Программа «Нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи»
рабочая программа
«Нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 952.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | логопедия |
Название | «Нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи» |
Класс | 1,2,3,4 |
Учебный год | 2024-2025 |
Срок реализации программы | 1 год |
Учитель (ФИО) | Королёва Татьяна Игоревна |
г. Салехард
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «Обдорская гимназия» (ООП НОО), инструктивным письмом об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова от 14.11.2000г.
В группы включаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)[1] и дети-инвалиды, имеющие трудности в обучении, по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), по решению школьного психолого-педагогического консилиума (ППк) и/или согласно индивидуальной программы реабилитации детей-инвалидов (ИПР) с письменного согласия родителей (законных представителей).
Курс коррекционно-развивающих занятий создает условия для коррекции и развития познавательной сферы, формирует стремление к размышлению и поиску, вызывает у детей чувство уверенности в своих силах и возможностях своего интеллект
Цели курсов:
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: — уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
3. Формирование связной речи;
4. Формирование полноценных учебных умений;
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
Нормативные документы
1 | Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48). |
2 | Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам начального, основного общего и среднего образования». |
3. | Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 г. № З-75 «Об утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющую образовательную деятельность». |
4. | Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000г. № 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений». |
5. | Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.08.2020 г. 3 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». |
6. | Приказ Минпросвещения от 24 ноября 2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ». |
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане МАОУ «Обдорская гимназия» г. Салехард данная программа является частью программы коррекционной работы основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и частью адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития (АООП ЗПР).
Программа рассчитана для детей, имеющих заключение: «ОНР II уровня», «ОНР III уровня», «ОНР IV уровня».
Данная программа является частью программы коррекционной работы основной образовательной программы начального общего образования.
В учебном плане МАОУ «Обдорская гимназия» г. Салехард на изучение предмета «ОНР» в 1 - 4 классах выделяется 270 часов, в связи с тем, что
- 2 класс –90 часов (3 часа в неделю, 34 учебных недели)
- 3 класс - 90 часов (3 часа в неделю, 34 учебных недели)
- 4 класс - 90 часов (3 часа в неделю, 34 учебных недели)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры учебного курса - формирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания, мотивов, реализующих потребность в социально значимой и социально-оцениваемой деятельности.
Личностные результаты:
У учащихся должны быть сформированы:
-понимание важности нового социального статуса «ученик»;
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к логопедическим занятиям и принятия образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
-понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);
-адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
-осознание языка как основного средства общения людей.
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
-организовывать своё рабочее место под руководством учителя-логопеда;
-осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
-правильно произносить звуки речи;
-различать понятия «звук» и «буква»;
-определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);
-понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;
-сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
-объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;
-объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й’] на письме;
-распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки, и буквы;
-обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;
-определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);
-определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;
-различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;
-различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
-интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
-правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
-выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
-различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
-выполнять основные гигиенические требования при письме.
2 класс
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические задания, поданные в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию познавательных УУД, расширению кругозора, развитию познавательных способностей, и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе.
Совершенствование произносительной стороны речи (10 ч.)
Развитие осознанного звукового анализа и навыка контроля за произношением звуков, имеющихся в речи детей. Формирование артикуляторной базы. Коррекция дефектов произношения. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, во фразах. Употребление поставленных звуков во всех ситуациях общения. Формирование умения дифференцировать звуки на слух и в речи с опорой на акустические и артикуляционные признаки (звонкие – глухие, твердые – мягкие, свистящие – шипящие и другие). Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений, навыков произношения слов сложного слогового состава.
Восполнение пробелов в развитии навыков языкового анализа и синтеза (60 ч.)
Слово. Предложение. Текст.
Дифференциация понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение», «текст». Понятие о предложении. Деление текста на предложения. Интонационная законченность предложения. Знаки препинания. Правила написания предложения. Заглавная буква в начале предложения, именах собственных и кличках животных. Заглавная буква в географических названиях.
Гласные звуки и буквы.
Гласные звуки. Признаки и символы гласных звуков. Буквы гласных звуков. Гласные буквы Я, Ё, Ю, Е. Сходство и различие гласных I и II ряда. Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. Гласные буквы: А - Я, О – Ё, У – Ю, Ы- И, Э - Е в слогах, словах, предложениях. Правописание буквосочетаний «жи-ши, ча-ща, чу-щу».
