Конспект занятия в группе младших школьников с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР
план-конспект

Сайфуллина Светлана Степановна

  Тема занятия. Однокоренные слова. Лексическая тема "Осень".

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА, ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Тема занятия. Однокоренные слова. Лексическая тема «Осень».                                                                        

Цель.  Обогащение словаря, развитие навыков правильного согласования слов в словосочетании и предложении в устной и письменной речи.

Задачи:

пополнить и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов, в том числе за счёт однокоренных слов, относящихся к разным частям речи; развивать навык согласования существительных и прилагательных с количественными числительными;

формировать навык самоконтроля при письме;  

развивать речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Материал: предметные картинки «Деревья»; листья разных деревьев: клёна, дуба, ивы, берёзы, осины, тополя; индивидуальные карточки с заданиями;  табличка-памятка «Проверь написанное!» с окончаниями имён прилагательных:

«Если какая? –  то -ая, -яя;

Если какой? – то -ый, -ий или –ой;

Если какое? – то -ее, -ое;

Если какие? – то -ые, -ие».

Ход занятия

I.Оргмомент

– Правильно ли говорят: «Ноябрь – последний месяц осени». «Ноябрь – предзимний месяц»?

– Какое слово не подходит и почему? (Вспоминаем признаки однокоренных слов).

Осень, осенний, синий;

дождь, дождливый, дождевик, подожди.

– Скажи по-другому (образуй однокоренные слова):

месяц осени – (месяц (какой?) осенний);                

погода осенью – (погода (какая?) осенняя);

ненастье осенью – (ненастье (какое?) осеннее)

(уточнение значения слова ненастье  – пасмурная, дождливая погода, запись слова на доске;

дни осени – (дни (какие?) осенние).

 II. Объявление темы занятия

– Мы продолжим изучение темы «Однокоренные слова», вспомним слова-предметы (имена существительные), слова-признаки (имена прилагательные), слова-действия (глаголы) и в конце осени ещё немножко поговорим про это время года.

III. «Подбери признак». Согласование имён прилагательных с именами существительными

Работа на доске и в тетрадях. Самоконтроль с использованием табличек-памяток.

– В левый узкий столбик записываем слова-предметы (уточняется вопрос), а в правый широкий – слова-признаки (вспоминаем, на какие вопросы они отвечают):

осень                ранняя, золотая, поздняя;

небо                хмурое, серое, низкое, облачное;

дожди        мелкие, холодные, частые, затяжные.

– Вспомним слова-действия. Что делает небо? (Хмурится, потому что хмурое).

Что делают дожди? (Идут, моросят, льют, накрапывают).

IV. Работа над дикцией

Чтение слогов, написанных на доске:

взма-взма-взма – хоровое и индивидуальное проговаривание, сопровождающееся движениями кистей рук. Договорите слово: взмах, взмахнул. Объяснение значения слова: взмах – маховое движение вверх. Чем? (рукой, крылом, веслом, ногой).

Чтение и отгадывание загадки, написанной на доске:

Рукавом взмахнул – деревья согнул (ветер).

– Добавьте в таблицу слово ветер.

– Какой ветер может согнуть деревья? Признаки ветра впишите в соответствующий столбик (сильный, резкий, порывистый).

– Прочитайте загадку с разной интонацией: с удивлением, весело, сердито, спокойно.

V. Дыхательная гимнастика, физминутка. Дети снимают обувь, встают на массажные коврики.

Вдох носом, на выдохе спокойно тянем: ввввв _______ умеренный ветер;

вдох ртом, выдох толчкообразный: ввв______  ввв _______ ввв ______ порывистый ветер.

Что делает ветер? (Дует, налетает, сгибает, качает (деревья), срывает (листья) и т.д.).

Покажите, как качаются от ветра высокие деревья. (Поднимаются  на носочки, тянутся вверх, вытягивая позвоночник, раскачиваются вправо, влево).

Ветер сорвал листья и разбросал их повсюду. Найдите  одинаковые листья. Скажите, с какого дерева и какой лист, посчитайте их. Правой рукой посчитаем тополиные листья 1(2, 3, 4, 5); левой рукой – ивовые (берёзовые, дубовые, осиновые – на выбор).

