РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов
учебно-методический материал

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА    «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР»   для учащихся 5-6 классов. Срок реализации программы:    2 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_uchashchihsya_5-6_klassov.docx56.98 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат № 1

 основного общего образования г. Томска.

РАССМОТРЕНО:                                                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ:                                

на заседании МО                                                                                                                      Директор МБОУ школы интерната №1

протокол № ____                                                                                                                         __________ Р.Г.Бичикашвили

от « _____»___________20___г._                                                                                         Приказ № ____

            руководитель МО                                                                                                                от « _____»___________20___г.

_____________________                                                                                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР»

для учащихся 5-6 классов

Срок реализации программы:    2 года

                        Составители:

                                                       С.Г.Бадмаева, И.Н. Безрукова

I Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса для учащихся с задержкой психического развития разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ). Она содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся с  задержкой психического развития.

Рабочая программа разработана с учетом:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Приказ Миобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785).
  3. Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2009г. № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
  5. Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
  6. Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2914 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом  РФ от 3 февраля 2015 г. № 35847).
  7. Фундаментальное содержания общего образования (под ред В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 2-е издание - М.: Просвещение, 2010 – 59 с. (стандарты второго поколения).
  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (под ред. А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова – изд. – М.: Просвещение, 2009 г.).
  9. Проект Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с  задержкой психического развития.

Содержание рабочей программы составлено на основе:

 Учебно-методическом комплексе «Школа России-2007 г» в соответствие с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования 2004 года на базавом уровне второго поколения;

Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 г. №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под редакцией Т. Б. Бессновой. М.:АПК и ПИРО, 2010 г.

Программа курса разработана с опорой на методические системы работы А. В. Ястребовой, И. Н. Садовниковой, Л. Н. Ефименковой, Н. Г. Андреевой и т.д.

Цель программы: создание системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в речевом и психическом развитии учащихся, их социальная адаптация.

Задачи программы:

  1. Формировать представление о языке, как национальном языке русского народа, государственном языке Российской Федерации и языке межнационального общения, языке русской художественной литературы.
  2. Формировать, развивать и корректировать фонематические навыки.
  3. Формировать правильное звукопроизношение и своевременно корректировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
  4. Формировать, развивать и корректировать лексическую сторону речи и навыки словообразования.
  5. Формировать и корректировать грамматический строй речи.
  6. Формировать, развивать и корректировать устную и письменную связную речь.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ, обусловленных недостаткам в их речевом, физическом и психическом развитии;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи учащимся с ОВЗ с учетом психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей учащихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения учащимися с ОВЗ адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации.

Принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих формированию, развитию и коррекции способностей детей младшего школьного возраста.

 6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

II Общая характеристика коррекционного курса

Программа  логопедической коррекционной работы расчитана на учащихся с ОВЗ 5-6 классов и направлена на реализацию и развитие потенциальных возможностей и удовлетворение их особых образовательных потребностей.

Подгрупповые логопедические коррекционные занятия с 5-6 учащимися составляют 35 – 40 минут не менее 2 раз в неделю.

В ходе логопедической коррекционной работы у части учащихся нормализуется речевая деятельность и они могут продолжить своё обучение в общеобразовательной организации. Перевод осуществляется в течение обучения с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

 В ходе коррекционных занятий уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию свойств внимания, памяти; проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.

Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.

III Место коррекционного курса в учебном плане

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на два года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований ФГОС. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 5-6 классах  по 2 часа в неделю.

5 класс – 60 часов

6 класс – 60 часов

Полный курс – 120 часов

IV Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса

На занятиях данного курса учащиеся получают не только знания об окружающих их предметах, временах года, нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На этих занятиях ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Существуют определенные различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе, связанные с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Ведущую роль в формировании УУД играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.

Личностные

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни.

