Конспект занятия. Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез слов с лексической темой "Овощи" 2 класс с логопедическим заключением нарушение чтения и письма, обусловленное н.в. ОНР III уровня.
план-конспект на тему

Донгак  Долума Кужур -ооловна

Обучение учащихся 2 классов к звуко-буквенному анализу и синтезу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukobukvennyy_analiz_slov.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия  учителя –логопеда  МБОУ  СОШ № 14 г. Кызыла.

Донгак  Долумы  Кужур –ооловны.

Тема: «Осень»  2  класс с  логопедическим заключением  нарушение  чтения  и  письма,  обусловленное н.в. ОНР III  уровня.

Цели:  

Обучающие:  совершенствовать   звукобуквенный  анализ  и   синтез  слов,  фонематическое   восприятие;

Привлечь  внимание   и   интерес  к  языковым  явлениям  и совершенствование  техники  чтения  и   письма;

Активизация  словаря  и  устной  связной  речи;

 Коррекционно -развивающие:  развивать    внимание,  память, способности   к  переключению  с  одного  вида  работы  на  другую..

 Воспитывающие:  воспитывать  любовь и  уважение  к  труду.

Планируемые  результаты: научатся  правильно  соотносить  количество звуков  и  букв  в словах, определять  слоги  в   словах  по  количеству  гласных, правильно  согласовывать  слова  в  словосочетании,  связно  и   последовательно  отвечать  на   заданные   вопросы.

Оборудование: компьютер, монитор, слайды,   карточки,  красные,  синие, зеленые  кружочки  и  карандаши.  

Ход  урока

  1. Организационный   момент.

а)Содержит  эмоциональный   настрой  на  урок. ( Слайд № 3)

           Наши   уши   что  делают?(слушают)

           Наши  глаза  что  делают?( видят)

           Наши  ручки  что  делают? (пишут)

           А  наш  язык  что   делает? ( говорит)

- Правильно.  Для  того чтобы  красиво  и  четко  говорить давайте  мы  с  вами  будем  делать  гимнастику  для  языка  и  губ.

б)Выполнение  артикуляционных  и  дыхательных   упражнений.

  1. Актуализация  опорных  знаний.

- Что  мы  называем  буквой,  что-  звуком.(ответы)  (Слайд №4)

  •Просмотр  таблицы: звуки  речи. (Слайд № 5,6)

На  мониторе    Придумала  мать  дочерям  имена:  

                           Вот Лето и Осень, Зима и Весна. (Слайд № 7)

   Дети   читают  и  делают  вывод, что  это  времена  года.

- В  каком  слове  букв  больше,  чем  звуков? ( в  слове  «осень»)  (Слайд № 8)

- В  слове  «осень»  сколько  букв? (ответы)

- Сколько  звуков? (  четыре.)

- Сколько  гласных  звука? (два)

- Сколько  согласных   звука? (два)

- В  слове  «осень» какой  звук  мы  говорим  протяжно? (звук [о]) (Слайд № 8)

- Почему  мы  протяжно  говорим  этот  звук? (потому  что он  гласный   ударный)

 -В слове  «осень»  какая  буква  не  имеет  звука? (ь)

- Сколько  слогов  в  слове «Осень»? (два)

- Какой  вывод  можем  сделать?

 Вывод: В  слове  сколько  гласных  звука, столько  и слога. (Слайд № 9)

- Ребята, кто  догадался   какая  тема  сегодняшнего  занятия? ( ответы)

  1. Сообщение новой  темы.

Прочтение  цели  урока: Мы  сегодня  будем  учиться  правильно  определять    количество  звуков  и  букв  в слове и  говорить  об осени.

  1. Чтение  стихотворения:  Здравствуй,  Осень!

                                            Здравствуй,  Осень!

                                   Хорошо, что  ты  пришла,

                                   У  тебя  мы  спросим, Осень,  

                                   Что  в   подарок  принесла?  (Слайды №11,12)

  1. Чтение  и  уточнение  опорных  слов. (Слайд № 13)

Сажали  семена,  поливали,  пололи  грядки, собирали  урожай.

  1. Беседа( кто правильно ответит, тот  получает картинку  овоща )

- Ребята,  скажите.  Какие  подарки  нам  дарит  Осень? (ответы)

- У  кого  есть  огород? (ответы)

- Что  на  ваших  огородах  растет? (ответы)

- Как  они  растут? Сами  по  себе или…(ответы)

- Из  маленьких  зернышек  вырастают огурцы,  помидоры, морковь… - овощи.

- В  какое  время  года  мы  сажаем  семена? (весной)

- А  летом  что  мы  делаем  на  огороде? (поливаем   грядки)

-  А  вы   помогаете  своим  родителям?  Как  вы   помогаете? (ответы)

-  Вы   все  молодцы!  

4. Решение  задачи. (Слайд № 14)

- Если  правильно  решим  эту  задачу, то  узнаем,  какое  сегодня  число: Семья  Урансай  собрали урожай  помидоров  и  огурцов: 9  лукошек  помидора, а огурцов  на 4 лукошка меньше. Сколько   лукошек  огурцов   собрали? (ответы)  

- Значит,  какое  сегодня  число? (ответы)  

5. Запись  в  тетради.  Число,  месяц.

