Главные вкладки

    Практические приёмы коррекции нарушения чтения и письма у младших школьников на логопедических занятиях
    учебно-методический материал

    Березенко Ирина Евгеньевна

    Материал используется на логопедических звнятиях с детьми начальной школы. Дает положительныф результат и очень нравяится детям, так как основная часть заданий проходит в игровой форме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

      Практические приёмы коррекции нарушения чтения и письма у младших школьников на логопедических занятиях

    логопедия

    учитель-логопед  высшей квалификационной категории

    МАОУ гимназии №1 г. Калининград

    Проблема выявления и коррекции нарушения чтения (дислексии) у детей тревожит и педагогов, и родителей. Но больше всего от дислексии страдает сам ребёнок. Подобные трудности являются причиной школьной дезадаптации и снижения учебной мотивации.

    Практические приёмы коррекции нарушения чтения у младших школьников на логопедических занятиях

     

    Проблема выявления и коррекции нарушения чтения (дислексии) у детей тревожит и педагогов, и родителей. Но больше всего от дислексии страдает сам ребёнок. Подобные трудности являются причиной школьной дезадаптации и снижения учебной мотивации.

    Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

    То есть нарушения письма и чтения могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, но у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, препятствующих овладению чтением и письмом.

    Следует обратить внимание, что на начальных этапах обучения грамоте ошибки чтения встречаются у многих детей. Это не показатель дислексии. На начальных этапах обучения навыки чтения только формируются. Со временем у большинства детей ошибки исчезают. У детей с дислексией ошибки остаются и носят стойкий специфический характер.

    Виды дислексии.

    1. Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (например, твердость - мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла.
    Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
    Отмечается также: побуквенное чтение; звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)

    2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).

    3. Аграмматическая дислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи.

    При этой форме дислексии наблюдается:

    изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
    неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
    изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
    4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).

    5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

    При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок.

    1. Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (Х-Ж: П-Н, 3-В и др.).

    2. Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочередно, ("бухштабируются", нанизываются одна на другую (Р, А, М, А).

    3. Искажения звука-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлениях звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др.

    4.Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны

    5.Процесса чтения.

    6.Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

    У детей, страдающих дислексией, наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, ошибаются в употреблении слов, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них наблюдаются инверсии.

    Причины дислексии.

    1. Нейробиологические причины связаны с недоразвитием или поражением головного мозга в разные периоды развития ребенка (период беременности, родов и после родовой период). В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения.
    2. Наследственность как выяснилось, дислексия является синдромом с наследственной обусловленностью. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70%. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии.
    3. Социально-психологическиепричины. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность.
    Подобные нарушения создают трудности в усвоении ребёнком школьной программы.

    Диагностика чтения у учащихся начальных классов является частью комплексного обследования состояния письменной речи. Для обследования чтения учитель-логопед подбирает текст в соответствии с возрастными особенностями. Если ребенок, читая материал, испытывает большие трудности, можно предложить текст более легкий и в процессе коррекционной работы постепенно усложнять речевой материал.

    При обследовании навыка чтения  обращается внимание на следующие компоненты:

    -способ чтения;
    -правильность;
    -выразительность;
    -осознанность;
    -темп.
    Задача логопеда и родителей – организовать занятия с ребенком, насыщенные  упражнениями и игровыми заданиями по коррекции дислексии.

    Формирующая работа с детьми с нарушением чтения должна проводиться комплексно педагогом класса, логопедом с активным привлечением родителей в коррекционный процесс.

    Основные методы логопедической работы с детьми с дислексией:

    1. Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.

    2. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

    3. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.

    4. Зеркально-симметричное рисование обеими руками.

    5. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко.

    6. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.

    7. Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».

    8. Метод «озвученного» чтения.

    9. Метод словесных анаграмм.

    10. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

    Предлагаю задания и игры, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

    При фонематической дислексии:

    Задания при фонематической дислексии подбираются по трем направлениям:

    -развитие звукового анализа и синтеза;
    -развитие слогового анализа и синтеза;
    -развитие языкового анализа и синтеза на уровне определения количества, последовательности и места слов в предложении.
    упражнения:

    -придумать слова, начинающиеся на определенный звук, например: [Р]: радость, робот, радуга (звук в середине слова – корка, парта, пирог; звук в конце слова – комар, помидор);
    -придумать слова с тремя, четырьмя или пятью звуками;
    -поднять цифру с количеством звуков в слове;
    -придумать цепочку слов, в котором слово начинается на тот звук, которым заканчивалось предыдущее      слово (кот – тапки – ириска – ананас – сон – носок – корона…);
    -распределить картинки в зависимости от количества слогов в слове;
    -составить слово из первых слогов слов на предлагаемых картинках, например: из слов «дорога», «машина» — «дома»;
    -придумать предложение с определенным количеством слов;
    -определить, какое по счету место занимает названное слово в предложении.
    При семантической дислексии:

    -слитно произнести слова, представленные в виде последовательно произнесенных отдельно звуков, например: К, О, Т – кот, Р, А, М, А – рама;
    -слитно произнести слова, предъявленные по слогам, например: ко-ро-ва, о-го-род-ник;
    -слитно произнести предложение, которое взрослый произносит по слогам: ко-ро-ва па-сет-ся на лу-гу;
    -определить, какое предложение правильное, например: кот поймал мышку» или «мышка поймала кота»;
    -прочесть слово, словосочетание, предложение и выбрать подходящую картинку;
    -прочесть предложение и повторить его, затем записать (начинать с коротких, 2-3 словных предложений).
    При аграмматической дислексии:

    -составить предложение по картинке и выложить фишками схему предложения под картинкой;
    -игры на формирование функций словоизменения, например: «один-много» — стул – стулья, «назови ласково» — капля — капелька, «чья картинка» — кошка моя, солнышко мое, варежки мои, компьютер – мой; «без чего нарисовал художник картинку» — стол без ножки, чайник без ручки и т.п.;
    -игры на формирование функций словообразования, например: «профессии» -воспитывает детей воспитатель; «образуй действие» - красный – краснеть.
    При мнестической дислексии:

    -графические и слуховые диктанты, когда по памяти ребенок должен воспроизвести ряд букв, слов, предложений либо запомнив на слух, либо предъявленных письменно;
    -упражнения на звуко-буквенный анализ и синтез с упором на чтение.
    При оптической дислексии:

    Назвать контурные изображения предметов, узнать перечеркнутые изображения, назвать наложенные друг на друга изображения предметов;

    -найти букву среди ряда других букв, найти букву среди перечеркнутых букв, выделить, наложенные друг   на друга буквы, определить неправильно расположенные буквы;
    -запомнить последовательно ряд из 8-10 картинок (букв, цифр);
    -определить пространственное положение предмета, буквы, цифры, например: «положи книгу слева от      себя, а карандаш справа от книги»;
    -найти фигуру, букву в ряду сходных;
    -реконструировать букву, добавляя элемент: [Л – А, К – Ж, Г – Б, Р – В].
    - буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок,      вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках;
    -предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв;
    можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария;
    -возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».

    Упражнения для развития техники чтения:

    1.  «Догонялки» (учитель или быстро читающий ученик читает вслух, остальные шёпотом стараются его обогнать, можно ведущему замолчать и читать про себя, через некоторое время опять начать читать вслух, сверится с детьми, кто обогнал, кто отстал);

    2. «Наступи на пятку» (чтение в паре либо учитель – класс через слово в быстром темпе);

    3.  Чтение в парах или группах по одному предложению (чья пара (группа) быстрее закончит чтение; чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся);

    4. Чтение в паре с линейкой (быстро читающий ученик закрывает линейкой прочитанную строчку, его сосед старается за ним успеть прочитать);

    5.  Динамическое чтение (на доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах);

    6. Бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно);

    7. «Очередь» (сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст);

    8.  «Буксир»:

             а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения; ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

             б) учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;

    9. «Ловушка» (учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами; ученики ищут замену);

    10.  «Прыжки» (чтение через слово);

    11.  «Голова и хвост» (учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают все вместе);

    12. «Первый и последний» (чтение первой и последней буквы в слове; первого или последнего слова в предложении);

    13.  «Прятки» (нахождение в тексте слова с определённым признаком: начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.);

    14. Круговое чтение (небольшой текст читают друг за другом несколько раз);

    15. «Кто быстрее?» (на доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты; по сигналу учителя ученики ищут в текстах данное предложение);

    16. «Фотоглаз»:

            а) на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время; слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

            б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру;

    17.  «Угадай»:

            а) антиципация слов, предложений, пословиц;

             б) чтение текста через решётку;

    18. «Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти);

    19. «Счёт слов» (на максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова; перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы);

    20. «Сканирование» (за 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации).

          Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие.

    При устранении дислексии необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее, обуславливают нарушения как устной, так и письменной речи. Поэтому преодоление этого недостатка может быть успешным при комплексном воздействии на весь комплекс речевых и психических нарушений. Работу с ребенком должны вести в комплексе логопеды, психологи, учителя, медицинские работники и родители.

    При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются обще дидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

    Дислексия – в некоторой степени дар, который дается не каждому (приблизительно 5% из них Эйнштейн, Уолт Дисней, Квентин Тарантино)

    Дети-дислексики обладают нестандартным мышлением, что позволяет им подойти к решению возникающих проблем креативно. У них отлично развита интуиция, они любознательны и имеют богатое воображение. Дети, сумевшие преодолеть свой недостаток, могут стать весьма преуспевающими взрослыми.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Интегрированный подход к коррекции связной речи младших школьников на логопедических занятиях"

    Проект по системе работы с учащимися начальных классов по развитию связной речи....

    Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

    Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

    Роль коррекции нарушений чтения и письма у детей специальных коррекционных классов IV вида.

    Одна из главных задач в начальной школе - обучение ребенка грамотному письму. Речь является важнейшим фактором в развитии  личности и возникает на почве познания окружающего мира.  Развитие ...

    Перспективный план логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений чтения и письма обучающихся с ДЦП.

    Перспективный план логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений чтения и письма обучающихся с ДЦП....

    Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников.

    Программа  по коррекции нарушений чтения и письму у младших школьников 2 классов на базе общеобразовательной школы....

    «Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников с ОВЗ».

    Данная тема является актуальной, так как выраженные нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости, задерживает сроки овладения учебной программой. Вызывает негативн...

    Нарушение чтения и письма у младших школьников.

    Предупреждение нарушений чтения и письма у младших школьников...