Буква мягкий знак.
Обозначение мягкости согласных буквой мягкий знак в конце и в середине слова. Два способа обозначения мягкости согласных на письме.
Понятие о разделительном мягком знаке. Разделительный мягкий знак в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака. Фонетический разбор слов с мягким знаком.
Согласные звуки.
Признаки согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Буквы согласных звуков. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные согласные. Характеристика согласных звуков.
Звуко -буквенный и слоговой анализ и синтез слов. Ударение.
Звуко -буквенный анализ и синтез слов. Фонетический разбор слова. Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Слогообразующая роль гласных. Смыслоразличительная роль ударения. Слого-ритмическая схема слова. Деление слов на слоги. Деление слов для переноса. Слова сложной слоговой структуры. Ударные и безударные гласные. Проверка безударной гласной в корне слова. Понятие об однокоренных родственных словах. Ознакомление с морфемным составом слова.
Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
Сходство и различие парных согласных. Обозначение звуков соответствующей буквой. Дифференциация парных согласных: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С в слогах, словах, предложениях, текстах. Оглушение парных звонких согласных в слове. Способы проверки парных согласных. Непарные глухие согласные X Ц Ч Щ. Дифференциация звуков, обозначающихся буквами Ч-Щ-Ц. Дифференциация звуков [Ч' - Т']. Дифференциация звуков [Ц - С']. Дифференциация звуков [Щ' - С']. Дифференциация звуков [Й' - Л']. Буквы Й-Л.
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство. (12ч.)
Темы данного раздела включаются в календарно-тематический план при наличии специфических ошибок в письменных работах обучающихся.
Дифференциация букв по оптическому и кинетическому сходству: О-А, И-У, Б-Д, П-Т, Л-М, И-Ш, Ш-Щ, Ж-Х, И-Й, Э-Е, 3-Э, 3-Е, К-Н, И-Ц, Ц-Щ.
Совершенствование лексико-грамматических средств языка и связной речи (6ч.)
Расширение и уточнение словарного запаса по темам «Фрукты, ягоды», «Овощи», «Осень», «Деревья», «Грибы», «Человек», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Зима», «Времена и месяцы года», «Время», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Зоопарк», «Одежда», «Головные уборы», «Обувь»; «Продукты питания», «Посуда», «Мебель», «Весна», «Перелетные птицы», «Насекомые», «Цветы». Развитие и уточнение пространственных представлений. Закрепление и активизация в речи предлогов: В–ИЗ, НА–С (СО), НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ. Схемы предлогов. Предложно-падежное управление. Различение приставок и предлогов. Ознакомление с морфемным составом слова.
Обогащение и закрепление словаря разными частями речи. Антонимы. Синонимы. Многозначные слова. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. Словообразование. Образование качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Приставочный и суффиксальный способы образования слов. Словоизменение имен существительных в единственном и множественном числе. Развитие понимания логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами. Отработка согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Согласование существительных с глаголами. Практическое освоение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Составление предложений по картинкам. Составление полных ответов на вопрос. Работа с деформированным предложением. Конструирование предложений, по опорным словам, по заданным схемам. Распространение предложений за счет введения имен прилагательных и однородных членов. Пересказ текста. Последовательный пересказ. Пересказ описательного текста. Выборочный пересказ. Составление описательного рассказа. Составление повествовательного рассказа с опорой на картинно-графические планы и по вопросам. Составление повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Совершенствование произносительной стороны речи. | 10 ч. |
2. | Восполнение пробелов в развитии навыков языкового анализа и синтеза. | 60 ч. |
3. | Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство. | 12 ч. |
4. | Совершенствование лексико-грамматических средств языка и связной речи. | 6 ч. |
Итого: | 88 ч. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел, модуль, тема | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
Неречевые звуки. Звуки речи. | 1 | 15.09 | ||
Выделение звука из потока звуков | 1 | 18.09 | ||
Проектная деятельность. Логопедический проект «Превращение слов». Установление различительной роли звука | 1 | 20.09 | ||
Установление различительной роли звука. | 1 | 22.09 | ||
Место звука в слове. | 1 | 25.09 | ||
Проектная деятельность. Логопедический проект «Живая Азбука». Слог и слово. | 1 | 27.09 | ||
Слог и слово. | 1 | 29.09 | ||
Слог и слово. Проектная деятельность. Логопедический проект «Живая Азбука» | 1 | 02.10 | ||
Слово и словосочетание | 1 | 04.10 | ||
Предложение и текст | 1 | 06.10 | ||
Интонационная законченность предложения | 1 | 09.10 | ||
Заглавная буква в именах людей, кличках животных | 1 | 11.10 | ||
Заглавная буква в географических названиях. | 1 | 13.10 | ||
Гласные звуки и буквы | 1 | 16.10 | ||
Гласные буквы 1 и 2 ряда. | 1 | 18.10 | ||
Сходство и различие гласных 1 и 2 ряда | 1 | 20.10 | ||
Согласные звуки. | 1 | 23.10 | ||
Согласные твердые и мягкие | 1 | 25.10 | ||
Согласные звонкие и глухие | 1 | 27.10 | ||
Характеристика звука. | 1 | 30.10 | ||
Гласные буквы А - Я | 1 | 01.11 | ||
Правописание буквосочетаний (ча-ща) | 1 | 03.11 | ||
Гласные буквы О – Ё. | 1 | 15.11 | ||
Гласные буквы У - Ю | 1 | 17.11 | ||
Проектная деятельность. Логопедический проект «Пишем письмо». Правописание буквосочетаний (чу-щу). | 1 | 20.11 | ||
Правописание буквосочетаний (чу-щу). | 1 | 22.11 | ||
Контроль. | 1 | 24.11 | ||
Закрепление. Проверочная работа | 1 | 27.11 | ||
Гласные буквы Ы - И | 1 | 29.11 | ||
Правописание буквосочетаний (жи-ши). | 1 | 01.12 | ||
Гласные буквы Э – Е. | 1 | 04.12 | ||
Диктант. | 1 | 06.12 | ||
Буква мягкий знак в конце слова | 1 | 08.12 | ||
Буква мягкий знак в середине слова | 1 | 11.12 | ||
Разделительный мягкий знак | 1 | 13.12 | ||
Тестирование по теме «Мягкий знак». | 1 | 15.12 | ||
Словообразование притяжательных прилагательных | 1 | 18.12 | ||
Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака | 1 | 20.12 | ||
Закрепление. | 1 | 22.12 | ||
Буква мягкий знак в конце слова | 1 | 25.12 | ||
Буква мягкий знак в середине слова | 1 | 27.12 | ||
Разделительный мягкий знак | 1 | 12.01 | ||
Тестирование по теме «Мягкий знак». | 1 | 15.01 | ||
Словообразование притяжательных прилагательных | 1 | 17.01 | ||
Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака | 1 | 19.01 | ||
Закрепление. | 1 | 22.01 | ||
Буква мягкий знак в конце слова | 1 | 24.01 | ||
Буква мягкий знак в середине слова | 1 | 26.01 | ||
Защита проекта «Превращение слов». | 1 | 29.01 | ||
Звуко-буквенный анализ и синтез слов | 1 | 31.01 | ||
Слоговой анализ и синтез слов | 1 | 02.02 | ||
Слого-ритмическая структура слова | 1 | 05.02 | ||
Ударение. | 1 | 07.02 | ||
Ударный слог. | 1 | 09.02 | ||
«Помогает ли ударение различать слова?» | 1 | 12.02 | ||
Ударение как средство смыслового различения слов. | 1 | 14.02 | ||
Ударные и безударные гласные | 1 | 16.02 | ||
Безударная гласная в корне слова | 1 | 19.02 | ||
Родственные слова | 1 | 21.02 | ||
Однокоренные (родственные) слова. | 1 | 26.02 | ||
Проектная деятельность. Логопедический проект «Словарь однокоренных слов». | 1 | 28.02 | ||
Безударная гласная в корне слова. Опасные места. | 1 | 02.03 | ||
Правописание слов с безударными гласными в корне слова. | 1 | 05.03 | ||
Способы проверки безударных гласных в корне слова. | 1 | 07.03 | ||
Диктант «Весна» | 1 | 09.03 | ||
Защита проекта «Словарь однокоренных слов». | 1 | 12.03 | ||
Защита проекта «Живая Азбука» | 1 | 14.03 | ||
Звуки [б-б'],[п-п']. | 1 | 16.03 | ||
Буквы Б - П | 1 | 28.03 | ||
Звуки [г–г'],[к–к']. | 1 | 30.03 | ||
Буквы Г - К | 1 | 02.04 | ||
Звуки[в-в'], [ф-ф']. | 1 | 04.04 | ||
Буквы В - Ф | 1 | 06.04 | ||
Звуки [д–д'], [т–т']. | 1 | 09.04 | ||
Буквы Д - Т | 1 | 11.04 | ||
Звуки [з–з'], [с–с']. | 1 | 13.04 | ||