VI. Заключительная часть.

– Прочитайте все слова-предметы (имена существительные) и сделайте вывод, что можно описать с их помощью. (Погоду). Впишите это слово в соответствующий столбик. (Дети добавляют в первый столбик слово погода).

– Какая бывает погода, когда:

идёт дождь – (дождливая); какая гласная пишется в корне слова и почему?

дует ветер – (ветреная);

когда холодно – (холодная). Как напишем это слово?

– А как можно назвать такую погоду одним словом? (Ненастная). В этом слове есть непроизносимый согласный. Как его проверить? Найдите на доске однокоренное слово.

– Впишите все слова-признаки в нужный столбик самостоятельно (работа в тетрадях).

Работа по карточкам.

1.Впишите в предложения недостающие слова, пользуясь таблицей в тетрадях.

На  улице   (какая?)  осень.

Хмурится   (какое?)    (что?) .

Моросит  (какой?)  (что?) .

Дует  (какой?)   (что?) .

Стоит  (какая?)  погода.

2. Самопроверка с использованием табличек-памяток. Чтение предложений. Оценка работ.

VII. Итог занятия

1.О каких словах мы сегодня говорили? (О словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях, т.е. об именах существительных, именах прилагательных, глаголах).

2.Приведите примеры, показывающие, как дружат между собой слова (Дождь идёт, дожди идут и т.д.)

3.Какие однокоренные слова мы называли? (осень – осенний, ветер – ветреный, ива – ивовый и т.д.)

4.Для чего нужны однокоренные слова? (Они делают нашу речь правильной, богатой, выразительной).

                                        Сайфуллина Светлана Степановна

                                учитель-логопед  высшей квалификационной категории                                 МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ

Список литературы

  1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: ИД «Литера», 2003.
  2. Парамонова Л.Г. Как научить ребёнка правописанию. – СПб.: «Дельта», М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА, ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Тема занятия. Однокоренные слова. Лексическая тема «Осень».                                                                        

Цель.  Обогащение словаря, развитие навыков правильного согласования слов в словосочетании и предложении в устной и письменной речи.

Задачи:

пополнить и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов, в том числе за счёт однокоренных слов, относящихся к разным частям речи; развивать навык согласования существительных и прилагательных с количественными числительными;

формировать навык самоконтроля при письме;  

развивать речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Материал: предметные картинки «Деревья»; листья разных деревьев: клёна, дуба, ивы, берёзы, осины, тополя; индивидуальные карточки с заданиями;  табличка-памятка «Проверь написанное!» с окончаниями имён прилагательных:

«Если какая? –  то -ая, -яя;

Если какой? – то -ый, -ий или –ой;

Если какое? – то -ее, -ое;

Если какие? – то -ые, -ие».

Ход занятия

I.Оргмомент

– Правильно ли говорят: «Ноябрь – последний месяц осени». «Ноябрь – предзимний месяц»?

– Какое слово не подходит и почему? (Вспоминаем признаки однокоренных слов).

Осень, осенний, синий;

дождь, дождливый, дождевик, подожди.

– Скажи по-другому (образуй однокоренные слова):

месяц осени – (месяц (какой?) осенний);                

погода осенью – (погода (какая?) осенняя);

ненастье осенью – (ненастье (какое?) осеннее)

(уточнение значения слова ненастье  – пасмурная, дождливая погода, запись слова на доске;

дни осени – (дни (какие?) осенние).

 II. Объявление темы занятия

– Мы продолжим изучение темы «Однокоренные слова», вспомним слова-предметы (имена существительные), слова-признаки (имена прилагательные), слова-действия (глаголы) и в конце осени ещё немножко поговорим про это время года.

III. «Подбери признак». Согласование имён прилагательных с именами существительными

Работа на доске и в тетрадях. Самоконтроль с использованием табличек-памяток.

– В левый узкий столбик записываем слова-предметы (уточняется вопрос), а в правый широкий – слова-признаки (вспоминаем, на какие вопросы они отвечают):

осень                ранняя, золотая, поздняя;

небо                хмурое, серое, низкое, облачное;

дожди        мелкие, холодные, частые, затяжные.

– Вспомним слова-действия. Что делает небо? (Хмурится, потому что хмурое).

Что делают дожди? (Идут, моросят, льют, накрапывают).