6. Составить  из  разрезной  азбуки  слово «осень»  

 - Сколько  раз  повторяется  слово  «Осень»  в  стихотворении? (три)

 - Три  раза  записываете  это  слово  в  воздухе  и один  раз  в тетради.

 - В  конце  слова  «осень»  какой  звук  вы  слышите?  (ответы)  

( Слайд № 15).

( В  начале учебного  года большая  часть 2-классников  с  недоразвитием  речи  и  сниженными  фонематическими  процессами  в слове  «осень»  последнюю  букву  записывают  тувинской  буквой  ¨ - ОСЕ¨)

6. Работа  с  карточками.  (Слайд № 16)

  Детям  раздать  карточки  со  словами:  Игра:  «кто  быстрее?»

Задание: 1.Выделить   гласные  звуки  в   словах,   подчеркивая   красным   карандашом. (раздать  карточки)

  Свекла,  помидор,  чеснок,  огурец,  репа,  капуста,  лук,  картофель,   баклажан,   кабачок,  тыква,   редис,  редька,  перец.

  1. Простым  карандашом   над  каждым  словом  проставить  цифру, соответствующую   гласным   звукам.
  2. Выделенные  черным  шрифтом  слова записать  в  тетрадь и  подчеркнуть  буквы.
  3. Чтение  записанных  слов.

IY. Физминутка.  (Слайд № 17)

Нарисуем  жёлтый  круг,

Много  палочек  вокруг.

Это  солнышко  сияет,

И проснуться  помогает

Раз, два, три, четыре,

Наконец –то  проснулись

И весело   потянулись,

Раз,  два,  три,  четыре,

И  бодро-бодро  попрыгали

Раз,  два,  три,  четыре.

Маме  будем  помогать.

Грядки  будем  поливать.

Y. Закрепление.

 1.  Слайд № 18

- Назовите, все  круглые  овощи. (ответы)

- Назовите, все  красные  овощи. (ответы)

- Назовите, все  желтые  овощи. (ответы)

2. Работа  со  схемами. У кого  картинки, тот  называет овощ. Затем  записывают  на  доске  и  в  тетради. Если  есть  ошибки, то  исправляют  и  зарисовывают  цветовую  схему. Например, тыква,  капуста, помидор.

ТЫКВА

 

КАПУСТА                      ПОМИДОР

3. Составление   словосочетаний. (Слайд № 19)

   -Теперь   мы  с   вами   научимся  отвечать  на   вопросы:  какой?  какая?

Больш…  (какая?)  репа.

           Зелён… (какой?)   огурец.

           Зелён…   (какая?)  капуста.

           Красн…   (какая?)  свёкла.

Кругл…  (какой?)   помидор.

- На   какие  вопросы  учились  отвечать? Что  нам  помогает  составить  их   правильно. ( последние  буквы – это  окончание  слов)

4.Чтение  рассказа.  (Слайд № 20)

     Мы  любим  овощи. Они  очень  полезны. Мы  собрали  богатый  урожай. Весной  посадили  маленькие  семена  и  трудились  целое  лето. Теперь  урожай  наш  хватит  на   всю  зиму. Ведь  недаром  говорят: «летний  день  год  кормит»  

Вопросы  к  тексту:

  1. В  какое  время  года  посадили  семена? (ответы)
  2. В  какое  время  года  поливали,  пололи  грядки? (ответы)
  3. В  какое  время  года  собрали  урожай?(ответы)
  4. Какой  смысл  поговорки: «летний  день  год  кормит»  (ответы)

Y. Итог  урока.

                            Краткая  характеристика группы.

         У  всех  детей  нарушены  познавательные  процессы. Это  значит,  что   у  этих  детей  неустойчивое  внимание и ограниченные  возможности  распределения  видов  внимания,  памяти, логического  мышления. У  этих  детей  не   стимулировалась речь  в  дошкольном   возрасте: снижены  фонематические  процессы, ограниченный  лексический  запас,  нарушена  произносительная  сторона  речи, грамматический  строй  речи,  не  развиты  монологическая  и  диалогическая  речь,   не  умеют  связно  и последовательно  излагать  свои  мысли.   Поэтому  работа  всегда  требует  с каждым   учеником  индивидуальный  подход  и  дифференцированные  задания т.е. учитель –логопед  всегда  должен  подстраиваться  под  уровень  общего  развития  каждого  ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедического занятия "Развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов"

Темы:- Коррекционная - развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и   синтеза слов;- Грамматическая - деление слов на слоги, правила переноса слов;- Лексическая – «Во...

Конспект занятия: Звуко-буквенный анализ и синтез слова.

Логопедическое занятие, звуко-буквенный анализ и синтез слова, тема: овощи....

Логопедическое занятие. Слоговой анализ и синтез слов. Деление слов на слоги. Правила переноса

Логопедическое занятие,  в кортором раскрывается работа над слоговым анализом и синтезом слов, отрабатываются навыки деления слов н а слоги и перенос слов на базе лексической темы "Деревья&q...

Конспект занятия на тему: "Развитие навыков анализа и синтеза звуко - слогового состава слова"

Цель: формировать у детей умение делить слова на слоги, выделять гласные из слов....

Групповое логопедическое занятие на тему: «Слоговой анализ и синтез слов. Дифференциация С-З»

Данное занятие направлено на устранение дисграфии для детей с ОВЗ. Коррекционная работа выстроена таким образом, что в процессе занятия используются задания на преодоление всех видов дисграфии, особое...