Буквы З - С | 1 | 16.04 | ||
Звуки [ж – ш]. | 1 | 18.04 | ||
Буквы Ж – Ш. | 1 | 20.04 | ||
Обобщение по теме «Парные согласными в корне слова» | 1 | 23.04 | ||
Выделение парных звуков в словах. | 1 | 25.04 | ||
Оглушение парных звонких согласных в словах | 1 | 27.04 | ||
Диктант «Родник». | 1 | 30.04 | ||
Работа над ошибками | 1 | 02.05 | ||
Итоговое тестирование | 1 | 04.05 | ||
Работа над ошибками. | 1 | 07.05 | ||
Защита проекта «Пишем письмо». | 1 | 11.05 | ||
Повторение изученного. | 1 | 14.05 | ||
Повторение изученного. | 1 | |||
Итоговое занятие | 1 |
3 класс
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические задания, поданные в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию познавательных УУД, расширению кругозора, развитию познавательных способностей, и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе.
Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов
-Развитие фонематического восприятия, то есть, дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
-Развитие слогового и звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным).
Учитывая то, что у детей с общим недоразвитием (элементами недоразвития) речи остаются несформированными неречевые процессы, такие, как мыслительные операции, слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, мелкая моторика и др., на протяжении всей коррекционной работы в содержание занятий включаются задания, направленные на их развитие.
Формирование фонетико-фонематических представлений, развитие фонематического анализа и синтеза слов различной слоговой структуры ()
Формирование понятий «предмет», «действие предмета», «признак предмета». Практическое различение слов-предметов, слов-действий и слов-признаков. Количественный рост словаря. Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний). Наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов. Практическое овладение простейшими формами словообразования и словоизменения.
Формирование связной речи (63 ч.)
Работа над предложением. Формирование понятия «предложение». Распространение предложения. Овладение практическими способами словообразования и управления. Формирование представления о семантическом и грамматическом значении предлогов. Формирование умения правильно пользоваться предлогами и писать их. Формирование умения чётко и последовательно передавать содержание услышанного. Обучение последовательному пересказу, рассказу–описанию, краткому, выборочному и творческому пересказу, устному сочинению. Развитие фантазии, творческого мышления.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов | 6 ч. |
2. | Формирование фонетико-фонематических представлений, развитие фонематического анализа и синтеза слов различной слоговой структуры | 21 ч. |
3. | Формирование связной речи | 63 ч. |
Итого: | 90 ч. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел, модуль, тема | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
Вводное занятие. Учись учиться. | 1 | 15.09 | ||
Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия | 1 | 18.09 | ||
Ориентировка в схеме собственного тела. | 1 | 20.09 | ||
Уточнение пространственных взаимоотношений | 1 | 22.09 | ||
Уточнение временных представлений | 1 | 25.09 | ||
Уточнение временных представлений. | 1 | 27.09 | ||
Речь устная и письменная. | 1 | 29.09 | ||
Текст. Предложение. Дифференциация понятий. | 1 | 02.10 | ||
Предложение. Слово. Дифференциация понятий. | 1 | 04.10 | ||
Слово. | 1 | 06.10 | ||
Звуки и буквы. | 1 | 09.10 | ||
Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | 11.10 | ||
Гласные и согласные. | 1 | 13.10 | ||
Произносительный комплекс слог-слияние. | 1 | 16.10 | ||
Ударение. | 1 | 18.10 | ||
Ударение. | 1 | 20.10 | ||
Безударные гласные | 1 | 23.10 | ||
Односложные слова. | 1 | 25.10 | ||
Односложные слова. | 1 | 27.10 | ||
Односложные слова. | 1 | 30.10 | ||
Односложные слова. | 1 | 01.11 | ||
Двухсложные слова. | 1 | 03.11 | ||
Двухсложные слова с прямыми слогами | 1 | 15.11 | ||
Двухсложные слова со стечением согласных | 1 | 17.11 | ||
Трёхсложные слова. | 1 | 20.11 | ||