IV. Работа над дикцией

Чтение слогов, написанных на доске:

взма-взма-взма – хоровое и индивидуальное проговаривание, сопровождающееся движениями кистей рук. Договорите слово: взмах, взмахнул. Объяснение значения слова: взмах – маховое движение вверх. Чем? (рукой, крылом, веслом, ногой).

Чтение и отгадывание загадки, написанной на доске:

Рукавом взмахнул – деревья согнул (ветер).

– Добавьте в таблицу слово ветер.

– Какой ветер может согнуть деревья? Признаки ветра впишите в соответствующий столбик (сильный, резкий, порывистый).

– Прочитайте загадку с разной интонацией: с удивлением, весело, сердито, спокойно.

V. Дыхательная гимнастика, физминутка. Дети снимают обувь, встают на массажные коврики.

Вдох носом, на выдохе спокойно тянем: ввввв _______ умеренный ветер;

вдох ртом, выдох толчкообразный: ввв______  ввв _______ ввв ______ порывистый ветер.

Что делает ветер? (Дует, налетает, сгибает, качает (деревья), срывает (листья) и т.д.).

Покажите, как качаются от ветра высокие деревья. (Поднимаются  на носочки, тянутся вверх, вытягивая позвоночник, раскачиваются вправо, влево).

Ветер сорвал листья и разбросал их повсюду. Найдите  одинаковые листья. Скажите, с какого дерева и какой лист, посчитайте их. Правой рукой посчитаем тополиные листья 1(2, 3, 4, 5); левой рукой – ивовые (берёзовые, дубовые, осиновые – на выбор).

VI. Заключительная часть.

– Прочитайте все слова-предметы (имена существительные) и сделайте вывод, что можно описать с их помощью. (Погоду). Впишите это слово в соответствующий столбик. (Дети добавляют в первый столбик слово погода).

– Какая бывает погода, когда:

идёт дождь – (дождливая); какая гласная пишется в корне слова и почему?

дует ветер – (ветреная);

когда холодно – (холодная). Как напишем это слово?

– А как можно назвать такую погоду одним словом? (Ненастная). В этом слове есть непроизносимый согласный. Как его проверить? Найдите на доске однокоренное слово.

– Впишите все слова-признаки в нужный столбик самостоятельно (работа в тетрадях).

Работа по карточкам.

1.Впишите в предложения недостающие слова, пользуясь таблицей в тетрадях.

На  улице   (какая?)  осень.

Хмурится   (какое?)    (что?) .

Моросит  (какой?)  (что?) .

Дует  (какой?)   (что?) .

Стоит  (какая?)  погода.

2. Самопроверка с использованием табличек-памяток. Чтение предложений. Оценка работ.

VII. Итог занятия

1.О каких словах мы сегодня говорили? (О словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях, т.е. об именах существительных, именах прилагательных, глаголах).

2.Приведите примеры, показывающие, как дружат между собой слова (Дождь идёт, дожди идут и т.д.)

3.Какие однокоренные слова мы называли? (осень – осенний, ветер – ветреный, ива – ивовый и т.д.)

4.Для чего нужны однокоренные слова? (Они делают нашу речь правильной, богатой, выразительной).

                                        Сайфуллина Светлана Степановна

                                учитель-логопед  высшей квалификационной категории                                 МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ

Список литературы

  1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: ИД «Литера», 2003.
  2. Парамонова Л.Г. Как научить ребёнка правописанию. – СПб.: «Дельта», М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма».

Преодоление нарушений чтения и письма у младших школьников предпо­лагает прежде всего формирование язы­кового анализа и синтеза. В ходе коррекционной работы логопед нередко сталки­вается с...

Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи.

Комбинированное занятие, направленное на обощение знаний о гласных звуках и буквах. В занятии раскрыты приемы сравнения звуков и букв Ш и Щ на слух и по начертанию....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА    «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР»   для учащихся 5-6 классов. Срок реализации...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 3 класса с нарушением чтения и письма.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 3 класса с нарушением чтения и письма.Цель: совершенствование навыка анализа структуры предложения, обогащение лексико-грамматической стороны реч...

"Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся"

Коррекционно-развивающая программа "Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи" составлена для учащихся вторых классов с с нарушениями чтен...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...