Главные вкладки

    Роль коррекции нарушений чтения и письма у детей специальных коррекционных классов IV вида.
    статья по теме

    Султанова Наталия Витальевна

    Одна из главных задач в начальной школе - обучение ребенка грамотному письму. Речь является важнейшим фактором в развитии  личности и возникает на почве познания окружающего мира.  Развитие речи происходит благодаря накоплению впечатлений от познания окружающей действительности, что является движущим фактором для стимулирования общения.

    Дефекты зрительного анализатора в той или иной мере отражаются на формировании  устной, и, в особенности, письменной речи.

    Письменная речь (чтение и письмо) формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап развития. Сложные условнорефлекторные связи письменной речи присоединяются к уже сформировавшимся связям второй сигнальной системы (устной речи) и развивают её. В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым. Чтение и письмо – это зрительная форма существования устной речи. Поскольку  зрительный анализатор у детей, обучающихся в специальных коррекционных классах IV вида (патология зрения) значительно отличатся от нормального уровня функционирования, освоение письменной речи в большинстве случаев происходит с трудом и растянуто во времени. Но иногда можно наблюдать, как при значительном снижении централь­ного зрения учащиеся воспринимают те или иные тексты быст­рее, чем дети с более высокой остротой зрения, что объясняет­ся компенсаторным развитием других зрительных функций и всей нервной системы.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль коррекции нарушений чтения и письма у детей специальных коррекционных классов IV вида (патология зрения).

    «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка…»

    К.Д. Ушинский

    Одна из главных задач в начальной школе - обучение ребенка грамотному письму. Речь является важнейшим фактором в развитии  личности и возникает на почве познания окружающего мира.  Развитие речи происходит благодаря накоплению впечатлений от познания окружающей действительности, что является движущим фактором для стимулирования общения.

    Дефекты зрительного анализатора в той или иной мере отражаются на формировании  устной, и, в особенности, письменной речи. Недостаток зрения сказывается на общем кругозоре слабовидящего, на формировании в первые годы жизни умения вычленять фигуры из фона, узнавать сходные предметы в наглядных различных ситуациях, дифференцировать зрительные образы и обогащать мир наглядных представлений.

    Известно, что у некоторых детей с аномалиями развития трудности восприятия усугубляются вследствие внутреннего отказа-недоверия к собственным возможностям, что еще больше ограничивает наглядный опыт слабовидящих и затрудняет раннее речевое и общее развитие (П.К. Анохин, Л.С. Выготский,  и др.).

    Письменная речь (чтение и письмо) формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап развития. Сложные условнорефлекторные связи письменной речи присоединяются к уже сформировавшимся связям второй сигнальной системы (устной речи) и развивают её. В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым. Чтение и письмо – это зрительная форма существования устной речи. Поскольку  зрительный анализатор у детей, обучающихся в специальных коррекционных классах IV вида (патология зрения) значительно отличатся от нормального уровня функционирования, освоение письменной речи в большинстве случаев происходит с трудом и растянуто во времени. Но иногда можно наблюдать, как при значительном снижении центрального зрения учащиеся воспринимают те или иные тексты быстрее, чем дети с более высокой остротой зрения, что объясняется компенсаторным развитием других зрительных функций и всей нервной системы.

    Замечено, что у слабовидящих детей замедлены реакции узнавания и различения. В связи с этим, даже вполне обученный слабовидящий читает медленнее, чем нормально видящий ученик. Это особенно важно при обучении чтению, так как существует  зависимость между скоростью узнавания и возможностями  опознания букв, что отрицательно сказывается на понимании текстов. Поэтому, медленно читающие слабовидящие дети, часто задерживаются на стадии различения букв, запаздывают при образовании слогов, и, в особенности, смыслового объединения слов и словосочетаний, что не может не отразиться в дальнейшем на процессе овладения письмом.

    Среди слабоуспевающих и неуспевающих слабовидящих школьников выделяются  дети, которые испытывают выраженные и стойкие затруднения в овладении письменной речью. Они либо вовсе не овладевают грамотой в условиях школьного обучения, либо пишут и читают с характерными ошибками, заметно отличающими их письмо и чтение от  письменной речи одноклассников. Затруднения в усвоении письменной речи в ряде случаев влекут за собой слабую успеваемость по другим предметам. Неуспеваемость слабовидящих младших школьников, характеризующаяся резким отставанием по чтению и письму - довольно распространенное явление. В некоторых случаях эти трудности бывают настолько стойкими, что сохраняются в средней и старшей школе. Следовательно, логопедическая помощь  слабовидящим детям является залогом успешности  в обучении и  важнейшим условием развития личности ребенка.

