Статья "Коррекционная работа по предупреждению и исправлению нарушения чтения и письма у детей с отклонением в развитии"
статья

Громова Ирина Юрьевна

Коррекционная работа в специальной коррекционной школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталых школьников. На основании методических рекомендаций известных авторов Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой предложена работа по логопедической коррекции нарушений чтения и письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon logoped.ppt55.5 КБ
Microsoft Office document icon doklad.doc40 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционная логопедическая работа по предупреждению и исправлению нарушения чтения и письма у детей с отклонением в развитии. Учитель : Громова И.Ю.

Слайд 2

Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии : Определить границы предложения в тексте. Придумать предложение с определенным количеством слов. Распространить предложение, увеличив в нем количество слов. Придумать предложение по сюжетной картинке. Составить предложение из слов, данных в разбивку (деформированный текст) Определить количество слов в предложении Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.

Слайд 3

Формирование слогового анализа : Послоговое произнесение слова сопровождать движением руки слева направо. Тыльной стороной ладони ощущать движение нижней челюсти. Отхлопать, отстучать слова по слогам.

Слайд 4

Развитие слогового анализа и синтеза : Назвать (выделить) гласный звук в слоге. Поднять букву, обозначающую соответствующий звук. Записать только гласные звуки из слогов. Придумать слог с соответствующей гласной. Назвать гласные звуки в слове. Составить слово из разрезной азбуки. Составить слово из слогов, данных в беспорядке. (на-ро-во, во-ро-на) . Определить количество слогов в словах, поднять соответствующую цифру. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове . Вычерчивание слоговых схем слов (- -) .

Слайд 5

Развитие фонематического анализа и синтеза слов : Определи количество звуков и их последовательность. Придумай слово с определенным количеством звуков. Узнавание слова в виде последовательно произнесенных звуков (м-а-ш-и-н-а) . Образование слогов и слов с помощью «наращивания» звуков: (Ра-бра-брат, Ра-вра-врач, вол-волк, лев-хлев) . Образование новых слов путем замены в слове одного звука другим (дом-ком, коза-роза, стол-стул) . Преобразование одного слова в другое (мишка-мышка-машка-мушка-мошка-кошка-кашка-пашка-пышка-пушка-душка). Отобрать картинки с определенным количеством звуков. Расставить картинки под цифрами 3.4.5 в зависимости от количества звуков в слове.

Слайд 6

Развитие зрительного анализа изображений букв: Найди букву в ряду сходных. Сложить из палочек букву. Узнай и допиши недостающий элемент буквы. Узнай буквы, наложенные друг на друга. Письмо букв в воздухе. Узнавание букв по-разному расположенных в пространстве. Узнавание букв написанных разных шрифтом. Реконструкция буквы (переделка одной буквы в другую) Ы-Ь-Ъ-Б-В-З, Т-Г-П-Н-И. Соотнесение буквы с предметом (ж-жук, г-гусь, п-перекладина) .



Предварительный просмотр:

Коррекционная логопедическая работа по предупреждению и исправлению нарушения чтения и письма у детей с отклонением в развитии

Логопедическая работа в специальной коррекционной школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталых школьников. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка.

Нарушение речи у детей с интеллектуальными отклонениями являются широко распространенными, характеризуются сложностью патогенеза и симптоматики. Картина речевого развития зависит от степени локального повреждения мозговых структур, аномалии в строении артикуляционного аппарата, снижении слуха.

У умственно отсталых детей оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности, что приводит к ограниченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с умственной отсталостью способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации.

Нарушение чтения и письма у умственно отсталых школьников является одним из самых распространенных.

Я работаю в специальной коррекционной школе-интернат №10 8 вида. В школу поступают дети с различными формами умственного (психического) развития Некоторые дети учатся в общеобразовательной школе один год, многие учащиеся продублировали первый класс и были переведены в коррекционную школу, как не усвоившие программу общеобразовательной школы. У детей не сформированы этапы процесса чтения и письма, многие учащиеся не усвоили буквы, а если запомнили буквы, то не соотносили их со звуком и не сливали в слоги, путали по графическому сходству или не соотносили печатную с письменной. Чтение у этих детей побуквенное, прочитанное не понимают и пересказать не могут.

На основании методических рекомендаций известных авторов Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой работу по логопедической коррекции выполняю в следующей последовательности.

Для развития языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии я использую следующие виды занятий: (слайд №1)

  1. Определить границы предложения в тексте.
  2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
  3. Распространить предложение, увеличив в нем количество слов.
  4. Придумать предложение по сюжетной картинке.
  5. Составить предложение из слов, данных в разбивку (деформированный текст)
  6. Определить количество слов в предложении
  7. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.

