение рассказа с набором предложении, не связанных между собой.  

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

48

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в словах и предложениях.

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

49

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю в предложениях и текстах.

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

50

Р/Р Сравнение рассказа с коммуникативно-слабыми предложениями.

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

51

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными. Закрепление.

Приставочные глаголы.

52

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в слогах и словах.

Приставочные глаголы.

53

Р/Р Сравнение рассказа с его деформированным вариантом.

Приставочные глаголы.

54

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в словах и предложениях.

Словообразование им. сущ.

55

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О – Ё в предложениях и текстах.

Словообразование им. сущ.

56

Р/Р Сравнение рассказа с его некомплектным вариантом.

Словообразование им. сущ.

57

Закрепление. Обучающий диктант.

Словообразование им. сущ.

58

Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.

Словообразование им. сущ.

59

Р/Р Сравнение рассказа с его некомплектным вариантом.

Словообразование им. сущ.

60

Твердые и мягкие согласные звуки перед Е

Структура и смысл предложения.

61

Твердые и мягкие согласные звуки. Закрепление.

Структура и смысл предложения.

62

Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Дождик».

Распространенные и нераспространенные предложения.

63

Обучающий диктант с грамматическим заданием.

Количество слов в предложении.

64

Анализ работ. Работа над ошибками.

Количество слов в предложении.

65

Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Как утята напугали котенка».

Количество слов в предложении.

66

Непарные твердые согласные звуки [Ж, Ш, Ц].

Количество слов в предложении.

67

Непарные мягкие согласные звуки [Ч, Щ, Й].

Сущ. с суффиксом -НИК-,

-НИЦ-.

68

Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Живая тропинка».

Сущ. с суффиксом -НИК-,

-НИЦ-.

69

Обозначение мягкости согласных Ь знаком.

Сущ. с суффиксом -ЩИК-,

-ИСТ-.

70

Обозначение мягкости согласных Ь знаком в конце слова.

Повторение.

71

Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Как медведь себя испугал».

Относительные прилагательные.

72

Обозначение мягкости согласных Ь знаком в середине слова.

Относительные прилагательные.

73

Твердые и мягкие согласные звуки. Закрепление.

Относительные прилагательные.

74

Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Еж и Маша».

Относительные прилагательные.

75

Обучающий диктант.

Относительные прилагательные.

76

Работа над ошибками. Дифференциация звуков и букв: О – У в слогах и словах.

Сравнительная степень наречий и прилагательных.

77

Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Муравей и голубка».

Сравнительная степень наречий и прилагательных.

78

Дифференциация звуков и букв: О – У в словах и предложениях.

Притяжательные прилагательные.

79

Дифференциация звуков и букв: О – У в предложениях и текстах.

Притяжательные прилагательные.

80

Р/Р Правила построения рассказа на примере текста цепной организации «Олененок».

Согласование притяжательных прил. с сущ. в роде и числе.

81

Дифференциация букв Ё – Ю в слогах и словах.

Повторение.

82

Дифференциация букв Ё – Ю в словах и предложениях.

83

Дифференциация букв Ё – Ю в предложениях и текстах.

84

Контрольное списывание.

85

Итоговый диктант с грамматическим заданием.

86

Анализ работ. Работа над ошибками.

87

Итоговое занятие.