Выпускник получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

•  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные

1. Познавательные

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

2. Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать правило в планировании и способе решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • применять полученные знания в новых ситуациях;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

3. Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

Ученик научится:

  • соблюдать темп и ритм речи, паузы, интонацию, логическое ударение;
  • различать слова-термины: звук, буква, гласный, согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий слог, слово, предложение, текст;
  • делать анализ и синтез звуко-слогового состава слова;
  • дифференцировать парные согласные и фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство;
  • давать характеристику звука, слова, предложения;
  • составлять схему предложения, звуковую схему слова;
  • применять основные правила о предложении, правила переноса,
  • находить смысловую взаимосвязь родственных слов;
  • находить главные члены предложения; устанавливать связь слов в предложении; распространять предложение с помощью вопросов.
  • формировать разные по цели высказывания и интонации предложения;
  • создавать предложения по схеме, опорным словам; описательные рассказы;
  • дифференцировать части речи, развивать умение распознавать слова по вопросам; образовывать однокоренные слова;
  • изменять имя существительное по числам и падежам;
  • развивать умение устанавливать связь слов в предложении, находить его границы; выделять главную мысль текста, делить его на части;
  • дифференцировать предложения по цели высказывания;
  • находить смысловую взаимосвязь родственных слов;
  • составлять план пересказа, выполнять пересказ по составленному плану;
  • устно и письменно пересказывать по заданию логопе

VI Содержание коррекционного курса

  1. Понятие о языке. Культура речи.

            Общие сведения о языке. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Овладение национально-культурными нормами речевого/неречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка(орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические правописания).

Оценка правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и литературными нормами современного русского литературного языка.

  1. Фонетика, графика и орфоэпия.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Соотношение звука и буквы. Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль, подвижность ударения при формо- и словообразовании. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Основные нормы произношения и ударения.

  1. Звукопроизношение.

Соблюдение темпа и ритма речи, пауз, интонации, логического ударения. Развитие движений органов артикуляционного аппарата, артикуляционные уклады различных фонем. Формирование правильных артикуляционных укладов дефектных фонем. Формирование правильного звукопроизношения. Различение звуков по артикуляционным признакам.

  1. Лексика, морфология и морфемика.

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Служебные части речи.

Основные способы образования слов.

  1. Грамматика.

Согласование слов в словосочетаниях и предложениях. Правильное употребление предлогов. Правильное употребление падежных окончаний имён существительных. Правильное употребление числовых форм имён существительных. Согласование имён существительных и имён прилагательных в роде, числе и падеже. Согласование существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени 3-го лица. Использование местоимений в предложениях. Распространение простых предложений второстепенными членами и образование сложных предложений. Согласование частей сложного предложения. Связь предложений по смыслу при составлении текста.

  1. Синтаксис и работа с текстом.

Единицы синтаксиса русского языка.

Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Распространенные и нераспространенные типы простых предложений. Однородные члены предложения. Сложные предложения. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая). Тексты устные и письменные. Понятие текста, основные признаки текста (смысловая цельность, связность). Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли. Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение).Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения. Овладение различными видами чтения. Создание письменных текстов разных стилей и жанров, переработка текста.

VII Тематическое планирование  

5класс

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях

Развитие  неречевых процессов

Количество часов

1,2

Фронтальное обследование

3

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения

4

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения

5, 6

Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение

7

Развитие и уточнение пространственных представлений

Правописание существительных множественного числа, родительного падежа («сапоги», «чулки», «носки»). Правописание наречий и предлогов («справа», «слева», «назад», «вперед», «около», «напротив» И Т.П.). «Отважные путешественники». Занимательные приключения в космосе

Формирование тонкой моторики и графомоторных навыков

8

Развитие и уточнение пространственных представлений

Безударная гласная в корне слова. Словарные слова. Детективно-загадочная история. Мурзилка против Ябеды-Корябеды. По мотивам рассказов А. Семенова «Двенадцать агентов Ябеды- Корябеды»

Развитие внимания

9

Развитие и уточнение временных представлений. Сутки. Дни недели

Правописание наречий (когда- нибудь, иногда, изредка, реже, чаще и т.п.)

Ю. Мориц «Куда делся понедельник?»

Развитие памяти

10

Развитие и уточнение временных представлений. Времена года

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

В мире животных

Развитие образного мышления

11

Развитие и уточнение временных представлений. Месяцы

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.

По страницам произведений Ж. Верна

Развитие словеснологического мышления

12

Развитие и уточнение временных представлений. Год

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Развитие произвольного внимания и всех видов памяти

13

Развитие и уточнение временных представлений. Календарь. Праздники

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Путешествие в будущее на машине времени. К. Булычев «Сто лет тому вперед»

Развитие словеснологического мышления

14

Развитие и уточнение временных представлений. Семья

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Тайна древнего замка с привидениями.О. Уайльд «Кентервильское привидение»

Развитие абстрактного и образного мышления

15

Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит»

Гласные и согласные буквы и звуки. Б. Заходер «Песенка-азбука»

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

17

Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит»

Гласные и согласные буквы и звуки. Я. Бжехва «Волшебник Ковальский»

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия(дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

18

Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных букв и звуков

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

19

Звуки и буквы. Гласные I ряда

Гласные звуки и буквы

Развитие внимания.