Трёхсложные слова. | 1 | 22.11 | ||
Слова разной слоговой структуры | 1 | 24.11 | ||
Гласные а – я. | 1 | 27.11 | ||
Гласные о – ё. | 1 | 29.11 | ||
Гласные у – ю. | 1 | 01.12 | ||
Гласные э – е. | 1 | 04.12 | ||
Гласные ы – и. | 1 | 06.12 | ||
Смягчение согласных с помощью Ь. | 1 | 08.12 | ||
Смягчение согласных с помощью Ь. | 1 | 11.12 | ||
Смягчение согласных с помощью Ь. | 1 | 13.12 | ||
Разделительный Ь | 1 | 15.12 | ||
Разделительный Ь | 1 | 18.12 | ||
Разделительный Ъ | 1 | 20.12 | ||
Контрольно-тренировочные упражнения. | 1 | 22.12 | ||
Контрольная работа Тема «Фонетика». | 1 | 25.12 | ||
Алфавит. | 1 | 27.12 | ||
Слоговой состав слова. Алфавит. | 1 | 12.01 | ||
Слова разной слоговой структуры. | 1 | 15.01 | ||
Состав слова, корень слова. | 1 | 17.01 | ||
Состав слова. | 1 | 19.01 | ||
Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | 22.01 | ||
Корень. Родственные слова. | 1 | 24.01 | ||
Безударные гласные в корне. | 1 | 26.01 | ||
Безударные гласные в корне. | 1 | 29.01 | ||
Состав слова. Окончание | 1 | 31.01 | ||
Состав слова. Приставка. | 1 | 02.02 | ||
Состав слова. Приставка. | 1 | 05.02 | ||
Состав слова. Приставка. | 1 | 07.02 | ||
Состав слова. Суффиксы | 1 | 09.02 | ||
Состав слова. Суффиксы | 1 | 12.02 | ||
Состав слова. Суффиксы | 1 | 14.02 | ||
Состав слова. | 1 | 16.02 | ||
Состав слова. | 1 | 19.02 | ||
Состав слова. | 1 | 21.02 | ||
Состав слова. Сложные слова. | 1 | 26.02 | ||
Слова, обозначающие предметы | 1 | 28.02 | ||
Слова, обозначающие действия предметов | 1 | 02.03 | ||
Слова, обозначающие признаки предметов | 1 | 05.03 | ||
Управление слов в предложении. Винительный падеж. | 1 | 07.03 | ||
Управление слов в предложении. Родительный падеж. | 1 | 09.03 | ||
Управление слов в предложении. Дательный падеж. | 1 | 12.03 | ||
Закрепление падежных форм. Распространение предложения. | 1 | 14.03 | ||
Контрольно-тренировочные упражнения | 1 | 16.03 | ||
Предлоги. | 1 | 28.03 | ||
Предлоги. | 1 | 30.03 | ||
Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения | 1 | 02.04 | ||
Предложение (утвердительное, вопросительное, восклицательное) | 1 | 04.04 | ||
Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений. | 1 | 06.04 | ||
Предложение. Восстановление деформированных предложений | 1 | 09.04 | ||
Предложение. Восстановление деформированных предложений | 1 | 11.04 | ||
Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. | 1 | 13.04 | ||
Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. | 1 | 16.04 | ||
Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. | 1 | 18.04 | ||
Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам. | 1 | 20.04 | ||
Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы. | 1 | 23.04 | ||
Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки | 1 | 25.04 | ||
Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий. | 1 | 27.04 | ||
Краткий пересказ. Составление плана пересказа. | 1 | 30.04 | ||
Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа. | 1 | 02.05 | ||
Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа. | 1 | 04.05 | ||
Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам. | 1 | 07.05 | ||
Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием опорных слов. | 1 | 11.05 | ||
Составление рассказа по картине и готовому началу. | 1 | 14.05 | ||
Мониторинг развития устной и письменной речи | 1 | 16.05 | ||
Повторение изученного материала за учебный год | 1 | 18.05 |
4 класс
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические задания, поданные в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию познавательных УУД, расширению кругозора, развитию познавательных способностей, и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе.
Обследование устной и письменной речи (4 ч.)
Предложение. Слово. Развитие анализа структуры предложения (15 ч.)
Предложение. Слово. Формирование навыка грамматического оформления предложения, определение границ предложения. Главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Количественный и последовательный анализ предложений. Предлоги. Значение, правописание.