    Существует большое разнообразие ошибок и недочетов письма  и чтения слабовидящих школьников. Среди этого многообразия выделяются 2 группы нарушений, одни из которых являются отражением непосредственного влияния недостатков зрения слабовидящих детей на письменную речь, другие — связаны с речевым недоразвитием.

    К наиболее характерным нарушениям, связанным с непосредственным влиянием недостатков зрительного восприятия на письмо, относятся нарушения графических норм письма и неправильное расположение материала на странице, неверное расположение элементов и букв по отношению друг к другу и строке.  Подобные отклонения в письме значительно более распространены у слабовидящих учащихся по сравнению с детьми, имеющими нормальное зрение, особенно ими страдает письмо слабовидящих школьников с наиболее глубокими в пределах слабовидения нарушениями зрения.

    В первую очередь это объясняется ролью зрения в процессе письма. На этапе формирования графических навыков зрительные представления являются базовыми. Поскольку наглядные представления графических норм не обладают определенностью и устойчивостью, слабовидящие дети часто не видят недостатков в своем письме и не всегда могут их предупредить. Кроме того, трудности зрительного восприятия нередко ставят слабовидящего ребенка перед необходимостью выбора приемов и способов письма, не содействующих выработке правильных графических навыков. В процессе обучения с формированием наглядных представлений графических норм письма и двигательных комплексов графические недостатки сглаживаются.

    Перечисленные нарушения в письме слабовидящих связаны, а первую очередь с трудностями зрительного восприятия. Немаловажным фактором, сказывающимся на искажениях данных норм, являются трудности речевого анализа, ослабляющие внимание ребенка к графической стороне письма и расположению материала на странице, а также то, что слабовидящие школьники не всегда придают должное значение внешнему оформлению письменных работ.

     Так как у детей с нарушениями зрения речь призвана выполнять и компенсаторную функцию, формировать углубленные представления и реальные знания об окружающем мире, значение  логопедической коррекции трудно переоценить.

    Если реальный горизонт восприятия слабовидящего беднее, чем у зрячего ребенка, то при систематическом чтении достигается овладение миром идеальных и, вместе с тем, наглядных представлений, восполняющих  недостаток зрительных ощущений, а обучение чтению становится средством, расширяющим возможности овладения действительностью.

    Опыт постоянного общения с младшими слабовидящими школьниками убеждает в том, что обучение чтению слабовидящих приобретает для них характер коренной перестройки их жизнедеятельности, повышает активность, формирует устойчивую познавательную установку, и можно утверждать, что индивидуальные различия перекрывают групповые в отношении возможностей дальнейшего развития.

    1. Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии. // Собрание сочинений в 6-ти томах под ред. Т. А. Власовой. — Т. 5. — М.: Педагогика, 1983.
    2. Коробко С. Л.  Особенности произношения, чтения и письма у слепых и слабовидящих школьников. Четвертая научная конференция аспирантов и молодых специалистов по вопросам дефектологии. Тезисы докладов. Москва, 1970.
    3.  Коробко С. Л.  Замены букв в письме слабовидящих учащихся. «Дефектология», № 5, 1971.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сборник упражнений по коррекции познавательных способностей детей, обучаемых в 1 – 3 специальных (коррекционных) классах VIII вида обучения.

    Уважаемые учителя!Вашему вниманию предлагается сборник занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с учащимися  специальных (коррекционных) классов 8 вида обучения от 8...

    Статья "Коррекционная работа по предупреждению и исправлению нарушения чтения и письма у детей с отклонением в развитии"

    Коррекционная работа в специальной коррекционной школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталых школьников. На основании методических рекомендаций и...

    Использование современных образовательных технологий при обучении детей специальных (коррекционных) классов 8 вида

    Докладна педагогическом совете школына тему« Использование современных образовательныхтехнологий при обучении детей специальных(коррекционных) классов 8 вида »...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

    К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихс...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

    Цель данной системы коррекционного обучения -  усвоение значений слова, расширение стоящих за словом системы связей, восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического  ст...

    Программа по чтению и письму в 3 специальном (коррекционном) классе для детей с умеренной умственной отсталостью

    В программу включены уроки по обучению чтению и письму детей с УУО. Первые несколько уроков подразумевают чтение произведений вслух учителем и дальнейшем обсуждении их....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА    «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР»   для учащихся 5-6 классов. Срок реализации...