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

Игра «Пуговица»

20

Звуки и буквы. Гласные II ряда

Буквы «е», «ё», «ю», «я»

21

Звуки и буквы. Дифференциация гласных I и II ряда

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый».

Игра «Rnduwpnuw

22

Звуки и буквы. Дифференциация согласных по твердости — мягкости

Мягкие и твердые согласные

23

Звуки и буквы. Дифференциация согласных по глухости — звонкости

Глухие и звонкие согласные

Отработка понятий «правый» и «левый».

Упражнение «Разноцветные точки»

24

Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения

Предложение

25

Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения

Строчные и прописные буквы

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений предлоги («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек»

26

Заглавная буква в именах собственных

27

Заглавная буква в именах собственных

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?»

28

Заглавная буква в именах собственных

Развитие связной речи. Письмо Деду Морозу

29

Проверочная контрольная работа по итогам темы

30

Однокоренные

слова

Части слова. Корень

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

31

Однокоренные

слова

Части слова. Приставка

32

Однокоренные

слова

Части слова. Суффикс

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков»

33

Однокоренные

слова

Части слова. Окончание

34

Ударение

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

35

Ударение. Смыс- лоразличительная и формообразующая роль ударения

Слова-омографы

36

Ударение

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты»

37

Ударение

38

Безударные гласные в корне слова

Части слова. Корень

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания

39

Безударные гласные в корне слова

Части слова. Приставка

40

Безударные гласные в корне слова

Части слова. Суффикс. Окончание

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания

41

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

Оглушение звонких согласных в середине слова

42

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

Озвончение глухих согласных в середине слова

Усиление концентрации слухового внимания

40

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

43

Непроизносимые согласные

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары»

44

Непроизносимые  согласные

45

Непроизносимые  согласные

Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания

46

Непроизносимые согласные

47

Правило переноса

Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно»

48

Правило переноса

49

Правило переноса

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции»

50

Словарные слова

51

Словарные слова

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска»

52

Двойные согласные в корне слова

53

Двойные согласные в корне слова

Упражнения на осознанное восприятие.

Упражнение «Осознание визуального материала»

54

Двойные согласные в корне слова

55

Двойные согласные на стыке морфем

Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание словесного материала»

56                                

Двойные согласные на стыке морфем

57

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ.

58                    

Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей

59,60

Фронтальное обследование

6 класс

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях

Развитие  неречевых процессов

Количество часов

1

Фронтальное обследование

2

Фронтальное обследование

3-6

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболева- ниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение

5

Повторение

6

Повторение

7

Употребление гласных после шипящих («жи — ши»)

Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Оживление»

8

Употребление гласных после шипящих («ча— ща», «чу—щу»)

9

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мяг кости согласных

Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Двойная стимуляция памяти»

Мягкий знак.Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных

Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Нелогичные парные ассоциации слов»

Мягкий знак.Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных

Упражнения для использования визуального кода. Упражнение «Особый путь зубрежки»

Мягкий знак.Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных

Употребление «ь» как средства выражения формы слова

15

Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих

Употребление «ь» как средства выражения формы слова

Развитие мышления.

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Дополни до...»

16

Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих

Употребление «ь» как средства выражения формы слова

17

Разделительный

«ь»

Развитие мышления.

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Догадайся, кто нарисован»

18

Разделительный «ъ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль коррекции нарушений чтения и письма у детей специальных коррекционных классов IV вида.

Одна из главных задач в начальной школе - обучение ребенка грамотному письму. Речь является важнейшим фактором в развитии  личности и возникает на почве познания окружающего мира.  Развитие ...

Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи.

Комбинированное занятие, направленное на обощение знаний о гласных звуках и буквах. В занятии раскрыты приемы сравнения звуков и букв Ш и Щ на слух и по начертанию....

Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников.

Программа  по коррекции нарушений чтения и письму у младших школьников 2 классов на базе общеобразовательной школы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихс...

"Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся"

Коррекционно-развивающая программа "Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи" составлена для учащихся вторых классов с с нарушениями чтен...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...