Фонетический разбор слов. Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных II ряда и мягкого знака. Разделительные Ъ и Ь знаки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Формирование навыков фонетического анализа слов, слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Закрепление навыка переноса слов. Словесное ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные в слове. Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных II ряда и мягкого знака. Разделительные Ъ и Ь знаки.
Орфография. (18 ч.)
Правописание проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова. Обогащение лексического запаса.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов и перед согласными в корне; непроизносимых согласных; удвоенных согласных. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие фонематического восприятия и представлений.
Морфология и правописание. (46 ч.)
Имя существительное как части речи. Склонение имён существительных. Обогащение словаря. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Имя числительное. Наречие. Имя прилагательное как части речи. Склонение имён прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Глагол как части речи. Изменение глаголов по числам и временам. Согласование имён существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица ед. ч. Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице. Правописание глаголов с частицей НЕ.
Повторение изученного материала за учебный год (7 часов)
Обобщение и систематизация знаний о правописании орфограмм в словах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Обследование устной и письменной речи | 4 ч. |
2. | Предложение. Слово. Развитие анализа структуры предложения | 15 ч. |
3. | Орфография | 18 ч. |
4. | Морфология и правописание | 46 ч. |
5. | Повторение изученного материала за учебный год | 7 ч. |
Итого: | 90 ч. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел, модуль, тема | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
Обследование устной и письменной речи | 1 | 15.09 | ||
Обследование устной и письменной речи | 1 | 18.09 | ||
Обследование устной и письменной речи | 1 | 20.09 | ||
Обследование устной и письменной речи | 1 | 22.09 | ||
Предложение. | 1 | 25.09 | ||
Слово. Проектная деятельность. Логопедический проект «От буквы к слову» | 1 | 27.09 | ||
Предложение. Слово. | 1 | 29.09 | ||
Грамматическое оформление предложения. Оформление границ предложения | 1 | 02.10 | ||
Главные члены предложения. | 1 | 04.10 | ||
Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | 06.10 | ||
Главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | 09.10 | ||
Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении | 1 | 11.10 | ||
Количественный и последовательный анализ предложений на слова | 1 | 13.10 | ||
Количественный и последовательный анализ предложений на слова. Члены предложения. | 1 | 16.10 | ||
Предлоги. Значение, правописание. | 1 | 18.10 | ||
Раздельное написание предлогов. | 1 | 20.10 | ||
Защита проекта «От буквы к слову». | 1 | 23.10 | ||
Контрольная работа № 1 по теме: «Предложение». | 1 | 25.10 | ||
Фонетический разбор слов | 1 | 27.10 | ||
Гласные и согласные звуки и буквы. Фонетический разбор слов | 1 | 30.10 | ||
Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры | 1 | 01.11 | ||
Правила переноса слов | 1 | 03.11 | ||
Правила переноса слов. Ударение. | 1 | 15.11 | ||
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные в слове | 1 | 17.11 | ||
Гласные I и II рядов. Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных II ряда | 1 | 20.11 | ||
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака | 1 | 22.11 | ||
Разделительный Ь знак | 1 | 24.11 | ||
Правописание слов с Ь знаком | 1 | 27.11 | ||
Разделительный Ъ знак. | 1 | 29.11 | ||
Правописание слов с Ъ знаком. | 1 | 01.12 | ||
Контрольная работа № 2 по теме «Фонетический разбор слов» | 1 | 04.12 | ||
Правописание проверяемых гласных в корне слова | 1 | 06.12 | ||
Правописание непроверяемых безударных в корне слова | 1 | 08.12 | ||
Правописание парных звонких согласных в корне | 1 | 11.12 | ||
Правописание парных глухих согласных в корне | 1 | 13.12 | ||
Непроизносимые согласные | 1 | 15.12 | ||
Непроизносимые согласные | 1 | 18.12 | ||
Удвоенные согласные | 1 | 20.12 | ||
Удвоенные согласные | 1 | 22.12 | ||
Дифференциация предлогов и приставок | 1 | 25.12 | ||
Дифференциация предлогов и приставок | 1 | 27.12 | ||
Дифференциация предлогов и приставок | 1 | 12.01 | ||
Контрольная работа № 3 по теме: «Правописание корневых орфограмм» | 1 | 15.01 | ||
