Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников.
методическая разработка на тему

Программа  по коррекции нарушений чтения и письму у младших школьников 2 классов на базе общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»                                        

С момента перехода школы на ФГОС с 2011 года, возникла потребность в пересмотре логопедической работы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.

Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками. Предметная область «Филология» в ФГОС предполагает следующие результаты:

совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; обогащение словарного запаса.

В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка системы их коррекции.

Необходимость введения курса заключается в следующем. В последнее время стал очевиден факт снижения речевого развития детей, поступающих в школу. В педагогической практике часто приходится сталкиваться с детьми, у которых есть ошибки в звукопроизношении, недостаточно сформирован фонематический слух, бедный словарный запас. Всё это приводит к стойким ошибкам при письме. Эти дети требуют особого внимания и специальной коррекционной работы.

Программа разработана для  обучающихся 2 – 4 классов начальной школы, в объёме 105 часов (1 час в неделю). Коррекционная и профилактическая работа рассчитана на 3 года обучения с учётом того, что на четвёртом году с детьми проводится дублирование наиболее сложного материала для закрепления различных правил грамотного письма и автоматизации необходимых умений и навыков учащихся.    

В первый год обучения по программе особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, и поэтому  в календарно-тематическом планировании рассматривается 4 раздела из 6. В 3 и 4 классах больше времени уделяется развитию связной речи. В связи с этим увеличивается количество часов по разделам  V и  VI.

Все темы курса направлены на достижение положительных результатов  при изучении курса русского языка, развития речи и коммуникативных навыков в целом. Сведения, которые получают дети на занятиях, в основном систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках русского языка.

Целью курса является развитие внимания и памяти учащихся, повышение общей успеваемости, а значит, и успешное становление личности.

В ходе  достижения цели решаются задачи:

Развитие фонематического восприятия.

Расширение словарного запаса.

Систематизация знаний по фонетике.

Создание базы для успешного овладения орфографическими навыками.

Развитие внимания, памяти, речевой моторики.

Формирование навыков речевого общения в коллективе.

Решение данных задач позволит повысить учебную мотивацию учащихся, даст возможность повысить уровень владения родным языком.

К концу обучения  по данному курсу учащиеся должны знать:

признаки  гласных и согласных  звуков;

морфемный состав слова;

значение предлогов и приставок;

части речи.  

Учащиеся должны уметь:

делить слова на слоги;  

составлять предложения;

пересказывать прочитанный текст;

грамотно писать.

Вся работа по коррекции речи состоит из 4 этапов:

I – II этапы. Диагностико-подготовительные:

проводится обследование состояния устной и письменной речи учащихся на момент зачисления в группу;

проводится работа по развитию внимания, памяти, речевой моторики.

III этап. Коррекционный. Состоит из 6 разделов:

Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.

Развитие фонематических дифференцировок на материале глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных.

Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.

Слово. Словосочетание. Предложение.

Составление рассказов.

Чтение и пересказ текста.

IV этап. Оценочный.

проводится оценка результативности коррекционной работы;

подведение итоговых срезов, проверочных работ;

оценка динамики работы с учащимися.

К каждому году обучения прилагается календарно-тематическое планирование.

Работа адресована практикующим учителям-логопедам общеобразовательных школ, учителям начальных классов, родителям, желающим самостоятельно развивать речь своих детей.

Авторский подход состоит в том, что в программах подобной направленности отсутствует развитие неречевых процессов: развитие мелкой моторики, фонематического слуха, памяти, внимания, мышления, которые тесно связаны в процессе мозговой деятельности, а так же использование интерактивных средств обучения.

Работа по программе будет способствовать коррекции и развитию устной и письменной речи обучающихся 2 – 4 классов общеобразовательных школ.

Эффективность использования данной программы заключается в том, что по окончании курса обучающиеся должны выйти на уровень, предъявляемый ФГОС к речи обучающихся 4 – 5 классов.

Список литературы

Аксёнова Э.В., Якубовская А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4-х классах вспомогательной школы. М.: 1991.

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.,: Изд-во «Ось-89», 2006. – 272 с.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2006. 192с.

Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. М.: Дрофа, 2000. 128 с.

Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. М.: Дрофа, 2000. 96 с.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 224с.

Логопедия. Под ред. Волковой Л. С. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 439-483с.

Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической  дисграфии. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. 128 с.

Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. 48 с.

Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на Дону,: Изд-во Феникс, 2001. 448 с.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 256 с.

Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: АРКТИ, 2002. 72 с.

Хрестоматия по логопедии. Под ред. Волковой Л.С., Селивёрстова В.И. 2-й т. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 283- 511 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль коррекции нарушений чтения и письма у детей специальных коррекционных классов IV вида.

Одна из главных задач в начальной школе - обучение ребенка грамотному письму. Речь является важнейшим фактором в развитии  личности и возникает на почве познания окружающего мира.  Развитие ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Цель данной системы коррекционного обучения -  усвоение значений слова, расширение стоящих за словом системы связей, восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического  ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА    «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР»   для учащихся 5-6 классов. Срок реализации...

«Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников с ОВЗ».

Данная тема является актуальной, так как выраженные нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости, задерживает сроки овладения учебной программой. Вызывает негативн...

Нарушение чтения и письма у младших школьников.

Предупреждение нарушений чтения и письма у младших школьников...

Практические приёмы коррекции нарушения чтения и письма у младших школьников на логопедических занятиях

Материал используется на логопедических звнятиях с детьми начальной школы. Дает положительныф результат и очень нравяится детям, так как основная часть заданий проходит в игровой форме....