Большое внимание уделяю развитию слогового анализа и синтеза, так как опыт работы с умственно отсталыми детьми показал, что умение делить слово на слоги, выделять слоги из слов, а затем выделить звук из слога помогают в дальнейшем предупредить такие ошибки на письме, как пропуск гласных, замена гласных или их добавление.

При формировании слогового анализа я предлагаю учащимся такие виды заданий: (слайд №2)

  1. Отхлопать, отстучать  слова по слогам.
  2. Послоговое произнесение слова сопровождать движением руки слева направо.
  3. Тыльной стороной ладони ощущать движение нижней челюсти.

При развитии слогового анализа и синтеза я выполняю такие задания: (слайд №3)

  1. Назвать (выделить) гласный звук в слоге.
  2. Поднять букву, обозначающую соответствующий звук.
  3. Записать только гласные звуки из слогов.
  4. Придумать слог с соответствующей гласной.
  5. Назвать гласные звуки в слове.
  6. Составить слово из разрезной азбуки.
  7. Составить слово из слогов, данных в беспорядке. (на-ро-во, во-ро-на)
  8. Определить количество слогов в словах, поднять соответствующую цифру.
  9. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове
  10. Вычерчивание слоговых схем слов (- -)

При развитии фонематического анализа и синтеза слов проводятся однотипные упражнения, но касающиеся уже не слогового, а звукового анализа. (слайд №4)

  1. Определи количество звуков и их последовательность.
  2. Придумай слово с определенным количеством звуков.
  3. Узнавание слова в виде последовательно произнесенных звуков (м-а-ш-и-н-а)
  4. Образование слогов и слов с помощью  «наращивания» звуков: (Ра-бра-брат, Ра-вра-врач, вол-волк, лев-хлев)
  5. Образование новых слов путем замены в слове одного звука другим (дом-ком, коза-роза, стол-стул)
  6. Преобразование одного слова в другое (мишка-мышка-машка-мушка-мошка-кошка-кашка-пашка-пышка-пушка-душка).
  7. Отобрать картинки с определенным количеством звуков.
  8. Расставить картинки под цифрами 3.4.5 в зависимости от количества звуков в слове.

Одновременно провожу работу по развитию зрительного анализа изображений букв: (слайд №5)

  1. Найди букву в ряду сходных.
  2. Сложить из палочек букву.
  3. Узнай и допиши недостающий элемент буквы.
  4. Узнай буквы, наложенные друг на друга.
  5. Письмо букв в воздухе.
  6. Узнавание букв по-разному расположенных в пространстве.
  7. Узнавание букв написанных разных шрифтом.
  8. Реконструкция буквы (переделка одной буквы в другую) Ы-Ь-Ъ-Б-В-З, Т-Г-П-Н-И.
  9. Соотнесение буквы с предметом (ж-жук, г-гусь, п-перекладина)

Процесс коррекции нарушения речи в специальной коррекционной школе длительный, трудоемкий, требующий значительных сил, знаний, умений не только одного логопеда, но и всего педагогического коллектива. Поэтому совместная работа логопеда, учителя и воспитателя четко определена. Налажена взаимопосещаемость занятий, осуществляется преемственность. Учитель и воспитатель проводят логопедические минутки по закреплению речевых навыков:в учебной работе, при подготовке домашних заданий, при проведении воспитательных мероприятий. Осуществление дифференцированного подхода, учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося, подбор речевых игр, игрушек, иллюстраций создает благоприятные условия для коррекции нарушений речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы обследования нарушений чтения и письма у детей

Чтение и письмо с точки зрения нейропсихологииЗадачи диагностикиОбзор методики Фотековой, Ахутиной...

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Статья "Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста" дает ответы -  на что же необходимо обратить внимание родителям (воспитателям)! Здесь же выбраны типичные ошибки обу...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Основные задачи по профилактике нарушений письма у детей дошкольного возраста1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа ...

Роль коррекции нарушений чтения и письма у детей специальных коррекционных классов IV вида.

Одна из главных задач в начальной школе - обучение ребенка грамотному письму. Речь является важнейшим фактором в развитии  личности и возникает на почве познания окружающего мира.  Развитие ...

Консультация для родителей первоклассников "Предупреждение нарушения чтения и письма у детей младшего школьного возраста".

Учитель-логопед предлагает родителям назвать причины трудностей при обучении в школе (слайд№2-3). Далее логопед приводит примеры письменных ошибок, подкреплённые фрагментами письменных работ учащихся...

«Нарушения чтения и письма у детей с ОВЗ и методы их устранения на уроках и вовнеурочное время».

«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, высказывания и понимания»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА    «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР»   для учащихся 5-6 классов. Срок реализации...