Имя существительное. | 1 | 17.01 | ||
Род, число имен существительных. | 1 | 19.01 | ||
Склонение имён существительных. | 1 | 22.01 | ||
Окончания имен существительных. | 1 | 24.01 | ||
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | 26.01 | ||
Имя прилагательное. | 1 | 29.01 | ||
Склонение имён прилагательных. | 1 | 31.01 | ||
Род, число имен прилагательных. | 1 | 02.02 | ||
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | 1 | 05.02 | ||
Глагол. | 1 | 07.02 | ||
Времена глагола. | 1 | 09.02 | ||
Изменение глаголов по числам и временам | 1 | 12.02 | ||
Согласование имён существительных и глаголов прошедшего времени в роде | 1 | 14.02 | ||
Согласование имён существительных и глаголов прошедшего времени в числе | 1 | 16.02 | ||
Спряжение глаголов. | 1 | 19.02 | ||
Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | 21.02 | ||
Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица ед. ч. | 1 | 26.02 | ||
Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице | 1 | 28.02 | ||
Правописание глаголов с частицей НЕ | 1 | 02.03 | ||
Правописание суффиксов глаголов | 1 | 05.03 | ||
Словообразование глаголов | 1 | 07.03 | ||
Глагол в предложении | 1 | 09.03 | ||
Контрольная работа № 4 по теме: «Морфология» | 1 | 12.03 | ||
Проектная деятельность. Логопедический проект «Части речи» | 1 | 14.03 | ||
Наречие | 1 | 16.03 | ||
Как образуются наречия | 1 | 28.03 | ||
Правописание гласных на конце наречий | 1 | 30.03 | ||
Морфологический разбор наречий | 1 | 02.04 | ||
Мягкий знак на конце наречий после шипящих | 1 | 04.04 | ||
Диктант. Тема: гласные на конце наречий; мягкий знак на конце слов после шипящих | 1 | 06.04 | ||
Имя числительное | 1 | 09.04 | ||
Изменение имён числительных | 1 | 11.04 | ||
Слитное и раздельное написание числительных | 1 | 13.04 | ||
Правописание мягкого знака в именах числительных | 1 | 16.04 | ||
Защита проекта «Части речи». | 1 | 18.04 | ||
Повторяем правила правописания мягкого знака в словах | 1 | 20.04 | ||
Сложное предложение | 1 | 23.04 | ||
Как связаны части сложносочинённого предложения. | 1 | 25.04 | ||
Знаки препинания в сложном предложении | 1 | 27.04 | ||
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | 30.04 | ||
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | 02.05 | ||
Списывание. Тема: правописание слов в словосочетаниях | 1 | 04.05 | ||
Повторение изученного материала за учебный год | 1 | 07.05 | ||
Повторение изученного материала за учебный год | 1 | 11.05 | ||
Итоговый контрольный диктант | 1 | 14.05 | ||
Мониторинг развития устной и письменной речи | 1 | 16.05 | ||
Повторение изученного материала за учебный год | 1 | 18.05 |
[1] Дети с ОВЗ — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это детиинвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьмиинвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легкоустранимых трудностей до постоянных отклонений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи.
Комбинированное занятие, направленное на обощение знаний о гласных звуках и буквах. В занятии раскрыты приемы сравнения звуков и букв Ш и Щ на слух и по начертанию....
Календарно-тематическое планирование с группой учащихся 2-го класса с диагнозом: нарушение письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи.
Календарно тематическое планирование для группы учащихся 2 -го класса с диагнозом: нарушение письма и чтения,обусловленное общим недоразвитием речи....

Проект: «Предупреждение нарушений письма и чтения у первоклассников с общим недоразвитием речи»
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения з...

Рабочая программа «Дисграфия смешенного вида обусловленная общим недоразвитием речи»
Рабочая программа «Дисграфия смешенного вида обусловленная общим недоразвитием речи» для учащихся 2-4 классов...
"Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся"
Коррекционно-развивающая программа "Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи" составлена для учащихся вторых классов с с нарушениями чтен...
Пропедевтика нарушений письма и чтения, обусловленных общим недоразвитием речи.
Аннотация Рабочая программа «ПРОПЕДЕВТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ» 1 КЛАСС, ОНР/НвОНР на 2018-2019 учебный год.В сис...

Рабочая программа коррекционного курса «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи, обусловленных общим недоразвитием речи»
Рабочая программа коррекционного курса «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи, обусловленных общим недоразвитием речи» КТП...

