Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
рабочая программа

Омарова Амина Курбановна

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучающихся 4 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_onr_4_klass.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                            «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

 

Рабочая программа

коррекционно-развивающих

логопедических занятий

для учащихся 4 классов

с нарушением чтения и письма,

обусловленным ОНР

   

 

Омарова А.К.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучающихся 4 класса.

Адресат: обучающиеся 4 класса с нарушением чтения и письма,

обусловленным ОНР, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических процессов для овладения полноценной учебной деятельностью.

Программа способствует решению следующих задач:

  • Совершенствовать навыки фонематического восприятия, звуковых обобщений в процессе звукового анализа и синтеза;
  • пополнять лексический запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • формировать: представления о морфологических элементах слова, навыки морфемного анализа и синтеза;
  • углублять знания о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением имени существительного, прилагательного,  глагола;
  • развивать умение осуществлять подбор родственных слов;
  • формировать навыки правописания падежных окончаний имен существительных и прилагательных;
  • совершенствовать умение строить и перестраивать предложения адекватно замыслу;
  • уточнять, развивать, совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций;
  • развивать навыки самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Рабочая программа предполагает использование следующих методических пособий для учителей-логопедов:

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001г.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  • Козырева Л.М.Комплект логопедическихтетрадей. Ярославль, 2006.
  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  • Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: уч. Пособие. М.,1995г.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М.,2007г.
  • Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии у младших школьников. (Комплект пособий), М.,2007г.
  • Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР» ТЦ «Учитель», Воронеж, 2007.

Формы организации учебного процесса: подгрупповая/ парная работа, индивидуальная работа.

Программа рассчитана на 68 часов в год  (2часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение 1 проверочной работы: диктант.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

обучающихся к концу коррекционного обучения:

Обучающиеся должны знать и уметь:

  • различать гласные и согласные звуки,  мягкие и твёрдые, звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;
  • разбирать по составу простые по структуре (корень, окончание, приставка, суффикс) слова;
  • делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;
  • различать и называть изученные части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги);
  • различать предложения по интонации;
  • устанавливать связь между словами в предложении;
  • восстанавливать деформированные предложения;
  • писать под диктовку текст из 60 слов, проверять правильность написанного;

Содержание программы:

Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Повторение изученного в 3 классе (3ч.): Текст. Предложение. Слово. Слог. Деление слов на слоги, правила переноса слов.   Ударение в слове. Ударный и безударный слог.

Состав слова. (9ч.)

Корень слова. Родственные слова. Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. Приставка. Образование новых слов. Окончание. Разбор слов по составу

Безударная гласная в слове. (2ч.)

Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов. (1ч.)

Непроизносимые согласные в корне слова. (1ч.)

Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. (1ч.)

Предлоги ().

Практическое усвоение предлогов в-на, на-над, к-от, в-из, то-из, с-со, в-у.

Дифференциация предлогов и приставок. (2ч.)

Разделительный –ь-, -ъ-

Синонимия.()

Антонимы. Подбор антонимов к словам различных частей речи. Нахождение антонимов в тексте. Синонимы. Подбор синонимов к заданным словам. Омонимы.  Многозначность слов.

Части речи. (22ч)

Имя существительное. Изменение имен существительных по числам (единственное, множественное), по родам (мужской, женский, средний), по падежам.

Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными, в роде и числе.

Глагол. Согласование существительных и глаголов в роде и числе. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем  времени. Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем  времени. Понятие о неопределенной форме глагола.

Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

Согласование количественных числительных с существительными.

Развитие связной речи.(12ч.) Составление предложений по сюжетным  картинкам, по вопросам. Составление предложений из отдельных слов (в заданной форме с нарушением последовательности). Деление сплошного текста на предложения. Составление связного текста из деформированных предложений. Редактирование текста. Составление рассказа из данных предложений. Составление рассказа по серии картинок, по опорным словам. Выборочное выписывание из текста по заданию.

 Итоговая контрольная работа (1ч)

Список подгруппы:

1. Емельянов Саша – НЧП, обусловленное ОНР;

2. Попова Оксана – НЧП, обусловленное ОНР

Для данных детей характерны нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы. Учащиеся допускают много ошибок на правописание безударных гласных в корне слова,  правописание суффиксов и приставок, допускают ошибки согласования. Учащиеся не умеют образовывать новые слова, в том числе и однокоренные, не могут проверять безударную гласную в корне. Детям трудно установить смысловую связь между родственными словами, если сходство не так явно выражено. При попытке подбора родственных слов, они подбирают слова по случайному внешнему сходству (гора – город). Но чаще всего они подменяют подбор родственных слов изменением слова по числам или падежам, называя ту или иную форму слова (гора – горы – горой).

Недостаточно развита связная речь: испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеют отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

   

Материально – техническое и информационное обеспечение:

1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  http://festival.1september.ru/

2. Психологический центр "Адалин"    http://adalin.mospsy.ru/

3. Портал "Логопеды.ru"    http://logopedy.ru/portal/

4. Логопункт.ru         http://www.logopunkt.ru/

5. Логопед.ру     http://www.logoped.ru/index.htm/

6. Логопед     http://logopediya.com/

7. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр   http://logozavr.ru/

8. Логобург     http://logoburg.com/

9. Журнал "Логопед"    http://www.logoped-sfera.ru/

10. Дефектология для Вас    http://defectus.ru/

Календарно-тематическое планирование составлено с учётом требований программы по русскому языку 4 класса и особенностей речевого развития детей данной группы, направлено на предупреждение неуспеваемости.

Содержание занятий включает дидактические игры и упражнения, развивающие как речевые навыки, так и произвольное внимание, память, мышление, творческие способности.

Календарно – тематическое планирование:

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

Повторение.  Текст.  Предложение. Слово. Слог.

1

Повторение. Деление слов на слоги.

Правила переноса слов.

1

Ударение. Ударный и безударный слог.

1

Повторение «Состав слова»

10-17

Корень. Родственные слова.

1-2

Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов

1-2

Приставка. Образование новых слов.

1-2

Окончание.

1

Разбор слов по составу. Составление слов из морфем.

1-2

Правописание безударных гласных в корне слова

2

Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов

1 – 2

Непроизносимые согласные в корне слова.

1 – 2

1 – 2

Буквы О, Ё после шипящих в корне слова.

1-2

Дифференциация предлогов и приставок.

1-2

Разделительный Ъ и Ь.

Части речи

17

Имя существительное. Изменение существительных по числам.

1

Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация существительных разного рода.

1

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа.

1

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей.

1

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного  падежей.

1

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа.

1

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога.

1

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа.

1

Имя прилагательное.

Согласование существительных и прилагательных в числе.

1

Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

1

Глагол.

Согласование существительных и глаголов в числе.

1

Согласование существительных и глаголов в роде.

1

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем  времени.

1

Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем  времени.

1

1

Понятие о неопределенной форме глагола.

1

Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

1

Однозначные и многозначные слова. Синонимия.

6

Антонимы. Подбор антонимов к словам различных частей речи.

2

Нахождение антонимов в тексте.

1

Синонимы. Подбор синонимов к заданным словам.

2

Омонимы. Многозначные слова.

1

Развитие связной речи.

Составление предложений по сюжетным картинкам. Работа по вопросам.

23

2

Составление предложений из отдельных слов (в заданной форме с нарушением последовательности)

3

Деление сплошного текста на предложения.

3

Составление связного текста из деформированных предложений.

3

 Редактирование текста. Составление рассказа из данных предложений.

3

Составление рассказа по серии картинок.

3

Составление рассказа по опорным словам.

3

 Выборочное выписывание из текста по заданию.

2

Итоговая проверочная работа (диктант)

1

Список используемой и рекомендуемой литературы:

  • Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)
  • Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.
  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  • Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  • Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996
  • Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2007г.
  • Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  • Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей  от 6  до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.
  • Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.
  • Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
  • Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии.  Конспекты занятий для логопедов. М.,2006.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи.

Комбинированное занятие, направленное на обощение знаний о гласных звуках и буквах. В занятии раскрыты приемы сравнения звуков и букв Ш и Щ на слух и по начертанию....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА    «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР»   для учащихся 5-6 классов. Срок реализации...

"Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся"

Коррекционно-развивающая программа "Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи" составлена для учащихся вторых классов с с нарушениями чтен...